Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2012 года N 11-п


Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы»      

(с изменениями на 28 января 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 июня 2014 года на основании
постановления Правительства Пермского края от 26 мая 2014 года N 396-п
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Пермского края от 28 января 2013 года N 29-п ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 4 от 4 февраля 2013 года) (вступает в силу с 15 февраля 2013 года).

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 ноября 2011 г. N 3001 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы», постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ»

Правительство Пермского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на  2012-2015 годы».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Бербер Е.В.



И.о.председателя
 Правительства края
 В.Ю.Цветов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Пермского края
от 10 января 2012 года N 11-п
(в редакции постановления Правительства Пермского края
от 28 января 2013 года N 29-п)

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы

Долгосрочная целевая программа «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы» (далее - Программа)

Основание разработки
Программы

Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 17 ноября 2011 г. N 3001 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы»

Разработчик Программы

Министерство социального развития Пермского края

Ответственный
исполнитель Программы

Министерство общественной безопасности Пермского края

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Пермского края;
Министерство образования Пермского края;
Министерство общественной безопасности Пермского края;
Министерство социального развития Пермского края;
Березниковский городской округ;
Краснокамский муниципальный район;
Кудымкарский городской округ;
Лысьвенский муниципальный район;
Пермский городской округ;
Чайковский муниципальный район

Цели и задачи
Программы

Цель: существенное сокращение незаконного распространения и потребления психоактивных веществ, масштабов их последствий для безопасности и здоровья личности и общества в целом.
Задачи:
сформировать систему уничтожения инфраструктуры нелегального производства, систему ликвидации сырьевой базы незаконного наркопроизводства, транспортировки и распространения наркотических средств на территории Пермского края;
обеспечить пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления;
сформировать систему ценностей у детей и молодежи, ориентированную на ведение здорового образа жизни и раннее выявление лиц, незаконно употребляющих психоактивные вещества;
стимулировать и поддерживать гражданские инициативы, направленные против употребления психоактивных веществ, привлекать к деятельности по профилактике, в том числе третичной (реабилитации), общественные организации, социально ответственный бизнес;
расширить лечебное и реабилитационное пространство, повысить качество лечебных и реабилитационных услуг наркологического профиля благодаря внедрению методов лечения наркологических расстройств с применением инновационных технологий

Основные этапы
реализаци Программы

Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации Программы

Срок реализации Программы

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования
Программы

Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2012-2015 годы - 174 156,3 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 16 733,5 тыс. рублей;
2013 год - 53 694,8 тыс. рублей;
2014 год - 52 803,0 тыс. рублей;
2015 год - 50 925,0 тыс. рублей

Целевые показатели Программы

Уровень заболеваемости наркологическими расстройствами;
уровень распространенности наркологических расстройств;
объем изымаемых из незаконного оборота наркотических средств, психоактивных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ;
количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоактивных веществ и их прекурсоров;
количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоактивных веществ и их прекурсоров;
уровень распространенности употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ среди несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, от общей численности несовершеннолетних;
доля больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся в ремиссии свыше 5 месяцев;
доля направленных на социальную реабилитацию от общего количества больных наркоманией, состоящих на учете, в пилотных территориях;
доля наркопотребителей, находящихся в ремиссии, от общего количества лиц, прошедших реабилитацию с использованием сертификата, в пилотных территориях

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке

Снижение уровня заболеваемости наркологическими расстройствами на 5%;
снижение уровня распространенности наркологических расстройств на 10%;
увеличение объема изымаемых из незаконного оборота наркотических средств, психоактивных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ на 5%;
увеличение количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психоактивных веществ и их прекурсоров, на 5%;
увеличение доли выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психоактивных веществ и их прекурсоров, на 3%;
снижение уровня распространенности употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ среди несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, от общей численности несовершеннолетних на 22%;
увеличение доли больных наркологическими расстройствами, находящихся в ремиссии свыше 5 месяцев, на 17%;
увеличение доли направленных на социальную реабилитацию от общего количества больных наркоманией, состоящих на учете в пилотных территориях, до 22%;
увеличение доли наркопотребителей, находящихся в ремиссии, от общего количества лиц, прошедших реабилитацию с использованием сертификата, в пилотных территориях до 45%

Контроль реализации Программы

Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство общественной безопасности Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края



I. Общие положения


1.1. Программа определяет комплекс мер, направленных на сокращение незаконного распространения и потребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) на территории Пермского края.

ПАВ - это препараты синтетического или естественного происхождения, оказывающие специфическое воздействие. ПАВ включает в себя следующие 3 группы: алкогольные напитки, наркотические средства, токсические и иные вещества.

1.2. Объектом регулирования Программы является незаконное распространение и потребление ПАВ. Предметом регулирования служит деятельность, оказывающая воздействие на незаконное распространение, а также на причины и последствия незаконного потребления ПАВ. Сфера действия Программы охватывает вопросы профилактики, выявления и реабилитации потребителей ПАВ, а также противодействия незаконному обороту наркотических средств.

1.3. Программа разработана в соответствии с Законом Пермской области от 10 марта 2000 г. N 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермского края», постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 ноября 2011 г. N 3001 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы» и постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

1.4. Иные понятия, применяемые в настоящей Программе, определены статьей 2 Закона Пермской области от 10 марта 2000 г. N 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермского края».



II. Обоснование необходимости решения задачи программно-целевым методом


При реализации краевой целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы», утвержденной Законом Пермского края от 18 декабря 2007 г. N 156-ПК «О краевой целевой программе «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы», основные усилия были сконцентрированы на достижении результатов по следующим направлениям:

проведение целенаправленной работы по профилактике распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании и связанных с ними правонарушений;

обеспечение координации деятельности субъектов профилактики в соответствии с данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями;

внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.

Анализ результатов текущей программы позволяет сделать вывод о ее эффективности.

В Пермском крае на конец 2010 года на наркологическом учете состояло 68 421 человек (2009 г. - 71 874 человека), что составляет 2,53% общей численности населения. Снижение количества наркологических больных произошло главным образом за счет уменьшения количества лиц, страдающих алкоголизмом и злоупотребляющих алкоголем.

В крае снижены масштабы заболеваемости наркологическими расстройствами с 215,8 случая на 100 тыс. населения в 2008 году до 182,1 случая в 2010 году и распространенности наркологических расстройств с 2 467,9 случая на 100 тыс. населения в 2008 году до 2 318,66 случая на 100 000 населения в 2010 году.

Число наркопотребителей, состоящих под наблюдением наркологических учреждений и подразделений лечебно-профилактических учреждений края на конец 2010 года, составило 14 231 человек, в том числе 9 575 больных наркоманией и 4 656 лиц, употребляющих наркотические средства (далее - НС) с вредными последствиями (так называемая «группа риска»).

Прослеживается положительная динамика показателя заболеваемости наркоманией и вновь выявленных случаев употребления НС с вредными последствиями на 100 тыс. населения: число впервые выявленных наркопотребителей на 100 тыс. населения в 2010 году сократилось по сравнению с предыдущим годом на 21,4%, а по сравнению с 2007 годом - на 36,4%.

Общее число зарегистрированных (выявленных) впервые в жизни случаев употребления наркотических средств с вредными последствиями на 100 тыс. населения («группа риска») в 2010 году сократилось по сравнению с предыдущим периодом на 23,5%.

Увеличилось число проконсультированных врачом-наркологом впервые выявленных несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, по направлениям субъектов профилактики (подразделений по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, лечебно-профилактических учреждений и образовательных учреждений) с 1 790 человек в 2008 году до 5 702 человек в 2010 году.

Также улучшение ситуации отмечается в части исследования биосред подростков Пермского края. В результате тестирования учащихся положительные пробы обнаружены в 2008 году у 1,9% протестированных, в 2009 г. аналогичный показатель составил 1,6%, в 2010 году - 0,7%.

В рамках укрепления материально-технической базы учреждений системы здравоохранения достигнуто 100-процентное обеспечение кабинетов медицинского освидетельствования на состояние опьянения средствами измерения и квалифицированными кадрами.

Вырос на 11% объем изымаемых из незаконного оборота НС, ПАВ или их аналогов, он составил в 2010 году 283 743,0 грамма.

Существенно снизилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, - с 7 906 преступлений в 2009 году до 6 907 в 2010 году.

Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в состоянии распространенности и заболеваемости наркологическими расстройствами, ситуация, сложившаяся в Пермском крае в связи с распространением потребления ПАВ, остается серьезной.

Снижение показателей заболеваемости и распространенности наркологических расстройств является отражением только выявленных случаев. О наличии скрытой проблемы, латентных потребителей говорят результаты социологических исследований, наличие отравлений алкоголем и наркотиками, рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Пермском крае.

За 2010 год на территории края зарегистрировано 666 случаев отравлений НС, что на 31,1% выше уровня 2009 года; отравлений со смертельным исходом - 220 случаев (2009 год - 221 случай).

По данным Пермского краевого центра профилактики СПИД и инфекционных заболеваний, в 2010 году в крае зарегистрировано 1 904 новых случая  ВИЧ-инфекции, что превышает показатели прошлого года на 17,0%.

Распространенность наркомании в 2010 году в Пермском крае осталась на уровне прошлого года, показатель на 100 тыс. населения составил 360,25 случая.

Средний показатель уровня заболеваемости наркоманией в Пермском крае превышает средние показатели как по Приволжскому федеральному округу, так и по Российской Федерации в целом. По результатам 2009 года Пермский край по заболеваемости наркоманией занял 1-е место в Приволжском федеральном округе, 5-е место - в Российской Федерации; по показателям распространенности наркомании - 2-е и 12-е место соответственно.

Проведенный в 2010 году анонимный социологический опрос учащихся различных типов учебных заведений территорий, приоритетных по уровню распространенности наркомании и алкоголизма (г. Пермь, г. Краснокамск, г. Кудымкар), показал наличие опыта употребления алкоголя у подавляющего большинства опрошенных. Следует отметить, что возраст первой пробы алкоголя молодеет.

Наличие значительного числа лиц, зависимых от алкоголя или наркотиков, в Пермском крае также является одним из факторов, ухудшающих криминальную обстановку в сфере преступлений общеуголовной направленности, таких как кражи, грабежи и разбои, совершаемые с целью получения средств для приобретения алкоголя и наркотиков; побои, изнасилования и убийства в состоянии опьянения, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

При этом снизилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом НС, ПАВ и их прекурсоров, с 3 556 в 2009 году до 3 348 в 2010 году. Уменьшилось на 5% по сравнению с 2009 годом и количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом НС, ПАВ и их прекурсоров.

Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы влекут за собой целый ряд экономических потерь:

повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни;

утрата трудоспособности;

снижение производительности труда;

затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков и токсических веществ;

ущерб от пожаров;

дорожно-транспортные происшествия;

расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, с целью эффективного решения задач в области сокращения незаконного распространения и потребления ПАВ предлагается использование программно-целевого метода, являющегося в сложившейся ситуации наиболее эффективным, поскольку:

отсутствует возможность достижения поставленных задач путем реализации мероприятий в рамках основной деятельности Министерства социального развития Пермского края и(или) эффект от этих мероприятий будет несравнимо меньший;

позволит сконцентрировать ресурсы (организационные, трудовые, информационные, финансовые, материальные), направленные на решение поставленных задач различными органами государственной власти Пермского края (Министерство социального развития Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края), а также представителями учреждений здравоохранения Пермского края, правоохранительных органов Пермского края.



III. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели и контрольные точки Программы


3.1. Целью Программы является существенное сокращение незаконного распространения и потребления ПАВ, масштабов их последствий для безопасности и здоровья личности и общества в целом.

Достижение указанной цели осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

сокращение предложения ПАВ путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота на территории Пермского края, противодействия наркоагрессии (далее - сокращение предложения наркотиков);

сокращение спроса на ПАВ путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы (далее - сокращение спроса на наркотики).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»