ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2013 года N 751


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы»


Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы».

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель
Законодательного Собрания
В.А.Сухих



Приложение
к постановлению Законодательного
 Собрания Пермского края
от 21 марта 2013 года N 751

     

КОНЦЕПЦИЯ

долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы»     

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы» (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, ключевые направления, приоритеты, задачи развития образования, комплекс программных мероприятий, обеспечивающих оптимально возможное совершенствование всех элементов системы и механизмы их реализации как фундаментальных составляющих социально-экономического развития региона.

Настоящая Концепция исходит из целевых ориентиров инновационного развития образования, указанных в нормативных правовых актах Российской Федерации, приоритетов социально-экономического развития Пермского края.

Разработка Концепции обусловлена:

Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края»;

постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы» (далее - Программа), направленной на решение задач системных изменений в сфере содержания и организации образовательной деятельности, осуществляемой органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления Пермского края и образовательными учреждениями (организациями) Пермского края.



1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом


Стратегия развития образования в современной России определена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N Пр-271, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р, решениями Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Концептуальные документы и целевые программы российского уровня ставят проблему недостаточной социальной эффективности действующей системы образования, ее отставания от запросов современной экономики и общества.

Актуальная ситуация в системе образования Пермского края характеризуется особым динамизмом, сложностью, порой противоречивостью развертывающихся процессов. При наличии отдельных механизмов, способствующих росту качества образования, в целом его эффективность оказывается еще недостаточной для обеспечения новых задач развития Пермского края - становления инновационной экономики, повышения уровня жизни населения, роста инвестиционной привлекательности региона.

Учитывая сложность, многообразие и масштаб поставленных задач, необходимость выработки комплексных и системных решений, обеспечивающих кардинальное изменение качества образования в достаточно короткие сроки, представляется, что наиболее эффективным средством будет являться программно-целевой метод управления, предполагающий разработку и реализацию Программы. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в эффективном использовании различного рода ресурсов, актуализации задач повышения социальной эффективности образования для всех участников образовательных отношений системы образования Пермского края.

Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования позволит создать условия для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в условиях бюджетных ограничений.

Решение поставленных задач в рамках Программы позволит в комплексе обеспечивать деятельность по развитию образования в Пермском крае в соответствии с Законом Пермского края от 12 марта 2010 г. N 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края», Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы». Также предусматривается решение задач координации Программы с работой по реализации других долгосрочных целевых программ, как действующих - «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы», «Развитие и гармонизация национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы», - так и разрабатываемых - «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2017 годы», «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы», «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы».

Программа является средством достижения общественного консенсуса по приоритетам образовательной политики как в целом в Пермском крае, так и в отдельных муниципальных образованиях.

Наличие Программы является необходимым условием для получения федерального софинансирования Министерством образования и науки Российской Федерации региональных проектов.

Накопленный в регионе опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по модернизации системы образования, а именно: участие региона в комплексном проекте модернизации образования, реализованном в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования» (далее - КПМО), результаты осуществления мероприятий федеральных проектов, таких как приоритетный национальный проект «Образование» в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее - ПНПО), - также подтверждает целесообразность и необходимость разработки и реализации Программы, направленной на развитие системы образования Пермского края.

Программа как организационная основа региональной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих структурные изменения в образовании.

Важнейшим результатом использования программно-целевого метода является создание механизма координации всех направлений деятельности, предусмотренных Программой, на основе системного подхода к ее осуществлению на региональном и муниципальном уровнях. Также обеспечивается эффективное решение проблем в системе образования за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных целью, задачами, ресурсами и сроками. Программно-целевой метод реализуется при комплексной системе мониторинга, действующей на основе объективных целевых показателей в системе образования Пермского края.

Программно-целевой метод является наиболее перспективным для решения существующих проблем, сдерживающих развитие системы образования региона, а именно:

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Пермского края;

несформированность региональной системы оценки качества образования, позволяющей отследить социальные эффекты образовательной деятельности;

территориальная дифференциация качества образования, увеличивающийся разрыв в качестве образования между городскими и сельскими малокомплектными школами;

неразвитость в регионе независимых форм и механизмов участия граждан, общественных организаций, предприятий и профессиональных сообществ работодателей в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования;

высокая доля образовательных учреждений (организаций), работающих без лицензии на осуществление образовательной деятельности;

отсутствие притока молодых специалистов в сферу образования, дефицит квалифицированных педагогических и управленческих кадров;

недостаточность имеющихся условий организации работы отдельных специалистов в общеобразовательных учреждениях (организациях), а именно: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов;

низкая заработная плата педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (организациях) и малокомплектных сельских школах;

недостаточность действующих объемов нормативно-подушевого финансирования для обеспечения функционирования малокомплектных школ и школ, реализующих инновационные образовательные программы;

недостаточный уровень обеспечения безопасности условий функционирования ряда образовательных учреждений (организаций);

несовершенство системы социального партнерства в системе образования;

несоответствие инфраструктуры образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования и высшего образования требованиям, обеспечивающим доступность и качество профессионального образования;

недостаточные материально-технические условия дошкольных образовательных учреждений (организаций) для реализации федеральных государственных требований;

недостаточность мест в дошкольных образовательных учреждениях (организациях);

отсутствие целостной системы сопровождения одаренных детей на всех уровнях образования;

низкая вовлеченность талантливых школьников в международные и всероссийские конкурсы;

недостаточный спектр вариативных форм получения образования для детей с различным уровнем образовательных потребностей;

недостаточно эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий;

недостаточность сетевых образовательных ресурсов регионального уровня;

недостаточное использование потенциала национального образования для сохранения языков, культуры, традиций и воспитания подрастающего поколения;

недостаточность материально-технических и кадровых ресурсов для обеспечения инклюзивного образования;

недостаточное обеспечение доступности получения основного общего, среднего профессионального и высшего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

недостаточность выбора образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

недостаточно широко реализуемая и малоэффективная профориентационная работа с молодежью;

недостаточно эффективная региональная система заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования из-за отсутствия сбалансированного, учитывающего интересы работодателей и государства, среднесрочного прогноза на подготовку специалистов и рабочих кадров;

низкий уровень подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования;

отсутствие центров оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования;

низкая ориентированность системы среднего профессионального образования на экономику Пермского края и потребности потенциальных работодателей, недостаточное обеспечение потребностей Пермского края в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям развития;

недостаточная привлекательность пермских вузов для молодежи Пермского края, других регионов Российской Федерации, зарубежных стран;

недостаточная коммуникативная иноязычная компетентность школьников, студентов и ученых Пермского края, сдерживающая ведение научных исследований, участие в международных грантах, олимпиадах и конференциях;

недостаточная активность научной и инновационной деятельности пермских вузов, в том числе осуществляемой в партнерстве с зарубежными университетами;

несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования современным требованиям экономики региона.



2. Обоснование соответствия решаемой проблемы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Пермского края


Одной из приоритетных задач, стоящих перед регионом, является задача обеспечения его конкурентных преимуществ за счет развития человеческого потенциала Пермского края. В первую очередь речь идет о развитии образовательной составляющей человеческого капитала, так как в быстроменяющихся социально-экономических условиях жизни, в мире, где стремительно развиваются наука и технологии, приводящие к колоссальному увеличению накопленных человечеством знаний, роль образования в жизни человека возрастает также стремительно. Стратегической основой экономического развития края становится формирование экономики нового типа (инновационной экономики, экономики знаний). В условиях конкурентной борьбы для региона приоритетным фактором развития является человеческий ресурс, то есть люди, способные генерировать новые идеи, создавать для их реализации новые рабочие места.

Пермскому краю нужны люди, способные к высокопроизводительному труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни новых поколений, социальных связей и институтов. Обучение и развитие такого рода людей рассматриваются в качестве инвестиции в конкурентное развитие Пермского края.

В этих условиях основной проблемой, стоящей перед образовательной системой Пермского края, становится неравномерность достижения современного качества образования в отдельных муниципальных образованиях и образовательных учреждениях (организациях) Пермского края, его недостаточная социальная эффективность, в том числе отсутствие массовой образовательной практики по формированию у учащихся социально значимых компетентностей, таких как умение получать и использовать знания в новых условиях, умение учиться, способность к самоопределению и самоидентификации, правовое сознание, социальная и исследовательская компетентности, компетентность в вопросах сохранения здоровья.

Приоритетные направления социально-экономического развития Пермского края определены в «Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы», утвержденной Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК.

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования региона в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, КПМО, ПНПО и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации данной сферы удовлетворяет общество.

Материальная база системы образования Пермского края в целом находится в удовлетворительном состоянии благодаря реализации проекта «Новая школа». Однако остается высокой доля (около 17%) образовательных учреждений (организаций) Пермского края, работающих без лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Продолжает оставаться важной социальной проблемой нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях (организациях). В 2012 году 30,1 тыс.детей состоят на учете для определения в детские сады. Необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста.

Остается низкой заработная плата педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (организациях) и малокомплектных сельских школах. Так, заработная плата воспитателей детских садов в 2011 году составляла 62% от уровня средней заработной платы в системе общего образования Пермского края.

Пермский край входит в «золотую дюжину» субъектов Российской Федерации, учащиеся которых достигли высоких результатов во всероссийских олимпиадах школьников; здесь работают 6 заочных школ для одаренных детей при ведущих пермских университетах. Но вовлеченность талантливых школьников в международные и всероссийские конкурсы остается низкой, и сопровождение одаренных детей не стало приоритетом всех муниципальных образований Пермского края.

Система общего образования Пермского края характеризуется высокими результатами по академическим показателям. Об этом свидетельствует превышение в Пермском крае «среднего балла ЕГЭ по всем предметам» в сопоставлении с общероссийскими показателями, рост числа выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ более 225 баллов. В то же время ряд школ Пермского края не может достигнуть современного уровня учебных достижений, что требует организации специальной работы по исправлению ситуации. Пока приходится констатировать несоответствие уровня качества среднего общего образования современному уровню развития науки и общества. Отмечается низкий уровень подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»