ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2010 года N 897-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕМЬЯ И ДЕТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2011-2015 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 12.10.2018 N 567-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 15.10.2018, в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - 15.10.2018).
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 25.03.2011 N 143-п, от 29.07.2011 N 507-п, от 27.04.2012 N 242-п, от 18.06.2013 N 707-п, от 09.09.2013 N 1188-п)
В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19 августа 2010 года N 2239 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 года N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Кочурову Н.Г.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 18.06.2013 N 707-п)
Председатель
Правительства края
В.А.СУХИХ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕМЬЯ И ДЕТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2011-2015 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 25.03.2011 N 143-п, от 29.07.2011 N 507-п, от 27.04.2012 N 242-п, от 18.06.2013 N 707-п, от 09.09.2013 N 1188-п)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы" |
Основание разработки Программы | |
Государственный заказчик | Правительство Пермского края |
Руководитель Программы | Заместитель председателя Правительства Пермского края |
Разработчик Программы | Департамент социальной политики Аппарата Правительства Пермского края |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 18.06.2013 N 707-п) | |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство социального развития Пермского края |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1188-п) | |
Исполнители Программы | Аппарат Правительства Пермского края; |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1188-п) | |
Цели и задачи Программы | Цель: создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае. |
Основные этапы реализации Программы | Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода реализации Программы |
Срок реализации Программы | Программа рассчитана на период с 2011 года по 2015 год |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2015 годы - 300020,9 тыс. руб., в том числе: |
Целевые показатели Программы | Младенческая смертность; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке | Снижение младенческой смертности с 8,6 до 7,8 промилле; снижение перинатальной смертности с 7,3 до 6,3 промилле; |
Контроль реализации Программы | Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство социального развития Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1188-п) |
1.1. Долгосрочная целевая программа "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы" (далее - Программа) является продолжением краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы" и основывается на ее опыте.
Настоящая Программа определяет направления и механизмы решения проблемы в сфере материнства, отцовства и детства с целью создания условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае.
1.2. Настоящая Программа определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие, а также обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
1.3. В настоящей Программе используются следующие понятия и термины:
нуклеарная семья - однопоколенческая семья, а также семья, состоящая из родителей, не состоящих в браке, и детей, находящихся на их иждивении. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи;
репродуктивное здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия в производстве потомства и психосексуальных отношениях в семье;
фертильный возраст - период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребенка. В демографии фертильный возраст принимается от 15 до 49 лет;
перинатальная смертность - смертность жизнеспособных плодов и новорожденных детей;
инклюзивное образование - образование, которое обеспечивает доступ к образованию в условиях массовой школы для детей с особыми потребностями в обучении (дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья) с целью их социализации и адаптации к жизни.
По предварительным оценкам реализации краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы" к 2009 г. удалось добиться снижения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности по сравнению с показателями 2007 года (на момент разработки краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы").
Так, показатель младенческой смертности населения снижен по сравнению с 2007 годом на 24,8% и составил 8,5 промилле (2007 - 11,3 промилле) при ожидаемом снижении на 0,3%, впервые приблизившись к уровню Российской Федерации - 8,5 промилле.
Показатель перинатальной смертности в 2009 году уменьшился на 18,3% по сравнению с 2007 годом.
Сократилось количество детей-инвалидов (на 485 чел.): их доля в общей численности детского населения в 2009 году составила 1,6% против 1,7% в 2007 году.
Количество семей, находящихся в социально опасном положении, по сравнению с 2007 годом сократилось на 15,6% и составило 7499 чел. (2007 - 8884 чел.).
Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (от вновь выявленных), составила в 2009 году 82,5% (2007 - 75%). Результаты краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы" показывают, что мероприятия по ранней профилактике семейного неблагополучия гораздо менее затратны, чем меры, связанные с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, интернатных учреждениях, их дальнейшим жизнеустройством.
Доля несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных, к общему числу неработающих и необучающихся детей увеличилась в 3,9 раза.
Доля несовершеннолетних, ранее совершивших преступления, по сравнению с 2007 годом сократилась на 25,8% (2007 - 795 чел.; 2009 - 590 чел.). Значительно сократилось количество преступлений, совершаемых подростками, а также количество участников преступлений и удельный вес преступлений, совершаемых подростками, в общем числе преступлений в крае.
Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников соответствует ожидаемому показателю и составила 5%. Пермский край вошел в число лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству детей, ставших победителями и призерами российского, международного уровней, от общего количества детей.
Вместе с тем в сфере обеспечения жизнедеятельности семей и детей осталось достаточно проблем, а также выявились новые, требующие решения на региональном уровне:
темпы снижения материнской смертности меньше ожидаемых значений на 25,5%;
показатель младенческой смертности в сельской местности в 1,5 раза превысил показатель по городским территориям;
показатель общей заболеваемости детского населения от 0 до 17 лет в крае увеличился по 13 классам болезней, рост общей заболеваемости детей зарегистрирован на 55,3% территорий края;
отмечен рост заболеваемости новорожденных, в причинах которой лидировала группа заболеваний перинатального периода;
увеличился показатель первичной инвалидности детей до 18 лет к численности детского населения;
обострилась проблема со случаями жестокого обращения с детьми в семьях, в том числе в замещающих, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
отмечаются случаи возвратов детей из различных форм семейного устройства;
в связи с развитием семейного устройства и значительным сокращением контингента воспитанников детских домов выросла концентрация в интернатных учреждениях детей со значительными проблемами в поведении и здоровье (особенно подростков), требующая освоения новых технологий работы с ними.
На современном этапе необходимо учитывать еще два важных фактора современного демографического развития.
1. В обществе произошел переход от традиционной модели семьи к современной нуклеарной семье, в которой присутствуют: мать (не всегда), отец (не всегда), ребенок (не всегда), второй ребенок (редко), третий ребенок (почти никогда). Социологические исследования утверждают, что если рождение первого ребенка не обязательно связано с экономическими факторами, присутствующими в жизни матери и отца, то рождение второго, третьего и последующих детей все больше определяется именно качеством жизни семьи, ее благосостоянием и дружественной окружающей средой во всех ее проявлениях.
2. Уменьшается количество женщин фертильного возраста, что является одним из факторов риска снижения рождаемости в крае. Особо актуальным при этом становится состояние репродуктивного здоровья как женского, так и мужского населения.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы носят всеобщий характер, глубоко укоренены в современном образе жизни и, как отмечают ведущие демографы России, слабо поддаются воздействию только со стороны государства.
В связи с этим необходимо переориентировать работу на формирование у населения мотивов сохранения репродуктивного здоровья, ответственного родительства, сохранения родной семьи ребенка на разных этапах ее кризиса, создания среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. Необходимо сконцентрироваться на разработке и запуске в обществе саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения актуальных проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.
Целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения семей и детей в рамках Программы определяется следующими факторами.
В первую очередь решение вышеперечисленных проблем входит в число приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в сфере развития человеческого потенциала, а также реализации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года (в период с 2007 по 2009 год, было привлечено 33645,9 тыс. руб. федерального бюджета, а также 25171,6 тыс. руб. из внебюджетных источников).
Указанные проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет, так как носят комплексный многоуровневый и межведомственный характер.
Решение поставленных в данном разделе проблем окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее социально-экономическое развитие края.
3.1. Основной целью Программы является создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае.
3.2. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
создание условий для сохранения и развития репродуктивного здоровья населения Пермского края: обеспечение безопасного и ответственного материнства и отцовства, рождения здоровых детей;
развитие механизмов, обеспечивающих защиту благополучия детей в семье: профилактика раннего семейного неблагополучия, формирование ответственного родительства, предупреждение социального сиротства (установка на сохранение родной семьи ребенка);
создание условий для наилучшего проявления и развития способностей ребенка с учетом его индивидуальности;
формирование среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений;
разработка и запуск саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения актуальных проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.
3.3. Целевые показатели, отражающие изменение ситуации за период реализации Программы: