Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2013 года N 525-П


О государственной программе Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"

(с изменениями на 6 мая 2020 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 13.02.2014 N 69-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2014 N 149-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.07.2014 N 411-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2014 N 572-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.12.2014 N 686-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.12.2014 N 704-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2014 N 732-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2015 N 388-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.11.2015 N 552-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.11.2015 N 585-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 N 683-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 N 684-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.02.2016 N 82-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.04.2016 N 143-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.06.2016 N 272-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.08.2016 N 403-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2016 N 488-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2016 N 658-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2016 N 712-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2016 N 731-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 745-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.04.2017 N 159-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.08.2017 N 418-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.10.2017 N 542-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 717-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.03.2018 N 159-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.05.2018 N 282-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.05.2018 N 284-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2018 N 586-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.11.2018 N 655-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 761-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 762-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 763-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.04.2019 N 309-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2019 N 455-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.07.2019 N 502-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.08.2019 N 586-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.10.2019 N 763-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.11.2019 N 822-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2019 N 959-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2020 N 99-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2020 N 353-П.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В наименовании, пункте 1, в наименовании и по тексту приложения слова "до 2020 года" исключены -

постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 761-П.
_______________________________________________________________



На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П. В. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 14.08.2017 N 418-П, см. предыдущую редакцию).


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Губернатор области
В. В. Радаев

     

     
Приложение
к постановлению Правительства области
от 3 октября 2013 года N 525-П

     Государственная программа Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"
(приложение с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.08.2017 N 418-П, см. предыдущую редакцию)

_______________________________________________________________

По тексту государственной программы слова "лица предпенсионного возраста",

"лица, уволенные с военной службы" в различных падежах заменены соответственно

словами "граждане предпенсионного возраста", "граждане, уволенные с военной службы"

в соответствующих падежах -
постановление Правительства Саратовской области от 30.04.2019 N 309-П.

_______________________________________________________________

Паспорт государственной программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2016 N 488-П, см. предыдущую редакцию).

наименование государственной программы

Государственная программа Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области" (далее - государственная программа)

ответственный исполнитель государственной программы

министерство занятости, труда и миграции области

соисполнители государственной программы

отсутствуют

Участники государственной программы

министерство образования области;

министерство социального развития области;

министерство здравоохранения области;

министерство культуры области;

министерство молодежной политики, спорта и туризма области;

министерство молодежной политики и спорта области;

министерство информации и печати области;

министерство сельского хозяйства области;

комитет общественных связей и национальной политики области;

министерство внутренней политики и общественных отношений области;

территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости - Государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию);

федеральное бюджетное учреждение науки "Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены" Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию);

Саратовское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (по согласованию);

региональное объединение работодателей "союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области" (по согласованию);

Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию);

Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию);

органы местного самоуправления области (по согласованию);

организации, оказывающие услуги по проведению специальной оценки условий труда (по согласованию);

организации, оказывающие услуги по обучению по охране труда (по согласованию);

образовательные организации с профильными кафедрами в сфере охраны труда (по согласованию);

работодатели (по согласованию);

организации области (по согласованию);

общественные организации инвалидов (по согласованию)

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 717-П, см. предыдущую редакцию)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма 1 "содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

подпрограмма 2 "совершенствование социально-трудовых отношений"; подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции";

подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую

область соотечественников, проживающих за рубежом";

подпрограмма 5 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения,

направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области";

подпрограмма 6 "совершенствование социального партнерства";

подпрограмма 7 "Улучшение условий и охраны труда";

подпрограмма 8 "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве";

подпрограмма 9 "Материально-техническая база и кадровый потенциал сферы занятости, труда и миграции Саратовской области"     

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2018 N 586-П, см. предыдущую редакцию)

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цели государственной программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

повышение качества трудовых отношений;


привлечение дополнительных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью экономики области;

компенсация убыли населения области;

устойчивость развития рынка труда;

создание условий для организации эффективной занятости инвалидов молодого возраста и интеграции их в трудовую деятельность;

организация эффективной деятельности министерства занятости, труда и миграции области и подведомственных ему государственных учреждений

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2018 N 586-П, см. предыдущую редакцию)

Целевые показатели государственной программы

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год от численности экономически активного населения к 2020 году не более 5,0 процента;

уровень регистрируемой безработицы к концу 2017 года не выше 1 процента от численности экономически активного населения;


численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих к 2020 году не более 1,05 единиц;


удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию области из стран с визовым режимом въезда, к 2020 году составит 100 процентов;


доля соотечественников в трудоспособном возрасте от общего количества граждан, добровольно переселившихся в Саратовскую область в рамках государственной программы, ежегодно не менее 70 процентов;


уровень охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями к концу 2019 года 75 процентов

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 17.07.2019 N 502-П, см. предыдущую редакцию)

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы

объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы составляет 6 311 855,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 751 484,5 тыс. рублей;

2015 год - 861 122,7 тыс. рублей;

2016 год - 872 817,5 тыс. рублей;

2017 год - 752 450,5 тыс. рублей;

2018 год - 691 324,5 тыс. рублей;

2019 год - 1 221 610,3 тыс. рублей;

2020 год - 1 161 045,8 тыс. рублей;

из них:

областной бюджет - 458 105,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 55 159,4 тыс. рублей;

2015 год - 43 023,8 тыс. рублей;

2016 год - 54 884,2 тыс. рублей;

2017 год - 53 044,0 тыс. рублей;

2018 год - 61 484,2 тыс. рублей;

2019 год - 108 008,4 тыс. рублей;

2020 год - 82 501,5 тыс. рублей;

федеральный бюджет (прогнозно) - 5 071 167,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 626 412,1 тыс. рублей;

2015 год - 707 102,1 тыс. рублей;

2016 год - 708 819,5 тыс. рублей;

2017 год - 584 897,5 тыс. рублей;

2018 год - 511 290,3 тыс. рублей;

2019 год - 986 601,9 тыс. рублей;

2020 год - 946 044,3 тыс. рублей;

местные бюджеты (прогнозно) - 80 512,1 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 12 913,0 тыс. рублей;

2015 год - 10 399,1 тыс. рублей;

2016 год - 10 500,0 тыс. рублей;

2017 год - 11 000,0 тыс. рублей;

2018 год - 11 500,0 тыс. рублей;

2019 год - 12 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 12 200,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) - 702 070,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 57 000,0 тыс. рублей;

2015 год - 100 597,7 тыс. рублей;

2016 год - 98 613,8 тыс. рублей;

2017 год - 103 509,0 тыс. рублей;

2018 год - 107 050,0 тыс. рублей;

2019 год - 115 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 120 300,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 5 625 604,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 149,7 тыс. рублей.

Подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 7 703,4 тыс. рублей.

Подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 73 766,8 тыс. рублей.

Подпрограмма 5 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 88 052,1 тыс. рублей.

Подпрограмма 6 "Совершенствование социального партнерства":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 147,9 тыс. рублей.

Подпрограмма 7 "Улучшение условий и охраны труда":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 460 401,8 тыс. рублей.

Подпрограмма 8 "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 7 450,6 тыс. рублей.

Подпрограмма 9 "Материально-техническая база и кадровый потенциал сферы занятости, труда и миграции Саратовской области":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 48 579,5 тыс. рублей

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2020 N 353-П, см. предыдущую редакцию)

ожидаемые результаты реализации государственной программы

увеличение доли занятых в экономике в численности экономически активного населения области до 95,6 процента к 2020 году;

обеспечение экономики области не менее 690 специально созданными рабочими местами для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

обеспечение к 2020 году снижения численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, не менее чем на 4 процента;

компенсация к концу 2020 года не менее 21 процента убыли населения области;

обеспечение защиты трудовых прав работников путем предоставления дополнительных льгот и гарантий в коллективных договорах и соглашениях;

укрепление материально-технической базы и развитие кадрового потенциала сферы занятости, труда и миграции Саратовской области

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2018 N 586-П, см. предыдущую редакцию)


I. Характеристика сферы реализации государственной программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2018 N 586-П, см. предыдущую редакцию)


В 2011-2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее - мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области (далее - дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 179,2 тыс. человек (в 2011 году - 205,2 тыс. человек), из которых 76,3 тыс. человек (в 2011 году - 92,5 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. В I полугодии 2013 года участниками мероприятий стали 94 тыс. человек, из которых 39,6 тыс. человек обратились в поисках подходящей работы.

В 2012 году при содействии органов службы занятости трудоустроено 62,5 тыс. человек (в 2011 году - 69,8 тыс. человек) или 81,9 процента от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости (в 2011 году - 75,4 процента). В январе-июне 2013 года трудоустроено 30,6 тыс. человек или 77,2 процента.

Принятые в 2011-2013 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в области снизилась с 78,2 тыс. человек в среднем за 2011 год до 65,7 тыс. человек в среднем за 2013 год (на 16 процентов). При этом уровень безработицы снизился с 6 до 5,2 процента от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась с 18,7 тыс. человек на начало 2011 года до 14,2 тыс. человек на начало 2013 года (на 24,3 процента), а уровень регистрируемой безработицы -с 1,4 до 1,1 процента от численности экономически активного населения соответственно. На 1 июля 2013 года численность безработных составила 13,3 тыс. человек, уровень безработицы - 1 процент.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (граждане, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, районные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием населенных пунктов, относящихся к "критическим" зонам рынка труда. По результатам ежегодного социального картографирования, проводимого министерством занятости, труда и миграции области (далее - министерство), на рынке труда области в 2013 году выявлено 75 "критических" зон (на 19,4 процента меньше, чем в 2012 году), в которых практически отсутствуют работодатели.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, а гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными (муниципальными) учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Основные направления этой работы определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

Приоритетной задачей остается предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Обеспечение уровня социальной защищенности работников на территории области осуществляется в рамках предоставления льгот и гарантий, предусмотренных в 5641 коллективном договоре и в 219 соглашениях. Коллективными договорами и соглашениями по итогам 2012 года охвачено более 500 тыс. человек, что составляет 72 процента от количества всех работающих на предприятиях и в организациях области.

Несмотря на стабильность количественных показателей отмечается снижение качества коллективных договоров и соглашений, несоответствие уровня льгот и гарантий, предусмотренных в отраслевых соглашениях и коллективных договорах отрасли.

Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.

Итоги 2012 года свидетельствуют о сохранении тенденции снижения общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Уровень производственного травматизма в регионе снизился на 18 процентов и составил 1,3 случая на 1000 работающих. Это на 15 процентов ниже, чем в среднем в Приволжском федеральном округе (далее ПФО), и на 23 процента ниже, чем в среднем по России. Вместе с тем, в 2012 году на предприятиях и организациях области погибло 48 человек, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году.

Несмотря на некоторое снижение в 2012 году удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, он остается значительным и составляет 26,9 процента. Указанное состояние условий и охраны труда во многом зависит от того, что на предприятиях и в организациях сохраняется система управления охраной труда, основанная на административных принципах управления. В этой связи в системе управления охраной труда необходим переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития.

Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации области.

На решение этой задачи направлена и утвержденная 25 июля 2013 года на заседании Правительства Саратовской области Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года.

По статистическим данным за 2012 год в миграционном обороте 60,4 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности в 2012 году составил 6,6 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает показатель 2010 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.

В течение 2012 года число прибывших мигрантов составило 70955 человек. Выбыло мигрантов 69142 человека. Миграционный прирост в области составил 1813 человек, или 7,2 на 10000 населения.

Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда области определено, что в результате модернизации экономики, ввода в строй высокотехнологичных современных производств произойдет расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий.

Актуальность вопроса межрегионального перераспределения рабочей силы и возрастающая потребность граждан, ищущих работу в трудоустройстве вахтовым методом, на работу временного и сезонного характера, обусловлена такими факторами как: достаточно низкая заработная плата (особенно в сельской местности), отсутствие перспектив профессионального роста специалистов, отсутствие возможности бесплатного обучения молодых кадров и специалистов, отсутствие жилья.