(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 13.02.2014 N 69-П, от 14.03.2014 N 149-П, от 24.07.2014 N 411-П, от 08.10.2014 N 572-П, от 15.12.2014 N 686-П, от 22.12.2014 N 704-П, от 30.12.2014 N 732-П, от 18.03.2015 N 123-П, от 21.07.2015 N 368-П, от 31.07.2015 N 388-П, от 03.11.2015 N 552-П, от 20.11.2015 N 585-П, от 31.12.2015 N 683-П, от 31.12.2015 N 684-П, от 29.02.2016 N 82-П, от 06.04.2016 N 143-П, от 06.06.2016 N 272-П, от 01.08.2016 N 403-П, от 07.09.2016 N 488-П, от 30.11.2016 N 658-П, от 26.12.2016 N 712-П, от 29.12.2016 N 731-П, от 30.12.2016 N 745-П, от 06.04.2017 N 159-П, от 14.08.2017 N 418-П, от 27.10.2017 N 542-П, от 29.12.2017 N 717-П, от 30.03.2018 N 159-П, от 23.05.2018 N 282-П, от 29.05.2018 N 284-П, от 24.10.2018 N 586-П, от 29.11.2018 N 655-П, от 29.12.2018 N 761-П, от 29.12.2018 N 762-П, от 29.12.2018 N 763-П, от 30.04.2019 N 309-П, от 01.07.2019 N 455-П, от 17.07.2019 N 502-П, от 14.08.2019 N 586-П, от 31.10.2019 N 763-П, от 22.11.2019 N 822-П, от 31.12.2019 N 959-П, от 19.02.2020 N 99-П, от 06.05.2020 N 353-П, от 17.08.2020 N 706-П, от 25.11.2020 N 941-П, от 31.12.2020 N 1080-П)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области" согласно приложению.
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 761-П)
2. Утратил силу с 14 августа 2017 года. - Постановление Правительства Саратовской области от 14.08.2017 N 418-П.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 31.07.2015 N 388-П, от 03.11.2015 N 552-П, от 20.11.2015 N 585-П, от 31.12.2015 N 683-П, от 31.12.2015 N 684-П, от 29.02.2016 N 82-П, от 06.04.2016 N 143-П, от 06.06.2016 N 272-П, от 01.08.2016 N 403-П, от 07.09.2016 N 488-П, от 30.11.2016 N 658-П, от 26.12.2016 N 712-П, от 29.12.2016 N 731-П, от 30.12.2016 N 745-П, от 06.04.2017 N 159-П, от 14.08.2017 N 418-П, от 27.10.2017 N 542-П, от 29.12.2017 N 717-П, от 30.03.2018 N 159-П, от 23.05.2018 N 282-П, от 29.05.2018 N 284-П, от 24.10.2018 N 586-П, от 29.11.2018 N 655-П, от 29.12.2018 N 761-П, от 29.12.2018 N 762-П, от 29.12.2018 N 763-П, от 30.04.2019 N 309-П, от 01.07.2019 N 455-П, от 17.07.2019 N 502-П, от 14.08.2019 N 586-П, от 31.10.2019 N 763-П, от 22.11.2019 N 822-П, от 31.12.2019 N 959-П, от 19.02.2020 N 99-П, от 06.05.2020 N 353-П, от 17.08.2020 N 706-П, от 25.11.2020 N 941-П, от 31.12.2020 N 1080-П)
Наименование государственной программы | Государственная программа Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области" (далее - государственная программа) |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 761-П) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство занятости, труда и миграции области, министерство труда и социальной защиты области |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2020 N 706-П) | |
Соисполнители государственной программы | отсутствуют |
Участники государственной программы | министерство образования области; министерство социального развития области; министерство здравоохранения области; министерство культуры области; министерство молодежной политики, спорта и туризма области; министерство молодежной политики и спорта области; министерство информации и печати области; министерство сельского хозяйства области; комитет общественных связей и национальной политики области; министерство внутренней политики и общественных отношений области; территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости - Государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение науки "Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены" Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию); Саратовское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (по согласованию); Региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области" (по согласованию); Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию); Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию); органы местного самоуправления области (по согласованию); организации, оказывающие услуги по проведению специальной оценки условий труда (по согласованию); организации, оказывающие услуги по обучению по охране труда (по согласованию); образовательные организации с профильными кафедрами в сфере охраны труда (по согласованию); работодатели (по согласованию); организации области (по согласованию); общественные организации инвалидов (по согласованию) |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 30.11.2016 N 658-П, от 27.10.2017 N 542-П, от 29.12.2017 N 717-П) | |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений"; подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции"; подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом"; подпрограмма 5 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области"; подпрограмма 6 "Совершенствование социального партнерства"; подпрограмма 7 "Улучшение условий и охраны труда"; подпрограмма 8 "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве; подпрограмма 9 "Материально-техническая база и кадровый потенциал сферы занятости, труда и миграции Саратовской области" |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 27.10.2017 N 542-П, от 24.10.2018 N 586-П) | |
Программно-целевые инструменты государственной программы | отсутствуют |
Цели государственной программы | создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда |
Задачи государственной программы | предотвращение роста напряженности на рынке труда; повышение качества трудовых отношений; привлечение дополнительных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью экономики области; компенсация убыли населения области; устойчивость развития рынка труда; создание условий для организации эффективной занятости инвалидов молодого возраста и интеграции их в трудовую деятельность; организация эффективной деятельности министерства занятости, труда и миграции области и подведомственных ему государственных учреждений |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 27.10.2017 N 542-П, от 24.10.2018 N 586-П) | |
Целевые показатели государственной программы | уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год от численности экономически активного населения к 2020 году не более 7,0 процента; уровень регистрируемой безработицы к концу 2020 года не выше 3,9 процента от численности экономически активного населения; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих к 2020 году не более 1,05 единиц; удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию области из стран с визовым режимом въезда, к 2020 году составит 100 процентов; доля соотечественников в трудоспособном возрасте от общего количества граждан, добровольно переселившихся в Саратовскую область в рамках государственной программы, ежегодно не менее 70 процентов; уровень охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями к концу 2019 года 75 процентов |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 06.06.2016 N 272-П, от 07.09.2016 N 488-П, от 17.07.2019 N 502-П, от 17.08.2020 N 706-П, от 31.12.2020 N 1080-П) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы | объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы составляет 8598577,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 751484,5 тыс. рублей; 2015 год - 861122,7 тыс. рублей; 2016 год - 872817,5 тыс. рублей; 2017 год - 752450,5 тыс. рублей; 2018 год - 691324,5 тыс. рублей; 2019 год - 1221610,3 тыс. рублей; 2020 год - 3447767,8 тыс. рублей; из них: областной бюджет - 435697,4 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 55159,4 тыс. рублей; 2015 год - 43023,8 тыс. рублей; 2016 год - 54884,2 тыс. рублей; 2017 год - 53044,0 тыс. рублей; 2018 год - 61484,2 тыс. рублей; 2019 год - 108008,4 тыс. рублей; 2020 год - 60093,4 тыс. рублей; федеральный бюджет (прогнозно) - 7380297,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 626412,1 тыс. рублей; 2015 год - 707102,1 тыс. рублей; 2016 год - 708819,5 тыс. рублей; 2017 год - 584897,5 тыс. рублей; 2018 год - 511290,3 тыс. рублей; 2019 год - 986601,9 тыс. рублей; 2020 год - 3255174,4 тыс. рублей; местные бюджеты (прогнозно) - 80512,1 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 12913,0 тыс. рублей; 2015 год - 10399,1 тыс. рублей; 2016 год - 10500,0 тыс. рублей; 2017 год - 11000,0 тыс. рублей; 2018 год - 11500,0 тыс. рублей; 2019 год - 12000,0 тыс. рублей; 2020 год - 12200,0 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно) - 702070,5 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 57000,0 тыс. рублей; 2015 год - 100597,7 тыс. рублей; 2016 год - 98613,8 тыс. рублей; 2017 год - 103509,0 тыс. рублей; 2018 год - 107050,0 тыс. рублей; 2019 год - 115000,0 тыс. рублей; 2020 год - 120300,0 тыс. рублей. Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 7846752,3 тыс. рублей. Подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 149,7 тыс. рублей. Подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 6946,4 тыс. рублей. Подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 73766,8 тыс. рублей. Подпрограмма 5 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 155058,5 тыс. рублей. Подпрограмма 6 "Совершенствование социального партнерства": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 118,4 тыс. рублей. Подпрограмма 7 "Улучшение условий и охраны труда": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 459998,4 тыс. рублей. Подпрограмма 8 "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 5247,0 тыс. рублей. Подпрограмма 9 "Материально-техническая база и кадровый потенциал сферы занятости, труда и миграции Саратовской области": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 50540,3 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 24.10.2018 N 586-П, от 29.11.2018 N 655-П, от 29.12.2018 N 761-П, от 29.12.2018 N 762-П, от 29.12.2018 N 763-П, от 30.04.2019 N 309-П, от 17.07.2019 N 502-П, от 14.08.2019 N 586-П, от 31.10.2019 N 763-П, от 22.11.2019 N 822-П, от 31.12.2019 N 959-П, от 06.05.2020 N 353-П, от 17.08.2020 N 706-П, от 25.11.2020 N 941-П, от 31.12.2020 N 1080-П) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | увеличение доли занятых в экономике в численности экономически активного населения области до 95,6 процента к 2020 году; обеспечение экономики области не менее 690 специально созданными рабочими местами для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов; обеспечение к 2020 году снижения численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, не менее чем на 4 процента; компенсация к концу 2020 года не менее 21 процента убыли населения области; обеспечение защиты трудовых прав работников путем предоставления дополнительных льгот и гарантий в коллективных договорах и соглашениях; укрепление материально-технической базы и развитие кадрового потенциала сферы занятости, труда и миграции Саратовской области |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 07.09.2016 N 488-П, от 24.10.2018 N 586-П) |
В 2011 - 2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее - мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области (далее - дополнительные мероприятия).
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 179,2 тыс. человек (в 2011 году - 205,2 тыс. человек), из которых 76,3 тыс. человек (в 2011 году - 92,5 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. В I полугодии 2013 года участниками мероприятий стали 94 тыс. человек, из которых 39,6 тыс. человек обратились в поисках подходящей работы.
В 2012 году при содействии органов службы занятости трудоустроено 62,5 тыс. человек (в 2011 году - 69,8 тыс. человек) или 81,9 процента от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости (в 2011 году - 75,4 процента). В январе - июне 2013 года трудоустроено 30,6 тыс. человек или 77,2 процента.
Принятые в 2011 - 2013 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в области снизилась с 78,2 тыс. человек в среднем за 2011 год до 65,7 тыс. человек в среднем за 2013 год (на 16 процентов). При этом уровень безработицы снизился с 6 до 5,2 процента от численности экономически активного населения.
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась с 18,7 тыс. человек на начало 2011 года до 14,2 тыс. человек на начало 2013 года (на 24,3 процента), а уровень регистрируемой безработицы - с 1,4 до 1,1 процента от численности экономически активного населения соответственно. На 1 июля 2013 года численность безработных составила 13,3 тыс. человек, уровень безработицы - 1 процент.
Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (граждане, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 30.04.2019 N 309-П)
Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, районные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием населенных пунктов, относящихся к "критическим" зонам рынка труда. По результатам ежегодного социального картографирования, проводимого министерством занятости, труда и миграции области (далее - министерство), на рынке труда области в 2013 году выявлено 75 "критических" зон (на 19,4 процента меньше, чем в 2012 году), в которых практически отсутствуют работодатели.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, а гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.
Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными (муниципальными) учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Основные направления этой работы определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
Приоритетной задачей остается предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Обеспечение уровня социальной защищенности работников на территории области осуществляется в рамках предоставления льгот и гарантий, предусмотренных в 5641 коллективном договоре и в 219 соглашениях. Коллективными договорами и соглашениями по итогам 2012 года охвачено более 500 тыс. человек, что составляет 72 процента от количества всех работающих на предприятиях и в организациях области.
Несмотря на стабильность количественных показателей отмечается снижение качества коллективных договоров и соглашений, несоответствие уровня льгот и гарантий, предусмотренных в отраслевых соглашениях и коллективных договорах отрасли.
Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.
Итоги 2012 года свидетельствуют о сохранении тенденции снижения общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Уровень производственного травматизма в регионе снизился на 18 процентов и составил 1,3 случая на 1000 работающих. Это на 15 процентов ниже, чем в среднем в Приволжском федеральном округе (далее ПФО), и на 23 процента ниже, чем в среднем по России. Вместе с тем, в 2012 году на предприятиях и организациях области погибло 48 человек, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году.
Несмотря на некоторое снижение в 2012 году удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, он остается значительным и составляет 26,9 процента. Указанное состояние условий и охраны труда во многом зависит от того, что на предприятиях и в организациях сохраняется система управления охраной труда, основанная на административных принципах управления. В этой связи в системе управления охраной труда необходим переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития.
Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации области.
На решение этой задачи направлена и утвержденная 25 июля 2013 года на заседании Правительства Саратовской области Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года.