ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2015 года N 388-П


О внесении изменений в государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года"


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2oi3 года N 525-П, согласно приложению.

2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования, за исключением положений, касающихся финансового обеспечения мероприятий государственной программы на 2016-2020 годы, вступающих в силу с 1 января 2016 года и применяемых при формировании проекта областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Губернатор области
В. В. Радаев

     

     
Приложение
к постановлению Правительства области
от 31 июля 2015 года N 388-П

     
Государственная программа Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года"


Паспорт государственной программы

наименование государственной программы

Государственная программа Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года" (далее - государственная программа)

ответственный исполнитель государственной программы

министерство занятости, труда и миграции области

соисполнители государственной программы

отсутствуют

Участники государственной программы

министерство образования области; министерство социального развития области; министерство здравоохранения области; министерство культуры области;
министерство молодежной политики, спорта и туризма области;
министерство информации и печати области;
министерство сельского хозяйства области;
комитет общественных связей и национальной политики области;
территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости - Государственная
инспекция труда в Саратовской области (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию);
федеральное бюджетное учреждение науки "Саратовский научно-исследовательский
институт сельской гигиены" Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека (по согласованию); Саратовское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (по согласованию);

региональное объединение работодателей "союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области" (по согласованию);

Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию);

органы местного самоуправления области (по согласованию);

организации, оказывающие услуги по проведению специальной оценки условий труда (по согласованию);

организации, оказывающие услуги по обучению по охране труда (по согласованию);

образовательные организации с профильными кафедрами в сфере охраны труда (по согласованию);

работодатели (по согласованию);

организации области (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма 1 "содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

подпрограмма 2 "совершенствование социально-трудовых отношений"; подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции";

подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую

область соотечественников, проживающих за рубежом";

подпрограмма 5 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения,

направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области";

подпрограмма 6 "совершенствование социального партнерства";

подпрограмма 7 "Улучшение условий и охраны труда"

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цели государственной программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

     предотвращение роста напряженности на рынке труда;

     повышение качества трудовых отношений;


привлечение дополнительных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью экономики области;

компенсация убыли населения области; устойчивость развития рынка труда

Целевые показатели государственной программы

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год от численности экономически активного населения к 2020 году не более 4,4 процента;

     уровень регистрируемой безработицы к концу 2017 года не выше 1 процента от численности экономически активного населения;

     
     численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих к 2020 году не более 0,84 единиц;

     
     удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию области из стран с визовым режимом въезда, к 2020 году составит 80 процентов;

     
     доля соотечественников в трудоспособном возрасте от общего количества граждан, добровольно переселившихся в Саратовскую область в рамках государственной программы, ежегодно не менее 70 процентов;

     
     уровень охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями к концу 2019 года 75 процентов

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы

объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы составляет 5 334 437,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 751 484,5 тыс. рублей;

2015 год - 835 914,0 тыс. рублей;

2016 год - 789 601,0 тыс. рублей;

2017 год - 797 836,0 тыс. рублей;

2018 год - 722 372,0 тыс. рублей;

2019 год - 719 520,8 тыс. рублей;

2020 год - 717 709,3 тыс. рублей;

из них:

областной бюджет - 455 624,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 55 159,4 тыс. рублей;

2015 год - 43568,7 тыс. рублей;

2016 год - 44787,8 тыс. рублей;

2017 год - 46 348,9 тыс. рублей;

2018 год - 86 316,6 тыс. рублей;

2019 год - 88 585,8 тыс. рублей;

2020 год - 90 857,6 тыс. рублей;

федеральный бюджет (прогнозно) - 4120662,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 626412,1 тыс. рублей;

2015 год - 652019,8 тыс. рублей;

2016 год - 599 690,4 тыс. рублей;


2017 год - 599 598,5 тыс. рублей;

2018 год - 554 753,0 тыс. рублей;

2019 год - 547 654,5 тыс. рублей;

2020 год - 540 534,3 тыс. рублей;

местные бюджеты (прогнозно) - 108 389,7 тыс. рублей, в том числе:

     2014 год - 12 913,0 тыс. рублей;

     
     2015 год - 13 687,8 тыс. рублей;

     
     2016 год - 14 509,0 тыс. рублей;

     
     2017 год - 15 379,6 тыс. рублей;

     
     2018 год - 16 302,4 тыс. рублей;

     2019 год - 17 280,5 тыс. рублей;

     
     2020 год - 18 317,4 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) - 649 760,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 57 000,0 тыс. рублей;

2015 год - 126 637,7 тыс. рублей;


2016 год - 130 613,8 тыс. рублей;

2017 год - 136 509,0 тыс. рублей;

2018 год - 65 000,0 тыс. рублей;

2019 год - 66 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 68 000,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 1 "содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 4 994 110,0 тыс. рублей;

Подпрограмма 2 "совершенствование социально-трудовых отношений":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 149,7 тыс. рублей;


Подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 6 244,6 тыс. рублей;


Подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом":


объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 49 625,3 тыс. рублей;

Подпрограмма 5 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области": объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 59 480,1 тыс. рублей;

Подпрограмма 6 "Развитие социального партнерства":
объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 246,8 тыс. рублей;

Подпрограмма 7 "Улучшение условий и охраны труда":
объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 224 581,1 тыс. рублей

ожидаемые результаты реализации государственной программы

увеличение доли занятых в экономике в численности экономически активного населения области до 95,6 процента к 2020 году;

обеспечение экономики области не менее 690 специально созданными рабочими местами для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

обеспечение к 2020 году снижения численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, не менее чем на 6 процентов;

компенсация к концу 2020 года не менее 21 процента убыли населения области;

обеспечение защиты трудовых прав работников путем предоставления дополнительных льгот и гарантий в коллективных договорах и соглашениях


I. Характеристика сферы реализации государственной программы


В 2011-2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее - мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области (далее - дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 179,2 тыс. человек (в 2011 году - 205,2 тыс. человек), из которых 76,3 тыс. человек (в 2011 году - 92,5 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. В I полугодии 2013 года участниками мероприятий стали 94 тыс. человек, из которых 39,6 тыс. человек обратились в поисках подходящей работы.

В 2012 году при содействии органов службы занятости трудоустроено 62,5 тыс. человек (в 2011 году - 69,8 тыс. человек) или 81,9 процента от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости (в 2011 году - 75,4 процента). В январе-июне 2013 года трудоустроено 30,6 тыс. человек или 77,2 процента.

Принятые в 2011-2013 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в области снизилась с 78,2 тыс. человек в среднем за 2011 год до 65,7 тыс. человек в среднем за 2013 год (на 16 процентов). При этом уровень безработицы снизился с 6 до 5,2 процента от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась с 18,7 тыс. человек на начало 2011 года до 14,2 тыс. человек на начало 2013 года (на 24,3 процента), а уровень регистрируемой безработицы -с 1,4 до 1,1 процента от численности экономически активного населения соответственно. На 1 июля 2013 года численность безработных составила 13,3 тыс. человек, уровень безработицы - 1 процент.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, районные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием населенных пунктов, относящихся к "критическим" зонам рынка труда. По результатам ежегодного социального картографирования, проводимого министерством занятости, труда и миграции области (далее - министерство), на рынке труда области в 2013 году выявлено 75 "критических" зон (на 19,4 процента меньше, чем в 2012 году), в которых практически отсутствуют работодатели.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, а гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными (муниципальными) учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Основные направления этой работы определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

Приоритетной задачей остается предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Обеспечение уровня социальной защищенности работников на территории области осуществляется в рамках предоставления льгот и гарантий, предусмотренных в 5641 коллективном договоре и в 219 соглашениях. Коллективными договорами и соглашениями по итогам 2012 года охвачено более 500 тыс. человек, что составляет 72 процента от количества всех работающих на предприятиях и в организациях области.

Несмотря на стабильность количественных показателей отмечается снижение качества коллективных договоров и соглашений, несоответствие уровня льгот и гарантий, предусмотренных в отраслевых соглашениях и коллективных договорах отрасли.

Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.

Итоги 2012 года свидетельствуют о сохранении тенденции снижения общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Уровень производственного травматизма в регионе снизился на 18 процентов и составил 1,3 случая на 1000 работающих. Это на 15 процентов ниже, чем в среднем в Приволжском федеральном округе (далее ПФО), и на 23 процента ниже, чем в среднем по России. Вместе с тем, в 2012 году на предприятиях и организациях области погибло 48 человек, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году.

Несмотря на некоторое снижение в 2012 году удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, он остается значительным и составляет 26,9 процента. Указанное состояние условий и охраны труда во многом зависит от того, что на предприятиях и в организациях сохраняется система управления охраной труда, основанная на административных принципах управления. В этой связи в системе управления охраной труда необходим переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития.

Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации области.

На решение этой задачи направлена и утвержденная 25 июля 2013 года на заседании Правительства Саратовской области Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года.

По статистическим данным за 2012 год в миграционном обороте 60,4 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности в 2012 году составил 6,6 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает показатель 2010 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.

В течение 2012 года число прибывших мигрантов составило 70955 человек. Выбыло мигрантов 69142 человека. Миграционный прирост в области составил 1813 человек, или 7,2 на 10000 населения.

Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда области определено, что в результате модернизации экономики, ввода в строй высокотехнологичных современных производств произойдет расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий.

Актуальность вопроса межрегионального перераспределения рабочей силы и возрастающая потребность граждан, ищущих работу в трудоустройстве вахтовым методом, на работу временного и сезонного характера, обусловлена такими факторами как: достаточно низкая заработная плата (особенно в сельской местности), отсутствие перспектив профессионального роста специалистов, отсутствие возможности бесплатного обучения молодых кадров и специалистов, отсутствие жилья.

В 2012 году по вопросу трудоустройства в другой местности обратилось 234 человека. Трудоустроено при содействии государственных казенных учреждений Саратовской области центров занятости населения (далее - ГКУ сО ЦЗН) 217 человек.

Показатели по численности иностранных работников, привлекаемых в счет квот, входят в показатели Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года. Целевые ориентиры имеют тенденцию к небольшому снижению на 200 человек к 2015 году (2013 год - 8,2 тыс. человек, 2014 год - 8,1 тыс. человек, 2015 год - 8 тыс. человек).

На 2012 год для Саратовской области был утвержден размер квоты на привлечение и использование иностранных работников в объеме 8217 разрешений. За год Управлением Федеральной миграционной службы России по Саратовской области выдано 6143 разрешения на работу иностранным гражданам или 75 процентов утвержденной квоты.

с начала 2012 года органами службы занятости области осуществляется новая государственная услуга - содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Право на получение финансового обеспечения имеют безработные граждане, обратившиеся в ГКУ сО ЦЗН за содействием в переезде в другую местность, и безработные граждане и члены их семей, обратившиеся в центр занятости за содействием в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости и переехавшие в другую местность для замещения рабочих мест в пределах территории Саратовской области.

содействие трудоустройству безработных граждан в другой местности в рамках трудовых перемещений осуществляется с целью трудоустройства по востребованным на рынке труда профессиям, получением компенсации финансовых затрат при переезде и переселении, найме жилья.

стабилизация демографической ситуации, в том числе за счет добровольного привлечения в область соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из путей повышения трудового и экономического потенциала области.

По прогнозу министерства занятости, труда и миграции области, на официальный рынок труда в ближайшие три года ожидается поступление 424 тыс. вакансий.

Согласно прогнозу, наибольшую потребность в кадрах будут испытывать обрабатывающие производства (20,1 процента от общего числа вакансий), организации, занятые торговлей и ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий (18,1 процента), предприятия строительства (12,2 процента).

В профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу существенных изменений не произойдет. Большинство вакансий регистрируемого рынка труда (71 процент) будет предназначаться для граждан, имеющих рабочие профессии.

Среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными на рынке труда останутся профессиональные группы строителей (8,9 процента от общего числа вакансий для рабочих), водителей, машинистов, трактористов (7,5 процента), продавцов (6,6 процента), слесарей различных специальностей (5,7 процента).

Среди специалистов и служащих наибольшим спросом со стороны работодателей будут пользоваться: врачи -8,4 процента от общего числа вакансий для специалистов, инженеры - 7,9 процента, бухгалтеры, экономисты - 7,8 процента, менеджеры - 5,9 процента, страховые и рекламные агенты - 5,6 процента, техники - 5,3 процента, преподаватели, методисты, воспитатели, средний медицинский персонал - по 5,2 процента.

Таким образом, основной проблемой будет не количественный недостаток заявленных вакансий, а профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

Решению указанных проблем способствовала реализация программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2010-2012 годах (далее - Программа).

За период действия Программы на территорию области прибыло 4046 человек, в основном, из стран ближнего зарубежья: Казахстан - 46 процентов, Узбекистан - 24 процента, Армения - 10 процентов.

Из числа прибывших в область соотечественников трудоспособными являются 70 процентов, в основном это молодые люди в возрасте 25-35 лет, знающие русский язык, с высшим и средним специальным или техническим образованием, опытом работы.

В рамках Программы по направлению органов службы занятости населения было трудоустроено 73 процента переселенцев, в том числе двое получили субсидию на открытие собственного дела.

Накопленный опыт программно-целевого подхода к привлечению соотечественников из-за рубежа подтверждает целесообразность и необходимость продолжения работы в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно прогнозным данным Росстата, в течение 2014-2020 годов в области будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения (примерно на 10 тыс. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике по отношению к 2011 году (1206,6 тыс. человек) сократится до 1200,3 тыс. человек в 2016 году, а в 2020 году может составить 1175 тыс. человек.

При положительных тенденциях, наметившихся в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу, численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизилась с 65,7 тыс. человек в 2013 году до 58,4 тыс. человек в 2014 году, а уровень безработицы - с 5,2 до 4,6 процента от численности экономически активного населения соответственно.

Однако к 1 марта 2015 года ситуация на рынке труда области ухудшилась. По сравнению с началом 2015 года численность зарегистрированных безработных выросла на 2 тыс. человек или 17,9 процента и составила 13,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы увеличился до 1,1 процента (на 1 марта 2014 года - 1,0 процента). Напряженность на регистрируемом рынке труда на 1 марта 2015 года составила 0,6 ед. (на 1 марта 2014 года - 0,5 ед.).

Отмечен рост объемов высвобождений и неполной занятости в организациях области. С начала 2015 года из организаций области было высвобождено 2297 человек, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года (1378 человек), и на 433 человек или 23 процента больше, чем в аналогичном периоде кризисного 2010 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»