ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2014 года N 296


Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Управление государственными финансами Нижегородской области"

(с изменениями на 25 сентября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 28.10.2014 N 735, от 23.03.2015 N 148, от 18.03.2016 N 148, от 03.11.2016 N 749, от 15.03.2017 N 140, от 19.07.2017 N 526, от 15.08.2017 N 604, от 16.03.2018 N 177, от 04.02.2019 N 49, от 12.03.2020 N 194, от 05.06.2020 N 469, от 09.03.2021 N 171, от 18.05.2021 N 374, от 17.03.2022 N 169, от 25.11.2022 N 977, от 15.03.2023 N 201, от 24.07.2023 N 660, от 27.12.2023 N 1147, от 13.09.2024 N 546, от 25.09.2024 N 580)




В целях обеспечения качественного управления региональными финансами и повышения эффективности бюджетных расходов, а также в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. Правительство Нижегородской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 04.02.2019 N 49)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Управление государственными финансами Нижегородской области" (далее - Программа).


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 27.12.2023 N 1147)


2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию Программы.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления и подпрограммы "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области", предусмотренной разделом XI Программы, вступающих в силу со дня подписания настоящего постановления.


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 04.02.2019 N 49)


4. Исключен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 15.03.2017 N 140.



Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства Нижегородской области
от 30 апреля 2014 г. N 296



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 27.12.2023 N 1147, от 13.09.2024 N 546, от 25.09.2024 N 580)




Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Управление государственными финансами Нижегородской области"



I. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами


Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Нижегородской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, эффективным использованием бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечением устойчивости и сбалансированности областного бюджета в долгосрочной перспективе.


В первую очередь устойчивое развитие и стабильность системы управления областными финансами обеспечены путем осуществления комплекса мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области (далее - Программа).


В ходе реализации мероприятий Программы достигнуты следующие результаты:


внедрена система долгосрочного бюджетного планирования, позволяющая обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы Нижегородской области;


формирование и исполнение областного бюджета осуществляется в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области, обеспечено соответствие структуры расходов областного бюджета структуре государственных программ Нижегородской области;


проводится оценка эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;


обеспечены сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;


создана система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;


в целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных и городских округов внедрена практика распределения дотаций с учетом модельных расходов муниципальных образований Нижегородской области;


формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";


проводится оценка эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;


осуществляется ведение областного перечня государственных (муниципальных) услуг и работ;


управление результатами деятельности государственных учреждений Нижегородской области осуществляется путем ежегодного формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);


финансирование расходов осуществляется с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;


обеспечены открытость и прозрачность информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


ежегодно проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.


За время реализации Программы (с 2014 по 2022 год) налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области увеличились на 141,6 млрд рублей, или в 2,1 раза (с 124,0 млрд рублей по итогам 2014 года до 265,5 млрд рублей по итогам 2022 года).


Росту поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области способствовала реализация мер по проведению эффективной налоговой политики, которая предусматривает расширение экономического потенциала области за счет повышения инвестиционной активности, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.


Расходы консолидированного бюджета увеличились в 2,2 раза со 161 млрд рублей по итогам 2014 года до 351,5 млрд рублей по итогам 2022 года.


В течение 2014 - 2022 годов за счет средств областного бюджета обеспечено своевременное исполнение всех принятых расходных обязательств, в первую очередь перед населением по социальной поддержке отдельных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а также перед муниципалитетами по перечислению финансовой помощи.


Проведение областью взвешенной долговой политики, умеренная долговая нагрузка на областной бюджет подтверждаются оценкой рейтингового агентства "Эксперт РА" - по итогам 2022 года Нижегородской области подтверждены рейтинги кредитоспособности и кредитный рейтинг по долговым инструментам (облигациям) по российской национальной шкале на уровне ruА со "стабильным" прогнозом.


По уровню открытости бюджетных данных, по оценке, проведенной НИФИ, Нижегородская область неоднократно входила в группу с высоким уровнем открытости бюджетных данных.


С 2022 года в области начал работу образовательный просветительский портал по финансовой грамотности и формирование финансовой культуры http://финграмотность.рф/, на котором размещается доступная, объективная и качественная информация в области финансовой грамотности и формирование финансовой культуры и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями.


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 13.09.2024 N 546)


Вместе с тем, в сфере управления областными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем:


снижение качества и эффективности долгосрочного бюджетного планирования в условиях нестабильной макроэкономической ситуации;


снижение возможности принятия новых расходных обязательств в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств;


недостаточное качество финансового планирования, что влечет неоднократное перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями государственных программ;


разрозненность информационных систем и баз, используемых для целей управления финансами;


неполный охват оценкой эффективности всех инструментов государственной поддержки.



II. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере управления государственными финансами


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах стратегического характера:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;


постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";


постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";


Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»