ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 года N 445
(с изменениями на 18 февраля 2025 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 373 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2017, N 0001201704050006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 364 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2018, N 0001201804040008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 325 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2019, N 0001201903280006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300018);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2465 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.01.2021, N 0001202101080001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 1604 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2021, N 0001202109280013) (вступило в силу c 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 631 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.04.2022, N 0001202204120018);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1394 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.08.2023, N 0001202308290010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2025, № 0001202502190027).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
2. Министерству финансов Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации, утвержденной настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст.371);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 695 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 35, ст.5082);
пункт 16 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 3, ст.447);
постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 465 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2922);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 198 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1294);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 310 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2156);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 года N 1485-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 33, ст.4632);
пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 года N 60 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 1108" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст.838).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная Программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
(с изменениями на 18 февраля 2025 года)
Вопросы укрепления финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов остаются приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.
Система межбюджетных отношений в Российской Федерации функционирует в условиях значительной межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития, а значит и налоговой базы, которая неравномерно распределена по регионам. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню налоговой базы велика. Так, по налогу на доходы физических лиц на 10 регионов приходится 56 процентов поступлений, 60 процентов налога на прибыль организаций поступает в бюджеты 10 регионов. В связи с этим часть поступающих в федеральный бюджет средств распределяется между регионами в виде межбюджетных трансфертов, направленных на выравнивание несбалансированности распределения налогов.
Основным инструментом финансового выравнивания субъектов Российской Федерации является предоставление из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, позволяющее сокращать разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными регионами. В целях сокращения разрывов в уровне бюджетной обеспеченности осуществляется:
централизация с 2017 года в федеральном бюджете 1 процентного пункта налога на прибыль организаций с последующим предоставлением бюджетам субъектов Российской Федерации нецелевой финансовой поддержки (объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2021 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 203,7 млрд. рублей, или на 40 процентов);
учет с 2017 года расчетных расходных обязательств ("модельных" бюджетов) при распределении 30 процентов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для учета дифференциации расходов на предоставление бюджетных услуг в зависимости от объективных условий (климатических, географических, транспортных, экономических и др.);
включение в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации механизмов стимулирования регионов к экономическому росту и увеличению поступления налогов, в том числе неснижение дотации региону по сравнению с уже утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете объемами на соответствующий год, использование в расчете данных о налоговых поступлениях за 3 предыдущие периода, что позволяет плавно снижать дотацию при существенном увеличении налогового потенциала, а также учет налоговых льгот, признанных эффективными в установленном порядке.
В целях дальнейшего сокращения разрывов в уровне бюджетной обеспеченности:
с 2022 года уменьшен критерий выравнивания, при котором предоставляется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, с 1 до 0,9 для направления высвобождающихся объемов дотации на увеличение поддержки наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации и частичного сокращения отклонения бюджетной обеспеченности между менее и более обеспеченными субъектами Российской Федерации;
осуществляется совершенствование методики распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе в целях повышения точности прогнозирования налогового потенциала субъектов Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
осуществляется поэтапное снижение количества субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности с учетом поддержки из федерального бюджета.
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
Предоставление целевой поддержки увязано с достижением конкретных и измеримых результатов и является дополнительной финансовой поддержкой на осуществление собственных полномочий регионов и муниципальных образований, а также позволяет создать необходимые стимулы для социально-экономического развития территорий. Увеличение доли целевых межбюджетных трансфертов в общем объеме межбюджетных трансфертов (с 55 процентов в 2017 году до 67 процентов в 2021 году) обусловлено предоставлением поддержки из федерального бюджета на реализацию национальных проектов (в 2021 году на реализацию национальных проектов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрено 684 млрд. рублей, их доля в общем объеме межбюджетных трансфертов составляет 22 процента). В целях повышения эффективности и предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов законодательно закреплено:
с 2021 года обязательное принятие "отраслевых" правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, их распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации, а также заключения соглашений об их предоставлении до начала текущего финансового года;
предоставление целевых межбюджетных трансфертов по единым стандартизованным правилам, содержащим требования к методикам распределения межбюджетных трансфертов, результатам их предоставления, положениям соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, мерам ответственности за неисполнение установленных соглашениями обязательств;
утверждение на очередной финансовый год и плановый период предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, позволяющих повысить прозрачность и предсказуемость планирования расходов регионами и не дестимулировать регионы при росте налогового потенциала и повышении уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
установление в национальных проектах более высоких предельных уровней софинансирования из федерального бюджета (до 99 процентов) расходных обязательств, возникших при реализации национальных проектов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
с 2024 года переведение иных межбюджетных трансфертов в субсидии как более прозрачный механизм государственной поддержки или в иные виды поддержки.
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
В целях дальнейшего совершенствования механизма предоставления целевых межбюджетных трансфертов планируется:
абзац утратил силу с 27 февраля 2025 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176 - см. предыдущую редакцию;
продолжить работу по сокращению сроков доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными направлениями повышения самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются экономическое развитие регионов и увеличение собственного налогового потенциала. В рамках указанных направлений:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
в 2020-2021 годах проведена реструктуризация предоставленных субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов для покрытия расходов на реализацию задач социального и экономического значения субъектов Российской Федерации, в том числе на реализацию новых инвестиционных проектов (далее - средства, высвобождаемые в результате реструктуризации бюджетных кредитов);
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
в 2021-2022 годах предоставлены бюджетные кредиты на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям;
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
в 2021-2023 годах осуществлялась компенсация снижения поступления доходов субъектов Российской Федерации при применении инвестиционного налогового вычета из федерального бюджета;
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
в 2022-2024 годах осуществлялось списание задолженности по бюджетным кредитам при направлении средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов, на реализацию новых инвестиционных проектов за счет увеличения поступлений доходов от таких проектов в федеральный бюджет.
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
В настоящее время предусмотрены механизмы стимулирования регионов к развитию инфраструктуры и наращиванию экономического потенциала своих территорий посредством:
(Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176)
предоставления дотаций (грантов) за достижение показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития;
абзац утратил силу с 27 февраля 2025 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176 - см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 27 февраля 2025 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176 - см. предыдущую редакцию.
Абзац утратил силу с 27 февраля 2025 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию:
абзац утратил силу с 27 февраля 2025 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176 - см. предыдущую редакцию;
предоставления бюджетных кредитов на обеспечение реализации инфраструктурных проектов в 2021-2030 годах;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
списания двух третей задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам (за исключением задолженности по бюджетным кредитам на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и по специальным казначейским кредитам) (далее - списание двух третей задолженности) при условии целевого направления субъектом Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания двух третей задолженности, на поддержку инвестиций и реализацию инфраструктурных проектов (далее - средства, высвобождаемые в результате списания), включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов (далее - компенсация инвестиционного налогового вычета).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
В целях повышения самостоятельности и финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов также проводится следующая работа:
уточнение разграничения полномочий между уровнями публичной власти;