ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2023 года № 1147

О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296 "Об утверждении государственной программы "Управление государственными финансами Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Управление государственными
 финансами Нижегородской области".

1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.


      И.о.Губернатора                                    А.Н.Гнеушев


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 27 декабря 2023 г. № 1147

Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Управление государственными финансами Нижегородской
области", утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296


Государственную программу изложить в следующей редакции:

"Государственная программа

Нижегородской области "Управление

государственными финансами

Нижегородской области"


Стратегические приоритеты государственной программы

Нижегородской области "Управление государственными

 финансами Нижегородской области"


I. Оценка текущего состояния сферы управления
государственными финансами

Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Нижегородской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, эффективным использованием бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечением устойчивости и сбалансированности областного бюджета в долгосрочной перспективе.

В первую очередь устойчивое развитие и стабильность системы управления областными финансами обеспечено путем осуществления комплекса мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области (далее - Программа).

В ходе реализации мероприятий Программы достигнуты следующие результаты:

внедрена система долгосрочного бюджетного планирования, позволяющая обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы Нижегородской области;

формирование и исполнение областного бюджета осуществляется в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области, обеспечено соответствие структуры расходов областного бюджета структуре государственных программ Нижегородской области;

проводится оценка эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

обеспечено сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;

создана система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

в целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных и городских округов внедрена практика распределения дотаций с учетом модельных расходов муниципальных образований Нижегородской области;

формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

проводится оценка эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;

осуществляется ведение областного перечня государственных (муниципальных) услуг и работ;

управление результатами деятельности государственных учреждений Нижегородской области осуществляется путем ежегодного формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);

финансирование расходов осуществляется с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;

обеспечена открытость и прозрачность информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

ежегодно проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.

За время реализации Программы (с 2014 по 2022 годы) налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области увеличились на 141,6 млрд рублей или в 2,1 раза (с 124,0 млрд рублей по итогам 2014 года до 265,5 млрд рублей по итогам 2022 года).

Росту поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области способствовала реализация мер по проведению эффективной налоговой политики, которая предусматривает расширение экономического потенциала области за счет повышения инвестиционной активности, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

Расходы консолидированного бюджета увеличились в 2,2 раза со 161 млрд рублей по итогам 2014 года до 351,5 млрд рублей по итогам 2022 года.

В течение 2014-2022 годов за счет средств областного бюджета обеспечено своевременное исполнение всех принятых расходных обязательств, в первую очередь, перед населением по социальной поддержке отдельных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а так же перед муниципалитетами по перечислению финансовой помощи.

Проведение областью взвешенной долговой политики, умеренная долговая нагрузка на областной бюджет подтверждаются оценкой рейтингового агентства "Эксперт РА" - по итогам 2022 года Нижегородской области подтверждены рейтинги кредитоспособности и кредитный рейтинг по долговым инструментам (облигациям) по российской национальной шкале на уровне ruА со "Стабильным" прогнозом.

По уровню открытости бюджетных данных, по оценке проведенной НИФИ, Нижегородская область неоднократно входила в группу с высоким уровнем открытости бюджетных данных.

С 2022 года в области начал работу образовательный просветительский портал по финансовой грамотности http://финграмотность.рф/, на котором размещается доступная, объективная и качественная информация в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями.

Вместе с тем, в сфере управления областными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем:

снижение качества и эффективности долгосрочного бюджетного планирования в условиях нестабильной макроэкономической ситуации;

снижение возможности принятия новых расходных обязательств в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств;

недостаточное качество финансового планирования, что влечет неоднократное перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями государственных программ;

разрозненность информационных систем и баз, используемых для целей управления финансами;

неполный охват оценкой эффективности всех инструментов государственной поддержки.

II. Описание приоритетов и целей
социально-экономического развития
 Нижегородской области в сфере управления
государственными финансами

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах стратегического характера:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. № 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";

Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р;

постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года";

распоряжение Правительства Нижегородской области от 31 января 2017 г. № 82-р "Об утверждении бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период";

постановление Правительства Нижегородской области от 6 марта 2023 г. № 186 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период;

основные направления долговой политики Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период.

Приоритетными направлениями государственной политики Нижегородской области в сфере управления региональными финансами являются:

- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- обеспечение финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств Нижегородской области, гарантированное исполнение социальных обязательств;

- повышение эффективности использования бюджетных средств;

- проведение ответственной и взвешенной долговой политики;

- содействие формированию финансово грамотного поведения жителей Нижегородской области, а также ключевых элементов финансовой культуры, способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества.

Исходя из данных приоритетов, определены цели Программы:

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Нижегородской области,

- повышение эффективности и качества управления государственными финансами Нижегородской области;

- повышение финансовой грамотности населения Нижегородской области.

III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
 целями и показателями государственных программ
Российской Федерации

Приоритеты и цели реализации Программы взаимоувязаны с приоритетами и целями государственных программ Российской Федерации:

"Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. № 445;

"Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320.

Показатели Программы не взаимосвязаны с показателями, определенными государственными программами Российской Федерации.

IV. Задачи государственного управления в сфере государственных
 финансов и способы их эффективного решения

Для достижения поставленных целей предусмотрена реализация задач, сгруппированных по следующим направлениям (подпрограммам):

1. Направление (подпрограмма) "Организация и совершенствование бюджетного процесса Нижегородской области".

Задачи:

- своевременное и качественное планирование областного бюджета;

- организация исполнения областного бюджета и формирование бюджетной отчетности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;

- совершенствование механизмов контроля за использованием бюджетных средств, внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок;

- эффективное управление государственным долгом.

В целях эффективного решения поставленных задач в рамках данного направления (подпрограммы) предусмотрена реализация следующих комплексов процессных мероприятий:

1) нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса;

2) организация исполнения областного бюджета, внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, методологическое обеспечение формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

3) Управление государственным долгом Нижегородской области.

2. Направление (подпрограмма) "Создание условий для эффективного выполнения органами местного самоуправления Нижегородской области собственных и передаваемых полномочий".

Задача:

- создание условий для повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Нижегородской области и финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований на выполнение передаваемых полномочий и соблюдения финансовой дисциплины муниципальных образований - получателей межбюджетных трансфертов.

В целях эффективного решения поставленной задачи в рамках данного направления (подпрограммы) предусмотрена реализация комплекса процессных мероприятий - предоставление бюджетам муниципальных образований Нижегородской области межбюджетных трансфертов в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований Нижегородской области на выполнение переданных полномочий и обеспечение соблюдения финансовой дисциплины муниципальных образований Нижегородской области, являющихся получателями межбюджетных трансфертов.

3. Направление (подпрограмма) "Повышение эффективности управления региональными финансами Нижегородской области".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»