ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2002 года N 725
О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления правительства Воронежской области от 02.02.2017 N 73.
____________________________________________________________________
(в редакции постановления администрации Воронежской области от 20.09.2004 N 820)
Во исполнение постановления администрации области от 22.02.2002 N 208 "О подготовке плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2002 - 2005 годы"
Постановляю:
1. Принять план действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2002 - 2005 годы (далее именуется план) согласно приложению.
2. Главному финансово-экономическому управлению администрации Воронежской области (Сафонова) финансирование расходов областного бюджета производить в пределах средств, предусмотренных бюджетом отраслевым управлением на очередной год.
3. Членам координационного совета по подготовке и реализации плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2002 - 2005 годы обеспечить контроль за реализацией основных первоочередных мероприятий плана.
4. Управлению по экологии и природным ресурсам администрации области (Бородкин), комитету природных ресурсов по Воронежской области (Маликов), Главному управлению труда и социального развития администрации Воронежской области (Попов), Главному управлению здравоохранения администрации Воронежской области (Мезенцев), Воронежскому областному центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Сушков), Главному управлению агропромышленным комплексом администрации Воронежской области (Дубовской), управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Воронежской области (Верзилин), Главному управлению по делам ГО и ЧС Воронежской области (Куприенко) обеспечить планирование указанных расходов в пределах средств, предусмотренных бюджетом на очередной год, и представление данных по выполнению мероприятий плана к 1 марта 2003 года и в последующем ежегодно к 1 марта в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области".
5. Федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области" (Чубирко) осуществлять межведомственную координацию деятельности по реализации плана и представлять соответствующую информацию главе администрации области к 1 мая ежегодно.
6. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов области предусмотреть указанные расходы при формировании бюджетов муниципальных образований на очередной год.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Наумова С.М.
Глава администрации области
В.Г.КУЛАКОВ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Состояние здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которых проживает нынешнее и будет жить будущее поколение людей.
В ответ на все растущую обеспокоенность общественности и правительства по поводу загрязнения окружающей среды и ее влияния на состояние здоровья населения в 1989 году во Франкфурте (Германия) была проведена Первая европейская конференция ВОЗ по охране окружающей среды и здоровья населения, в которой приняли участие министры и другие высшие должностные лица из ведомств по охране окружающей среды и здравоохранению 29 европейских государств-членов и Комиссии европейских сообществ (теперь - Европейская комиссия). Конференция приняла Европейскую хартию по окружающей среде и здоровью, которая расширила европейскую стратегию достижения "Здоровья для всех" применительно к окружающей среде, и представляет собой шаг вперед в деле совместной разработки политики общественного здоровья и окружающей среды.
На Второй европейской конференции на уровне министров по охране окружающей среды и здоровью населения, проходившей в Хельсинки в июне 1994 года, приоритет был отдан задаче разработки в странах национальных планов действий по гигиене окружающей среды в рамках принятого Европейского плана действий по гигиене окружающей среды (1994). 21 сентября 2001 года на заседании правительственной комиссии по охране здоровья граждан одобрен Национальный план действия по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.
Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды потребовала создания региональной законодательной, нормативной правовой базы. Сегодня в области принято 10 законов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внесены на рассмотрение в областную Думу дополнительно 2 законопроекта. Одним из механизмов решения проблемы охраны здоровья населения и среды его обитания является разработка и реализация региональных целевых программ. В Воронежской области вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия нашли отражение в 33 областных программах, кроме того, реализуется 295 местных программ, в которые включены вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения.
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в "Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 годы", ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области" разработал совместно с управлением по экологии и природным ресурсам администрации Воронежской области, комитетом природных ресурсов по Воронежской области, областным Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Главным управлением ГО и ЧС администрации Воронежской области, Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской области, Главным управлением агропромышленного комплекса администрации Воронежской области, управлением государственной инспекции дорожного движения ГУВД Воронежской области настоящий План действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2003 - 2005 годы.
Основными целями Плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области является определение региональных приоритетов и разработка мероприятий, направленных на решение актуальных проблем гигиены окружающей среды.
Основная задача Плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области - охрана здоровья настоящего и будущего населения области.
1.1.1. По Российской Федерации:
1.1.1.1. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
1.1.1.2. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1.
1.1.1.3. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 (ред. от 24.12.1993 N 2287).
1.1.1.4. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.01.1996 N 2-ФЗ).
1.1.1.5. Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1.
1.1.1.6. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 06.08.1993 N 5600-1.
1.1.1.7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
1.1.1.8. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
1.1.1.9. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.1993 N 5151-1 (ред. от 27.12.1995).
1.1.1.10. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ.
1.1.1.11. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 09.01.1995 N 3-ФЗ.
1.1.1.12. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
1.1.1.13. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" от 02.05.1997 N 76-ФЗ.
1.1.1.14. Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19.07.1997 N 109-ФЗ.
1.1.1.15. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ.
1.1.1.16. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
1.1.1.17. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
1.1.1.18. Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем представлен ряд статей, касающихся атомной промышленности (ст. 215), обращения с радиоактивными материалами (ст. 220); в отдельные главы выделены "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" (глава 25) и "Экологические преступления" (глава 26).
1.1.2. По Воронежской области:
1.1.2.1. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области" от 15.01.2002 N 2-ОЗ.
1.1.2.2. "О питьевой воде" от 20.07.1998 N 50-II-ОЗ.
1.1.2.3. "Об охране атмосферного воздуха" от 17.07.2000 N 169-II-ОЗ.
1.1.2.4. "Об отходах производства и потребления" от 21.02.2002 N 11-ОЗ.
1.1.2.5. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 08.11.2001 N 24-III-ОЗ.
1.1.2.6. "О безопасном обращении с пестицидами в Воронежской области" от 04.08.1999 N 109-II-ОЗ.
1.1.2.7. "Об охране труда в Воронежской области" от 10.04.2000 N 155-II-ОЗ.
1.1.2.8. "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Воронежской области" от 05.02.1999 N 76-II-ОЗ.
1.1.2.9. "О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 29.09.1997 N 3-II-ОЗ.
1.1.2.10. "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области" от 21.02.2002 N 12-ОЗ.
В 2002 году внесены в областную Думу законы "О радиационной безопасности населения", "О предупреждении заболеваний, передающихся половым путем".
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ и законом Воронежской области "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области" от 15.01.2002 N 2-ОЗ.
Учреждения госсанэпиднадзора в области представлены 34 центрами госсанэпиднадзора, в составе которых - 32 центра госсанэпиднадзора в районах области, центр госсанэпиднадзора в г. Воронеже с 6 филиалами и центр госсанэпиднадзора в Воронежской области. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением специальных мероприятий, основными из которых являются:
- профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- разработка и реализация региональных и местных целевых программ;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- обязательное выполнение всеми гражданами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности санитарных правил;
- лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- ведение социально-гигиенического мониторинга.
Приоритетным направлением деятельности учреждений госсанэпиднадзора в Воронежской области является проведение государственного контроля (надзора) как наиболее эффективного метода предупреждения и устранения неблагоприятного воздействия среды обитания на здоровье человека. Мероприятия по контролю учреждениями госсанэпиднадзора в области осуществляются на 26438 коммунальных, промышленных, пищевых, детских, подростковых и других объектах. Ежегодно выдается более 756 санитарно-эпидемиологических заключений по отводу земельных участков, проводится санитарно-гигиеническая экспертиза более 990 проектов строительства и реконструкции, 150 проектов нормативной документации.
В области функционирует 3 санитарно-карантинных пункта, обеспечивающих проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения карантинных заболеваний, а также поступления недоброкачественной импортной продукции.
В целях объективной и достоверной информации о состоянии окружающей природной и производственной среды в работе лабораторий учреждений госсанэпиднадзора используются современные физико-химические, микробиологические, паразитологические, токсикологические методы исследования, измерения физических факторов, ионизирующего и неионизирующего излучения. Ежегодно санитарно-химическими лабораториями центров госсанэпиднадзора проводится более 397774 исследований, из них 60% с применением современных физико-химических методов. Микробиологические исследования проводятся в 34 лабораториях учреждений госсанэпиднадзора, которыми ежегодно выполняется до 500270 исследований, из них 137800 - бактериологических исследований с целью диагностики инфекционных заболеваний; 332200 - санитарно-бактериологических, 30180 - серологических. Проводятся наблюдения за циркуляцией вирусов, возбудителей особо опасных, природно-очаговых заболеваний в объектах окружающей природной среды.
Одним из действенных инструментов, оказывающих влияние на повышение качества и достоверности исследований, проводимых лабораторными подразделениями учреждений госсанэпиднадзора области, является их аккредитация в "Системе аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации". Все лаборатории учреждений госсанэпиднадзора аккредитованы.
В Воронежской области кроме государственных санитарно-эпидемиологических учреждений деятельность в области гигиены окружающей среды осуществляют следующие ведомства и организации:
Областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводит контроль качества атмосферного воздуха и воды открытых водоемов путем организации стационарных постов наблюдения, определяет приоритетные загрязнители атмосферного воздуха и воды открытых водоемов, обеспечивает единство методического и метрологического обеспечения, разрабатывает предложения о методах оценки и управления качеством атмосферного воздуха и воды открытых водоемов, осуществляет прогнозирование состояния погоды.
Комитет природных ресурсов по Воронежской области координирует деятельность предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды, организует мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия, ведет банк данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании, проводит экологическую экспертизу проектов, мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод.