Недействующий

ЗАКОН

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 февраля 2002 года N 11-ОЗ


Об отходах производства и потребления

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Воронежской области от 30 декабря 2004 года N 104-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят
областной Думой
31 января 2002 года


Настоящий Закон определяет правовую основу регулирования отношений в области (сфере) обращения с отходами производства и потребления в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, выбросами вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

- отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.);

- трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

- медицинские отходы - отходы, образующиеся в результате деятельности лечебно - профилактических учреждений вне зависимости от их профиля и коечной мощности;

- неутилизируемые отходы - отходы, для которых на текущий момент отсутствуют условия переработки, использования;

- бытовые отходы - различные виды отходов потребления, образующиеся у населения в быту;

- качество отходов - совокупность свойств и (или) состояний отходов, характеризующая возможность применения способов обращения с ними;

- переработка отходов - механическое, физико-химическое и биологическое преобразование отходов с целью получения продукции или извлечения из отходов полезных составляющих;

- утилизация отходов - использование отходов или их переработка в полезные продукты;

- несанкционированное размещение, переработка, использование отходов - обращение с отходами без соответствующего разрешения с нарушением установленных норм;

- удаление отходов - комплекс мероприятий по сбору и транспортировке отходов;

- санкционированные свалки - объекты захоронения промышленных и бытовых отходов, отведенные органами местного самоуправления и отвечающие минимуму природоохранных и санитарно-гигиенических требований;

- несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов;

- полигоны твердых бытовых отходов, токсичных промышленных отходов - объекты захоронения отходов, построенные в соответствии с проектными нормами;

- удаление отходов - комплекс мероприятий по сбору и транспортировке отходов;

- накопление отходов - временное складирование отходов на объекте, по объему превышающее необходимый минимум (тарная единица, партия) для их удаления;

- коэффициент экологического состояния объектов захоронения - показатель, характеризующий степень соответствия объекта захоронения отходов природоохранным требованиям;

- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами


Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим Законом и иными областными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, продуктов, товаров, иных изделий, в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, а также передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, органы местного самоуправления или лицо, в собственности, владении либо пользовании которых находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, могут обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении отходов в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 4. Цель и основные принципы управления в области обращения с отходами на территории области


Целью областного закона об обращении с отходами производства и потребления является обеспечение экологической безопасности человека и окружающей среды от негативного воздействия образующихся и поступающих на территорию области отходов.

Основными принципами управления в области обращения с отходами являются:

- государственное регулирование и учет образующихся отходов путем лицензирования деятельности, нормирования, лимитирования образования и размещения отходов, их инвентаризации, классификации, выдачи разрешений и установления запретов;

- экономическое стимулирование и организация деятельности по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду и человека;

- государственный надзор и контроль за соблюдением установленных норм и правил в сфере обращения с отходами;

- внедрение малоотходных технологий и комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

- свободный доступ к информации в области обращения с отходами;

- прогнозирование и планирование необходимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами;

- сотрудничество с другими регионами, привлечение иностранных инвестиций в сферу обращения с отходами.

Глава II. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами

     
Статья 5. Полномочия областной Думы в сфере обращения с отходами


К полномочиям областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:

а) принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами в соответствии с законами Российской Федерации;

б) утверждение областных целевых программ в сфере обращения с отходами;

в) организация и осуществление контроля за исполнением федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции;

г) иные полномочия, предоставленные федеральным и областным законодательством.

Статья 6. Полномочия администрации области в сфере обращения с отходами


К полномочиям администрации области в сфере обращения с отходами относятся:

а) обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами в соответствии с федеральным и областным законодательством;

б) обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

в) осуществление правового регулирования, организация и проведение государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции;

г) определение уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами на территории области и его компетенции;

д) организация мониторинга и формирование банка данных об отходах и объектах их размещения на территории области, участие в ведении государственного кадастра отходов;

е) разработка и реализация областных программ в сфере обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных, межрегиональных и местных программ в сфере обращения с отходами;

ж) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

з) проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

и) принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;

к) обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами;

л) участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;

м) иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами


Органы местного самоуправления муниципальных образований области:

а) устанавливают порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния городов и других населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон и иных мест при размещении отходов на территории муниципального образования;

б) принимают участие в разработке областных и межрегиональных программ по обращению с отходами;

в) разрабатывают и утверждают муниципальные программы по обращению с отходами,

г) организуют на своей территории инвентаризацию, паспортизацию, учет, отчетность образования и движения бытовых отходов;

д) представляют информацию по образованию и движению бытовых отходов для областного банка данных по отходам;

е) обеспечивают реализацию областных, федеральных и межрегиональных программ по обращению с отходами при выделении соответствующих финансовых ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»