Недействующий

ЗАКОН

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 июля 2000 года N 169-II-ОЗ


Об охране атмосферного воздуха

____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 июня 2006 года на основании
Закона Воронежской области от 5 июня 2006 года N 55-ОЗ
____________________________________________________________________


Принят
областной Думой
22 июня 2000 года


Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

- атмосферный воздух - жизненно важный для человека, животных и растений компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

- вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;

- загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

- вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, влияющие на здоровье человека и окружающую природную среду;

- трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;

- неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;

- предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;

- технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;

- предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду;

- предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;

- временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

- мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

- охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду;

- экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду;

- гигиенический норматив качества - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

- временно допустимые концентрации загрязняющих веществ - временные критерии качества атмосферного воздуха, полученные расчетным путем и основанные на хорошо изученных порогах рефлекторного действия, токсикологических показателях и значениях предельно-допустимых концентраций рабочей зоны;

- ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест - временный гигиенический норматив содержания загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест;

- качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

- альтернативные виды топлива - виды топлива (сжиженный и сжатый газ, биогаз, генераторный газ и другие), использование которых сокращает или замедляет потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов со снижением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Статья 2. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха


Законодательство в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального Закона "Об охране окружающей природной среды". Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха". Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Закона "Об энергосбережении" и иных нормативно-правовых актов, принимаемых Российской Федерацией и органами государственной власти Воронежской области.

Глава II. Управление в области охраны атмосферного воздуха

     
Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха


Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Воронежской области в сфере охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды.

Статья 4. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха


Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха на территории Воронежской области осуществляется органами государственной власти Воронежской области непосредственно или через специально уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха - Государственный комитет по охране окружающей среды Воронежской области во взаимодействии с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области и Воронежским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Воронежской области в области охраны атмосферного воздуха


К полномочиям органов государственной власти Воронежской области относятся:

- проведение государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории области;

- принятие нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;

- участие в разработке предложений об определении величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроках, в которые будет осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами в данной области;

- разработка и реализация областных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

- участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- участие в организации государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечении его проведения;

- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

- регулирование в пределах своей компетенции передвижения транспортных средств на территории области в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- внедрение альтернативных видов топлива на предприятиях промышленности, транспорта и сельского хозяйства;

- осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

- информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

- иные, не отнесенные к ведению Российской Федерации полномочия в сфере охраны атмосферного воздуха.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха


Органы местного самоуправления Воронежской области могут наделяться отдельными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством, в том числе полномочиями на:

- участие в принятии решений о размещении на соответствующей территории объектов хозяйственной и иной деятельности, загрязняющих атмосфер);

- участие в организации и обеспечении функционирования государственного мониторинга атмосферного воздуха;

- участие в принятии решений по регулированию в пределах своей компетенции транспортных потоков в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и переводу автотранспорта на альтернативные виды топлива;

- участие в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

- координация в пределах своей компетенции деятельности юридических и физических лиц в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.

Статья 7. Полномочия государственных инспекторов Государственного комитета по охране окружающей среды, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха


Государственные инспектора Государственного комитета по охране, окружающей среды Воронежской области, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:

- беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работы очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;

- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, настоящего Закона для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

- аннулировать или приостанавливать действия разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, если не соблюдаются условия этих разрешений;

- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

- обеспечивать проведение измерений выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автотранспортом;

- давать предписания, обязательные для юридических и физических лиц, об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, о приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействии на него;

- привлекать к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, и настоящего Закона;

- предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и настоящего Закона;

- осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

- Государственные инспектора Государственного комитета по охране окружающей среды Воронежской области, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

- иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и настоящим Законом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»