ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 июля 2000 года N 169-II-ОЗ
Об охране атмосферного воздуха
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 июня 2006 года на основании
Закона Воронежской области от 5 июня 2006 года N 55-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
областной Думой
22 июня 2000 года
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- атмосферный воздух - жизненно важный для человека, животных и растений компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
- вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
- загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
- вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, влияющие на здоровье человека и окружающую природную среду;
- трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;
- неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
- предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
- технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;
- предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду;
- предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;
- временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;
- мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
- охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду;
- экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду;
- гигиенический норматив качества - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;
- временно допустимые концентрации загрязняющих веществ - временные критерии качества атмосферного воздуха, полученные расчетным путем и основанные на хорошо изученных порогах рефлекторного действия, токсикологических показателях и значениях предельно-допустимых концентраций рабочей зоны;
- ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест - временный гигиенический норматив содержания загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест;
- качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;
- альтернативные виды топлива - виды топлива (сжиженный и сжатый газ, биогаз, генераторный газ и другие), использование которых сокращает или замедляет потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов со снижением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Законодательство в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального Закона "Об охране окружающей природной среды". Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха". Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Закона "Об энергосбережении" и иных нормативно-правовых актов, принимаемых Российской Федерацией и органами государственной власти Воронежской области.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Воронежской области в сфере охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства;
научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха на территории Воронежской области осуществляется органами государственной власти Воронежской области непосредственно или через специально уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха - Государственный комитет по охране окружающей среды Воронежской области во взаимодействии с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области и Воронежским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
К полномочиям органов государственной власти Воронежской области относятся:
- проведение государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории области;
- принятие нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;
- участие в разработке предложений об определении величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроках, в которые будет осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами в данной области;
- разработка и реализация областных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- участие в организации государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечении его проведения;
- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- регулирование в пределах своей компетенции передвижения транспортных средств на территории области в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- внедрение альтернативных видов топлива на предприятиях промышленности, транспорта и сельского хозяйства;
- осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
- информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
- иные, не отнесенные к ведению Российской Федерации полномочия в сфере охраны атмосферного воздуха.
Органы местного самоуправления Воронежской области могут наделяться отдельными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством, в том числе полномочиями на:
- участие в принятии решений о размещении на соответствующей территории объектов хозяйственной и иной деятельности, загрязняющих атмосфер);
- участие в организации и обеспечении функционирования государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- участие в принятии решений по регулированию в пределах своей компетенции транспортных потоков в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и переводу автотранспорта на альтернативные виды топлива;
- участие в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- координация в пределах своей компетенции деятельности юридических и физических лиц в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.
Государственные инспектора Государственного комитета по охране, окружающей среды Воронежской области, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:
- беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работы очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, настоящего Закона для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
- аннулировать или приостанавливать действия разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, если не соблюдаются условия этих разрешений;
- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
- обеспечивать проведение измерений выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автотранспортом;
- давать предписания, обязательные для юридических и физических лиц, об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, о приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействии на него;
- привлекать к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, и настоящего Закона;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и настоящего Закона;
- осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
- Государственные инспектора Государственного комитета по охране окружающей среды Воронежской области, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
- иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и настоящим Законом;