(с изменениями на 27 марта 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 28.04.2014 N 164, от 07.07.2014 N 324, от 28.08.2014 N 400, от 21.05.2015 N 279, от 27.01.2016 N 29, от 16.05.2016 N 241, от 28.11.2016 N 581, от 30.01.2017 N 75, от 13.02.2017 N 115, от 25.05.2017 N 323, от 29.09.2017 N 534, от 29.03.2018 N 181, от 09.07.2018 N 371, от 06.08.2018 N 409, от 12.11.2018 N 530, от 06.03.2019 N 115, от 08.06.2020 N 331, от 26.08.2020 N 500, от 15.01.2021 N 6, от 12.07.2021 N 326, от 23.07.2021 N 344, от 13.09.2022 N 629, от 05.12.2022 N 770, от 13.04.2023 N 192, от 11.07.2023 N 316, от 14.11.2023 N 614, от 27.03.2024 N 284)
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог".
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 21.05.2015 N 279)
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Мордовия от 12 сентября 2008 г. N 408 "О Республиканской целевой программе "Совершенствование и развитие дорожной сети Республики Мордовия на период до 2015 года";
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 г. N 78 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Совершенствование и развитие дорожной сети Республики Мордовия на период до 2015 года".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия И.В.Фрейдина
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.09.2022 N 629)
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 13.09.2022 N 629, от 05.12.2022 N 770, от 13.04.2023 N 192, от 11.07.2023 N 316, от 14.11.2023 N 614, от 27.03.2024 N 284)
Ответственный исполнитель Программы | Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Мордовия |
Участники Программы | Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство цифрового развития Республики Мордовия, Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия", Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Центр организации дорожного движения", администрации муниципальных образований Республики Мордовия и г.о. Саранск (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.04.2023 N 192) | |
Подпрограммы Программы | подпрограмма "Автомобильные дороги"; подпрограмма "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Мордовия" |
Цели Программы | совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их транспортно-эксплуатационных характеристик, обеспечение экономического роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличение эффективности использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения; снижение аварийности на дорогах Республики Мордовия и числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий |
Задачи Программы | сохранение и развитие существующей сети автомобильных дорог общего пользования; сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Мордовия |
Целевые индикаторы и показатели Программы | протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Республики Мордовия, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (с 2019 по 2020 г.), национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2021 по 2023 г.); объем ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Республики Мордовия; протяженность участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, прошедших капитальный ремонт и ремонт, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (с 2019 по 2020 г.), национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2021 по 2023 г.); количество отремонтированных железнодорожных переездов, отвечающих нормативному состоянию; протяженность построенных пешеходных тротуаров; протяженность построенных барьерных ограждений на автомобильных дорогах; количество изготовленных и установленных автопавильонов; протяженность построенных линий освещения вдоль автомобильных дорог; число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения); транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств); показатели регионального проекта Республики Мордовия "Дорожная сеть": осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения (накопленным итогом); протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом); доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии; доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок; показатели регионального проекта Республики Мордовия "Региональная и местная дорожная сеть": доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; доля дорожной сети Саранской городской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии; доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок; осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения (накопленным итогом); протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом); показатели регионального проекта Республики Мордовия "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства": доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр; доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения; размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения; увеличение количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения до 211% от базового количества 2017 г.; внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.03.2024 N 284) | |
Этапы и сроки реализации Программы | реализация Программы рассчитана на 10 лет (с 2014 по 2023 г.) в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.03.2024 N 284) | |
Объемы финансового обеспечения Программы | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2014 - 2023 гг. составит 60505847,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 1721231,6 тыс. рублей; в 2015 году - 2852056,0 тыс. рублей; в 2016 году - 3359603,9 тыс. рублей; в 2017 году - 3110486,8 тыс. рублей; в 2018 году - 3347731,6 тыс. рублей; в 2019 году - 5407350,6 тыс. рублей; в 2020 году - 6670558,4 тыс. рублей; в 2021 году - 8731065,8 тыс. рублей; в 2022 году - 12485068,2 тыс. рублей; в 2023 году - 12820694,7 тыс. рублей. Финансирование за счет средств федерального бюджета составляет 23231987,8 тыс. рублей, из них по годам: в 2014 году - 0,0 тыс. рублей; в 2015 году - 1422984,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1825412,3 тыс. рублей; в 2017 году - 1444821,5 тыс. рублей; в 2018 году - 750000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 3610411,1 тыс. рублей; в 2020 году - 2181764,1 тыс. рублей; в 2021 году - 2378064,9 тыс. рублей; в 2022 году - 5089962,0 тыс. рублей; в 2023 году - 4528567,9 тыс. рублей. Финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 37273859,8 тыс. рублей, из них по годам: в 2014 году - 1721231,6 тыс. рублей; в 2015 году - 1429072,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1534191,6 тыс. рублей; в 2017 году - 1665665,3 тыс. рублей; в 2018 году - 2597731,6 тыс. рублей; в 2019 году - 1796939,5 тыс. рублей; в 2020 году - 4488794,3 тыс. рублей; в 2021 году - 6353000,9 тыс. рублей; в 2022 году - 7395106,2 тыс. рублей; в 2023 году - 8292126,8 тыс. рублей. По подпрограмме "Автомобильные дороги" всего - 59296988,2 тыс. рублей. По "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Мордовия" - 1208859,4 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.03.2024 N 284) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | реализация Программы позволит увеличить: протяженность участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и местного значения после проведения капитального ремонта и ремонта на 633,661 км, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (с 2019 по 2020 г.), национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2021 по 2023 г.); количество отремонтированных железнодорожных переездов, отвечающих нормативному состоянию, на 4 шт.; протяженность построенных пешеходных тротуаров на 9,961 км; протяженность построенных барьерных ограждений на автомобильных дорогах на 11,369 км; изготовить и установить 31 автопавильон; протяженность построенных линий освещения на 11,8 км; по показателям регионального проекта Республики Мордовия "Региональная и местная дорожная сеть" (с 2021 по 2023 г.): доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям в их общей протяженности (на 31 декабря 2023 г. составила 46,2593%); доля дорожной сети Саранской городской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии (на 31 декабря 2023 г. составила 82,817%); доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок в 2023 г. составила 100%; осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения (накопленным итогом) (на 31 декабря 2023 г. составило 3,6256 км); протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом) (на 31 декабря 2023 г. составила 1,81724 тыс. пог. м); по показателям регионального проекта Республики Мордовия "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" (с 2021 по 2023 г.): доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр; доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения; количество автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения (нарастающим итогом); количество стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения до 211% от базового количества 2017 г.; внедрить интеллектуальные транспортные системы, предусматривающие автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях; уменьшить: смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в 2023 г. до 88 человек по сравнению с 2012 г.; в том числе детей к 2023 г. на 8 человек (100%) по сравнению с 2012 г.; социальный риск к 2023 г. до 11,41 человек по сравнению с 2012 годом; транспортный риск к 2023 г. до 2,7 человек по сравнению с 2012 годом. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.03.2024 N 284) |
Дорожная политика Республики Мордовия формируется на основе целей и приоритетов социально-экономического и транспортного развития региона. Основной целью дорожной политики Республики Мордовия является совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их транспортно-эксплуатационных характеристик, обеспечение экономического роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличение эффективности использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни.
Несмотря на достаточно развитую дорожную сеть Республики Мордовия по сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа, ее качественные характеристики на целом ряде дорог не соответствуют предъявляемым нормативным требованиям. Проведенный анализ технического состояния существующей сети автомобильных дорог и мостовых переходов, их загрузки движением свидетельствует о том, что в ближайшие годы по мере возрастания интенсивности движения целый ряд дорог не сможет обеспечить пропуск ожидаемых транспортных потоков без улучшения технического состояния существующей транспортной сети и строительства новых направлений.
Цель Программы соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны и республики. Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их транспортно-эксплуатационных характеристик обеспечит вклад в экономический рост и спрос на автотранспортные перевозки, увеличит эффективность использования природно-ресурсного потенциала и повысит уровень жизни населения.
К приоритетным задачам Программы относятся:
- сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования;
- увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Республики Мордовия;
- увеличение объемов ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 гг.;
- приведение технических параметров дорог в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта;
- выход на нормативные объемы работ по содержанию и ремонту дорог, которые позволят обеспечить высокие потребительские свойства сети автомобильных дорог;
- строительство обходов городов и крупных населенных пунктов на опорной сети дорог, реконструкция существующих мостов, имеющих недостаточные габариты проезжей части, строительство новых мостов, транспортных развязок, путепроводов через железные дороги и т.д.;
- проектирование, строительство, реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- повышение культуры вождения;
- развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
На региональной сети приоритетными являются задачи обеспечения высокого транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог за счет постоянного увеличения объемов работ по ремонту и содержанию. Также для региональных дорог опорной сети предусматривается проведение необходимых объемов работ для приведения технических параметров сети в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения.
Совершенствование сети региональных автомобильных дорог способствует решению проблем функционирования и развития агропромышленного комплекса и улучшению социальных условий жизни сельского населения.
Особое внимание будет уделено капитальному ремонту автомобильных дорог, которые не требуют повышения категории, но с увеличением интенсивности транспортного потока и доли тяжеловесных автомобилей требуют усиления дорожных одежд, а также ремонта мостов, совершенствования системы водоотвода, перестройки отдельных участков для обеспечения нормативных требований устройства дорожной разметки, ограждений, другого инженерного обустройства дороги. На всех дорогах должно проводиться эффективное содержание, обеспечивающее уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Одновременно в короткие сроки решить все перечисленные задачи не представляется возможным из-за ограниченности финансовых ресурсов. Необходима поэтапная реализация стратегии совершенствования и развития дорожной сети Республики Мордовия с учетом достижения максимального эффекта в виде прироста валового регионального продукта от повышения технико-эксплуатационного состояния дорог и привлечения инвестиций в приоритетные дорожные объекты строительства и реконструкции.
Предложения по развитию сети автомобильных дорог Республики Мордовия сформированы с учетом приведения структуры дорожной сети в соответствие с требованиями действующего законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Современный этап развития России связан с реформированием ее экономики, образованием различных форм собственности, переходом на новые хозяйственные отношения. Соответствующие этим реформам перемены непосредственно затрагивают и дорожное хозяйство страны.
Введение в действие федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающих разграничение ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между органами государственной власти различных уровней и местного самоуправления, потребовало принятия новой классификации автомобильных дорог.
В целях приведения структуры дорожной сети, системы управления и финансирования автомобильных дорог общего пользования в соответствие с требованиями действующего законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления была разработана новая классификация автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;