ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2022 года N 629
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 453
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 453 "Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2014 г. N 164, от 7 июля 2014 г. N 324, от 28 августа 2014 г. N 400, от 21 мая 2015 г. N 279, от 27 января 2016 г. N 29, от 16 мая 2016 г. N 241, от 28 ноября 2016 г. N 581, от 30 января 2017 г. N 75, от 13 февраля 2017 г. N 115, от 25 мая 2017 г. N 323, от 29 сентября 2017 г. N 534, от 29 марта 2018 г. N 181, от 9 июля 2018 г. N 371, от 6 августа 2018 г. N 409, от 12 ноября 2018 г. N 530, от 6 марта 2019 г. N 115, от 8 июня 2020 г. N 331, от 26 августа 2020 г. N 500, от 15 января 2021 г. N 6, от 12 июля 2021 г. N 326, от 23 июля 2021 г. N 344) следующие изменения:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия И.В.Фрейдина".
2) Государственную программу Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Паспорт
Государственной программы "Развитие автомобильных дорог"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Мордовия |
Участники Программы | Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство цифрового развития Республики Мордовия, Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия", администрации муниципальных образований Республики Мордовия и г.о. Саранск (по согласованию) |
Подпрограммы Программы | подпрограмма "Автомобильные дороги"; подпрограмма "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Мордовия" |
Цели Программы | совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их транспортно-эксплуатационных характеристик, обеспечение экономического роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличение эффективности использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения; снижение аварийности на дорогах Республики Мордовия и числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий |
Задачи Программы | сохранение и развитие существующей сети автомобильных дорог общего пользования; сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Мордовия |
Целевые индикаторы и показатели Программы | протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Республики Мордовия, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (с 2019 по 2020 гг.), национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2021 по 2024 гг.) объем ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Республики Мордовия; протяженность участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, прошедших капитальный ремонт и ремонт, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (с 2019 по 2020 гг.), национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2021 по 2024 гг.); количество отремонтированных железнодорожных переездов, отвечающих нормативному состоянию; протяженность построенных пешеходных тротуаров; протяженность построенных барьерных ограждений на автомобильных дорогах; количество изготовленных и установленных автопавильонов; протяженность построенных линий освещения вдоль автомобильных дорог; число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения); транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств); показатели регионального проекта Республики Мордовия "Дорожная сеть": осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения (накопленным итогом); протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом); доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии; доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок; показатели регионального проекта Республики Мордовия "Региональная и местная дорожная сеть": доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; доля дорожной сети Саранской городской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии; доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок; осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения (накопленным итогом); протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом); показатели регионального проекта Республики Мордовия "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства": доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр; доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения; размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения; увеличение количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения до 211% от базового количества 2017 года; внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях |
Этапы и сроки реализации Программы | реализация Программы рассчитана на 11 лет (с 2014 по 2024 гг.) в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач |
Объемы финансового обеспечения Программы | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2014 - 2024 гг. составит 69506945,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 1721231,6 тыс. рублей; в 2015 году - 2852056,0 тыс. рублей; в 2016 году - 3359603,9 тыс. рублей; в 2017 году - 3110486,8 тыс. рублей; в 2018 году - 3347731,6 тыс. рублей; в 2019 году - 5407350,6 тыс. рублей; в 2020 году - 6670558,4 тыс. рублей; в 2021 году - 8731065,8 тыс. рублей; в 2022 году - 10536095,4 тыс. рублей; в 2023 году - 11687612,0 тыс. рублей; в 2024 году - 12083153,5 тыс. рублей. Финансирование за счет средств федерального бюджета составляет 28306851,0 тыс. рублей, из них по годам: в 2014 году - 0,0 тыс. рублей; в 2015 году - 1422984,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1825412,3 тыс. рублей; в 2017 году - 1444821,5 тыс. рублей; в 2018 году - 750000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 3610411,1 тыс. рублей; в 2020 году - 2181764,1 тыс. рублей; в 2021 году - 2378064,9 тыс. рублей; в 2022 году - 3721962,6 тыс. рублей; в 2023 году - 5401867,5 тыс. рублей; в 2024 году - 5569563,0 тыс. рублей. Финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 41200094,6 тыс. рублей, из них по годам: в 2014 году - 1721231,6 тыс. рублей; в 2015 году - 1429072,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1534191,6 тыс. рублей; в 2017 году - 1665665,3 тыс. рублей; в 2018 году - 2597731,6 тыс. рублей; в 2019 году - 1796939,5 тыс. рублей; в 2020 году - 4488794,3 тыс. рублей; в 2021 году - 6353000,9 тыс. рублей; в 2022 году - 6814132,8 тыс. рублей; в 2023 году - 6285744,5 тыс. рублей; в 2024 году - 6513590,5 тыс. рублей. По подпрограмме "Автомобильные дороги" всего - 67754575,7 тыс. рублей. По "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Мордовия" - 1752369,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | реализация Программы позволит увеличить: протяженность участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и местного значения после проведения капитального ремонта и ремонта на 633,661 км, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (с 2019 по 2020 гг.), национального проекта "Безопасные качественные дороги" (с 2021 по 2024 гг.); количество отремонтированных железнодорожных переездов, отвечающих нормативному состоянию, на 4 шт.; протяженность построенных пешеходных тротуаров на 9,961 км; протяженность построенных барьерных ограждений на автомобильных дорогах на 11,369 км; изготовить и установить 31 автопавильон; протяженность построенных линий освещения на 11,8 км; по показателям регионального проекта Республики Мордовия "Региональная и местная дорожная сеть" (с 2021 по 2024 гг.): доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям в их общей протяженности (на 31 декабря 2024 года составит 52,58%); доля дорожной сети Саранской городской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии (на 31 декабря 2024 года составит 85%); доля отечественного оборудования (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупок в 2024 году составит 70%; осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения (накопленным итогом) (на 31 декабря 2024 года составит 4,1 км); протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом) (на 31 декабря 2024 года составит 1,9467 тыс. пог. м); по показателям регионального проекта Республики Мордовия "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" (с 2021 по 2024 гг.): доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр; доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения; количество автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения (нарастающим итогом); количество стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения до 211% от базового количества 2017 года; внедрить интеллектуальные транспортные системы, предусматривающие автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях; уменьшить: смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в 2024 году на 109 человек (49,7%) по сравнению с 2012 годом; в том числе детей к 2024 году на 8 человек (100%) по сравнению с 2012 годом; социальный риск к 2024 году на 48,5% по сравнению с 2012 годом; транспортный риск к 2024 году на 56,8% по сравнению с 2012 годом. |
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дорожная политика Республики Мордовия формируется на основе целей и приоритетов социально-экономического и транспортного развития региона. Основной целью дорожной политики Республики Мордовия является совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их транспортно-эксплуатационных характеристик, обеспечение экономического роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличение эффективности использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни.
Несмотря на достаточно развитую дорожную сеть Республики Мордовия по сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа, ее качественные характеристики на целом ряде дорог не соответствуют предъявляемым нормативным требованиям. Проведенный анализ технического состояния существующей сети автомобильных дорог и мостовых переходов, их загрузки движением свидетельствует о том, что в ближайшие годы по мере возрастания интенсивности движения целый ряд дорог не сможет обеспечить пропуск ожидаемых транспортных потоков без улучшения технического состояния существующей транспортной сети и строительства новых направлений.
Цель Программы соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны и республики. Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их транспортно-эксплуатационных характеристик обеспечит вклад в экономический рост и спрос на автотранспортные перевозки, увеличит эффективность использования природно-ресурсного потенциала и повысит уровень жизни населения.
К приоритетным задачам Программы относятся:
- сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования;
- увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Республики Мордовия;
- увеличение объемов ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 гг.;
- приведение технических параметров дорог в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта;
- выход на нормативные объемы работ по содержанию и ремонту дорог, которые позволят обеспечить высокие потребительские свойства сети автомобильных дорог;
- строительство обходов городов и крупных населенных пунктов на опорной сети дорог, реконструкция существующих мостов, имеющих недостаточные габариты проезжей части, строительство новых мостов, транспортных развязок, путепроводов через железные дороги и т.д.;
- проектирование, строительство, реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- повышение культуры вождения;
- развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
На региональной сети приоритетными являются задачи обеспечения высокого транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог за счет постоянного увеличения объемов работ по ремонту и содержанию. Также для региональных дорог опорной сети предусматривается проведение необходимых объемов работ для приведения технических параметров сети в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения.
Совершенствование сети региональных автомобильных дорог способствует решению проблем функционирования и развития агропромышленного комплекса и улучшению социальных условий жизни сельского населения.
Особое внимание будет уделено капитальному ремонту автомобильных дорог, которые не требуют повышения категории, но с увеличением интенсивности транспортного потока и доли тяжеловесных автомобилей требуют усиления дорожных одежд, а также ремонта мостов, совершенствования системы водоотвода, перестройки отдельных участков для обеспечения нормативных требований устройства дорожной разметки, ограждений, другого инженерного обустройства дороги. На всех дорогах должно проводиться эффективное содержание, обеспечивающее уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Одновременно в короткие сроки решить все перечисленные задачи не представляется возможным из-за ограниченности финансовых ресурсов. Необходима поэтапная реализация стратегии совершенствования и развития дорожной сети Республики Мордовия с учетом достижения максимального эффекта в виде прироста валового регионального продукта от повышения технико-эксплуатационного состояния дорог и привлечения инвестиций в приоритетные дорожные объекты строительства и реконструкции.
Предложения по развитию сети автомобильных дорог Республики Мордовия сформированы с учетом приведения структуры дорожной сети в соответствие с требованиями действующего законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Современный этап развития России связан с реформированием ее экономики, образованием различных форм собственности, переходом на новые хозяйственные отношения. Соответствующие этим реформам перемены непосредственно затрагивают и дорожное хозяйство страны.
Введение в действие федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающих разграничение ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между органами государственной власти различных уровней и местного самоуправления, потребовало принятия новой классификации автомобильных дорог.
В целях приведения структуры дорожной сети, системы управления и финансирования автомобильных дорог общего пользования в соответствие с требованиями действующего законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления была разработана новая классификация автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 16 марта 2009 г. N 100 "Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия" к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия относятся автомобильные дороги:
1) соединяющие столицу Республики Мордовия - город Саранск с административными центрами муниципальных районов;
2) соединяющие между собой административные центры муниципальных районов;
3) соединяющие административные центры муниципальных районов с административными центрами сельских поселений;
4) соединяющие административные центры сельских поселений с автомобильными дорогами общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения;
5) соединяющие между собой автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения;
6) являющиеся подъездными дорогами от автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения к железнодорожным станциям, социально значимым объектам государственной собственности Республики Мордовия, общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции в рамках Государственной программы Республики Мордовия "Комплексное развитие сельских территорий";