Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 14.1. Права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

1. Комментируемая статья закрепляет права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.

В силу ч.1 рассматриваемой статьи за органами местного самоуправления городского, сельского поселения закреплены следующие полномочия:

1) создание музеев поселения (см. проект приказа Минкультуры России "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры", ID проекта: 01/02/08-16/00051437, URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=51437; решение Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района МО от 22 мая 2014 года N 502/60 "Об утверждении Положения о создании и содержании муниципальных музеев в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области"; решение Совета депутатов Шумячского городского поселения Шумячского района Смоленской области от 5 октября 2010 года N 39 "Об утверждении Положения о создании и содержании музеев в Шумячском городском поселении");

2) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (см. ст.37 и др. Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1; приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 года N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов"; Закон Московской области от 17 июля 2009 года N 99/2009-ОЗ "О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений в Московской области"; постановление администрации муниципального образования городское поселение Богородское Сергиево-Посадского муниципального района МО от 15 апреля 2016 года N 115 "О лицах, уполномоченных совершать нотариальные действия на территории городского поселения Богородское"; решение Собрания депутатов Ергенинского СМО Республики Калмыкия от 11 октября 2013 года N 19 "Об утверждении положения о порядке совершения нотариальных действий главой и специально уполномоченным должностным лицом администрации Ергенинского сельского муниципального образования");

3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (см. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; письмо Минобрнауки РФ от 25 июня 2007 года N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"; Закон Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 45-ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"; Закон Саратовской области от 28 декабря 2007 года N 297-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области"; решение Совета МО муниципального района "Койгородский" от 27 декабря 2006 года N 74-РС "Об утверждении Соглашений "О передаче осуществления части своих полномочий" между органами местного самоуправления муниципального района "Койгородский" и сельских поселений, входящих в его состав"; решение Совета депутатов Симского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области от 16 августа 2007 года N 292 "Об утверждении Положения о содействии в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом гражданами на территории Симского городского поселения");

4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения (см. Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; решение Думы Кировского муниципального района от 17 марта 2015 года N 156-НПА "Положение о создании условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в сельских поселениях Кировского муниципального района"; решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк Оренбургской области от 24 июля 2007 года N 164 "Об утверждении Положения "О создании условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов на территории муниципального образования городское поселение г.Соль-Илецк");

5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения (см. Методические рекомендации, утв. приказом Минрегиона России от 14 октября 2013 года N 444; решение Думы Пожарского муниципального района от 27 сентября 2011 года N 76-НПА "Об утверждении Положения о создании условий для обеспечения поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры");

6) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения (см. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (ст.8 и др.); решение Совета депутатов Каменского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области от 14 августа 2009 года N 36 "Об утверждении положения о порядке организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений на территории Каменского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области");

7) создание муниципальной пожарной охраны (см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ст.11.1 и др.); постановление Администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района от 1 ноября 2013 года N 359 "О создании и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядке взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны на территории городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края", постановление Администрации муниципального образования "Майминский район" от 16 сентября 2013 года N 118 "О создании и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядке взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны на территории муниципального образования "Майминский район", постановление администрации Владимировского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 17 декабря 2009 года N 103 "Об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране муниципального образования Владимировского сельсовета" и др.);

8) создание условий для развития туризма (см. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст.14 и др.); постановление администрации города Тамбова от 14 ноября 2013 года N 9629 "Об утверждении муниципальной программы города Тамбова "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014-2020 годы", решение Совета депутатов городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района от 21 февраля 2013 года N 400 "Об утверждении Положения о создании условий для развития туризма и туристской деятельности на территории городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края", постановление Администрации Нижневартовского района от 24 июля 2009 года N 842 "Об организации туристских походов и водных сплавов для молодежи от 14 до 30 лет в окрестностях городского поселения Новоаганск" и др.);

9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания (см. Федеральный закон от 10 декабря 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (ст.9 и др.));

10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (см. ст.28.2, 33 указанного закона и др.);

11) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (см. Закон РФ от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ст.36.1); Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.95, 95.1, 95.2); Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст.79.1); Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ст.23.1));

12) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством (см. гл.8.2 ЖК РФ; решение Совета депутатов поселения Первомайское в г.Москве от 6 ноября 2012 года N 44/4 "Об утверждении Положения о договорах социального найма жилых помещений жилищного фонда муниципального образования поселение Первомайское в г.Москве"; решение Совета Преградненского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики от 8 апреля 2014 года N 7 "Об утверждении размера платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) в муниципальном жилищном фонде на территории Преградненского сельского поселения, предоставляемым по договорам социального найма"; решение Собрания депутатов муниципального образования "Городское поселение Звенигово" от 23 июня 2016 года N 115 "О размере платы граждан за найм для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда");

13) осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения (см., например, постановление Администрации города Тобольска от 27 апреля 2016 года N 42 "Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных в городе Тобольске", постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 5 февраля 2016 года N 269 "Об организации осуществления государственных полномочий по организации проведения на территории муниципального образования "Город Саратов" мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных", постановление Главы Администрации г.Сердобска Сердобского района от 26 февраля 2008 года N 278 "Об утверждении Положения "О порядке отлова и содержания безнадзорных и бродячих собак" и осуществлении мероприятий, направленных на его выполнение на территории города Сердобска Сердобского района", постановление Администрации города Тюмени от 8 декабря 2006 года N 28-пк "Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в городе Тюмени" и др.);

14) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Данный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений. В силу ст.12 указанного закона органы местного самоуправления в соответствии с данным законом, комментируемым Законом, другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами:

- принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;

- создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

- принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

- обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

- осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных п.1, 7-10 ч.1 ст.17 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";

- реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.

Следует отметить, что о муниципальных нормативных правовых актах, принятых именно в целях реализации Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", пока еще говорить не приходится, поскольку указанный закон действует только с 22 сентября 2016 года. Однако это не исключает компетенции муниципальных органов по принятию соответствующих мер в сфере профилактики правонарушений на основании ч.1 ст.132 Конституции РФ, где предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, соответствующих положений Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", а также законов субъектов РФ, регулирующих отдельные аспекты профилактики правонарушений (см., например, Закон УР от 18 декабря 2015 года N 97-РЗ "О профилактике правонарушений в Удмуртской Республике", Закон Липецкой области от 15 декабря 2015 года N 478-ОЗ "О профилактике правонарушений в Липецкой области", Закон Калужской области от 11 января 2009 года N 518-ОЗ "О профилактике правонарушений в Калужской области", Закон г.Москвы от 19 марта 2008 года N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве", Закон Санкт-Петербурга от 4 июня 2007 года N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге", Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 N 1140-ЗПО "О профилактике правонарушений и участии граждан в охране общественного порядка в Пензенской области" и др.).

Так, например, постановлением Администрации города Ливны от 19 июля 2016 года N 97 утверждена муниципальная программа "Профилактика правонарушений в городе Ливны Орловской области на 2017-2019 годы", постановлением Администрации города Челябинска от 29 июля 2016 года N 340-п утверждено "Положение о межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в городе Челябинске", а распоряжением Администрации города Челябинска от 10 августа 2016 года N 8927 утвержден состав межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в городе Челябинске.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет возможность органов местного самоуправления городского, сельского поселения решать не только вопросы, обозначенные в ч.1 комментируемой статьи, но также:

1) участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, при условии, что эти полномочия не переданы им в соответствии со ст.19 комментируемого Закона, и что это участие предусмотрено федеральными законами;

2) решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

Реализация обозначенных в ч.2 полномочий возможна за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.