Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания

(с изменениями на 30 апреля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ (Российская газета, N 147, 07.07.2010);

Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 378-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011);

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011);

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);

Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ);

Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 64 Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ).      

Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 378-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2013);

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, N 0001201412020011) (о порядке вступления в силу см.статью 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ);

Федеральным законом от 12 февраля 2015 года N 14-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2015, N 0001201502130001);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280034);

Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 112-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2017, N 0001201706070019);

Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2018, N 0001201807190048);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280022);

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300090) (вступил в силу с 1 июля 2021 года).

____________________________________________________________________



Принят
 Государственной Думой
21 мая 2008 года

Одобрен
 Советом Федерации
30 мая 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (далее также - общественный контроль), содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

2. Настоящий Федеральный закон не умаляет права общественных объединений, общественных советов, органов и комиссий на осуществление общественного контроля в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лица, находящиеся в местах принудительного содержания, - лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемые в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу (далее - подозреваемые и (или) обвиняемые); осужденные к лишению свободы; несовершеннолетние, находящиеся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - несовершеннолетние правонарушители); несовершеннолетние, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (далее - учебно-воспитательные учреждения закрытого типа) и местах принудительного содержания; иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, иностранные граждане и лица без гражданства, принятые Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации и находящиеся в специальных учреждениях, указанных в пункте 2 настоящей статьи; лица, к которым применены принудительные меры медицинского характера; лица, госпитализированные в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или направленные на психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2015 года Федеральным законом от 12 февраля 2015 года N 14-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) места принудительного содержания - установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; специальные учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации; судебно-психиатрические экспертные медицинские организации; медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2015 года Федеральным законом от 12 февраля 2015 года N 14-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 4. Принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

1. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Не допускается вмешательство субъектов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, а также разглашение без письменного согласия лица, находящегося в месте принудительного содержания, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Субъекты осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

1. Общественный контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют:

1) общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона (далее - общественные наблюдательные комиссии);

2) члены общественных наблюдательных комиссий.

2. Содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют общественные объединения и социально ориентированные некоммерческие организации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Цели и задачи общественных наблюдательных комиссий

1. Общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

2. В субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:

1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;

2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений (далее также - решения) по результатам осуществления общественного контроля;

3) содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами.

Статья 7. Состав общественной наблюдательной комиссии

1. Совет Общественной палаты Российской Федерации (далее - совет Общественной палаты) устанавливает для каждого субъекта Российской Федерации численность общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее пяти и более сорока членов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Совет Общественной палаты после образования общественной наблюдательной комиссии вправе принимать решение об изменении численности общественной наблюдательной комиссии в пределах, установленных частью 1 настоящей статьи (часть дополнительно включена с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ).

3. Общественная палата субъекта Российской Федерации и уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации направляют в совет Общественной палаты рекомендации по формированию состава общественной наблюдательной комиссии.

(Часть дополнительно включена с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ)

Статья 7_1. Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий


В своей деятельности члены общественных наблюдательных комиссий руководствуются Кодексом этики членов общественных наблюдательных комиссий (далее - Кодекс этики), который утверждается Общественной палатой Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.

(Статья дополнительно включена с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ)

Статья 8. Регламент общественной наблюдательной комиссии

1. Общественная наблюдательная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном регламентом общественной наблюдательной комиссии, который утверждается на ее первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Регламент общественной наблюдательной комиссии устанавливает порядок:

1) проведения заседаний общественной наблюдательной комиссии, их периодичность и правомочность;

2) подготовки и рассмотрения вопросов на заседании общественной наблюдательной комиссии;

3) принятия и оформления решений общественной наблюдательной комиссии;

4) осуществления иных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий

1. Общественное объединение, выдвинувшее в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии, в случае назначения выдвинутого кандидата членом общественной наблюдательной комиссии возмещает расходы, связанные с осуществлением его полномочий, и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей общественной наблюдательной комиссии.

1_1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям.

(Часть дополнительно включена с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 411-ФЗ)

2. Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий может осуществляться также иными не запрещенными федеральными законами способами.

Статья 10. Порядок образования общественных наблюдательных комиссий и наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий

(наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ, - См. предыдущую редакцию)

1. Не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий общественной наблюдательной комиссии, а также в случаях, предусмотренных частями 16-18 настоящей статьи, частями 2 и 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, секретарь Общественной палаты Российской Федерации (далее - секретарь Общественной палаты) помещает в "Российской газете" и периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уведомление о начале процедуры выдвижения кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии нового состава (далее - уведомление).

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 июня 2017 года Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 112-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии.

3. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, а также общественные объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным, и общественные объединения, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления общественное объединение направляет секретарю Общественной палаты заявление о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии. К заявлению должны быть приложены:

1) решение руководящего коллегиального органа общественного объединения;

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) устав общественного объединения;

4) информация о деятельности общественного объединения;

5) сведения о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона;

6) заявление кандидата в письменной форме, подтверждающее его желание войти в состав общественной наблюдательной комиссии.

5. Секретарь Общественной палаты обращается в соответствующие органы с представлением о проверке сведений о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии и выдвинувшем его общественном объединении, представленных в соответствии с настоящей статьей и статьей 12 настоящего Федерального закона. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки в течение 10 дней.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)