(с изменениями на 1 апреля 2022 года)
(редакция, действующая с 29 сентября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ (Российская газета, N 230, 13.11.2003);
Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
Федеральным законом от 30 ноября 2005 года N 146-ФЗ (Российская газета, N 272, 02.12.2005);
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 11-ФЗ (Российская газета, N 22, 11.02.2009);
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 14-ФЗ (Российская газета, N 25, 13.02.2009);
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);
Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 336-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050003);
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 114-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300092);
Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2022, N 0001202204010005) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
22 мая 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
5 июня 1996 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 336-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация (часть дополнительно включена с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ).
Национально-культурная автономия основывается на принципах:
свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
самоорганизации и самоуправления;
многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;
сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
законности.
Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Национально-культурная автономия имеет право:
получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 336-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.
Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.
Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.
Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.
Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной (часть в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности (часть в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями (часть в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности (часть в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и иными федеральными законами.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
Часть утратила силу с 12 апреля 2022 года - Федеральный закон от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Сообщение о предстоящем учреждении федеральной или региональной национально-культурной автономии должно быть направлено одним из инициаторов учреждения национально-культурной автономии в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии.
(Часть дополнительно включена с 12 апреля 2022 года Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, вправе направлять своих представителей для участия в учредительной конференции (съезде) федеральной или региональной национально-культурной автономии.
(Часть дополнительно включена с 12 апреля 2022 года Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальными органами.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2022 года Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ)
Порядок ведения реестра национально-культурных автономий, состав включаемых в него сведений и порядок осуществления в связи с ведением реестра национально-культурных автономий межведомственного взаимодействия определяются Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2022 года Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ)
Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления и подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2022 года Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 89-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2003 года Федеральным законом от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
При федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, может создаваться консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах.
Консультативный совет по делам национально-культурных автономий состоит из представителей федеральных национально-культурных автономий.
Порядок создания и деятельности консультативного совета по делам национально-культурных автономий определяется федеральным органом исполнительной власти, указанным в части первой настоящей статьи.
Консультативный совет по делам национально-культурных автономий:
вырабатывает для федеральных органов государственной власти предложения по вопросам сохранения самобытности народов Российской Федерации, сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов;
участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, программ в области сохранения самобытности народов Российской Федерации, сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений и осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, а также в принятии других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующих территориях;