ПРИКАЗ
от 14 октября 2013 года N 444
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа ФАДН России от 29 июля 2021 года N 90
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1226-р,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий (далее - Методические рекомендации).
2. Департаменту государственной политики в сфере межнациональных отношений (А.В.Журавский) направить Методические рекомендации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.В.Иванову.
И.о. Министра
В.В.Гаевский
Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий
Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1226-р, и направлены на обеспечение единых подходов органов государственной власти Российской Федерации к выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий.
1.1. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений";
иные нормативные правовые акты и международные обязательства Российской Федерации.
1.2. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:
межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий;
конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений - наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву;
этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;
государственная национальная политика Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации;
коренные народы Российской Федерации - народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности;
коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;
диаспоры - группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения.
1.3. Цель методических рекомендаций - оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании общего алгоритма действий по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий.
1.4. Задачами методических рекомендаций являются:
1) разработка порядка осуществления мониторинга формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений;
2) определение типовых мер предупреждения межнациональных конфликтов;
3) разработка примерного порядка действий, направленных на ликвидацию последствий межнациональных конфликтов.
1.5. Мониторинг направлен на:
1) выявление конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;
2) предупреждение или ликвидацию последствий межнационального конфликта.
1.6. Методические рекомендации могут применяться в деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - подразделений в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной национальной политики, курирующих сферу межнациональных отношений и осуществляющих взаимодействие с национальными общественными объединениями (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).
1.7. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов исполнительной власти, могут быть отнесены:
1) публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
2) конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;
3) общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;
4) открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
2.1. С целью выявления конфликтных ситуаций уполномоченному органу исполнительной власти рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях, задачами которого являются:
1) получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций, диаспор, национальных меньшинств и т.д.;
2) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений.
2.2. Объектом мониторинга может быть влияющая на состояние межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации деятельность:
1) органов местного самоуправления;
2) образовательных учреждений;
3) средств массовой информации;
4) коммерческих организаций;
5) некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
6) казачьих обществ и общественных объединений казаков;
7) религиозных организаций и религиозных объединений;
8) групп лиц, представляющих интересы диаспор;
9) отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в сети Интернет.
2.3. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений, например:
1) экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);
2) политические (представительство различных этнических общностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, формы реализации политических прав);
3) социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
4) культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
5) иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.
2.4. Мониторинг рекомендуется проводить путем:
1) сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;
2) проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых опросов общественного мнения, определяющих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений;
3) сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных отношений;
4) создания и обеспечения деятельности колл-центра (контактного центра) по приему информации о конфликтных ситуациях;
5) иными методами, способствующими выявлению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.
2.5. В случае поступления информации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, полученной в результате мониторинга или взаимодействия с этнокультурными объединениями, руководителю уполномоченного органа исполнительной власти рекомендуется:
1) установить связь с руководством органа местного самоуправления, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций и выяснить ситуацию;
2) проинформировать курирующее должностное лицо или (при необходимости) руководителя субъекта Российской Федерации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения, а также, по согласованию с ним, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и соответствующее структурное подразделение Минрегиона России о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно);
3) принять план первоочередных мер по предупреждению возможной конфликтной ситуации и командировать (направить) на место конфликтной ситуации сотрудника уполномоченного органа исполнительной власти по согласованию с руководителем субъекта Российской Федерации или его заместителем, курирующим сферу межнациональных отношений;
4) установить, поддерживать и развивать связь с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных печатных и электронных средств массовой информации, в том числе посредством проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов и других методов, включая в том числе работу в сети Интернет;