КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2023 года N 1182


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.05.2014 N 319, от 10.12.2014 N 966, от 30.10.2015 N 821, от 12.04.2016 N 215, от 22.09.2016 N 674, от 13.01.2017 N 4, от 13.02.2017 N 80, от 26.06.2017 N 429, от 04.10.2017 N 760, от 30.07.2018 N 612, от 02.08.2018 N 625, от 20.12.2018 N 1194, от 20.12.2018 N 1197, от 06.06.2019 N 472, от 30.12.2019 N 1239, от 08.09.2020 N 809, от 15.12.2020 N 1138, от 25.06.2021 N 497, от 28.06.2021 N 513, от 26.07.2021 N 650, от 01.12.2021 N 1162, от 22.12.2021 N 1263, от 16.05.2022 N 451, от 31.05.2022 N 506, от 30.06.2022 N 615, от 19.07.2022 N 696, от 31.10.2022 N 1155, от 14.12.2022 N 1330, от 16.12.2022 N 1353, от 27.12.2022 N 1428, от 22.03.2023 N 326, от 23.03.2023 N 327, от 30.06.2023 N 769, от 31.07.2023 N 914) следующие изменения:


наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие здравоохранения в Республике Татарстан";


пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие здравоохранения в Республике Татарстан" (далее - государственная программа).";


пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Определить Министерство здравоохранения Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


в пункте 3 слово "Программа" в соответствующих падежах заменить словами "государственная программа" в соответствующих падежах;


государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу акты Кабинета Министров Республики Татарстан по перечню согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 1 июля 2013 г. N 461
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 23 сентября 2023 г. N 1182)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Развитие здравоохранения в Республике Татарстан"



I. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан


Государственная программа Республики Татарстан "Развитие здравоохранения в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на повышение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности населения от всех причин и повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по итогам 2022 года составила в Республике Татарстан 74,93 года (2021 год - 71,28 года; 2020 год - 72,61 года). По данному показателю Татарстан занимает восьмое место среди субъектов Российской Федерации и первое место среди субъектов Приволжского федерального округа.


В 2022 году по сравнению с 2021 годом в Республике Татарстан отмечено снижение показателя общей смертности на 25,8 процента - до 11,5 случая на 1 000 человек населения (в 2021 году - 15,5 случая на 1 000 человек населения), число умерших составило 44 784 человека и снизилось на 15 517 человек.


В 2022 году отмечается снижение младенческой смертности. По данным Федеральной службы государственной статистики, младенческая смертность в 2022 году составила 3,3 случая на 1 000 родившихся живыми, что на 17,5 процента меньше по сравнению с 2021 годом.


В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определенных групп населения выявлено 61 101 заболевание (с впервые в жизни установленным диагнозом), или 2,7 процента от общего числа впервые зарегистрированных заболеваний в целом по Республике Татарстан (2 207 374 заболевания).


Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре у взрослого населения (30 061 заболевание), от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом (284 282 заболевания) составила 10,6 процента.


В Республике Татарстан на начало 2023 года имеется один населенный пункт с числом жителей до 2 000, населению которого недоступна первичная медико-санитарная помощь по месту проживания: п. Чебакса (г. Казань). В рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан, в 2023 году запланировано строительство филиала государственного автономного учреждения здравоохранения (далее - ГАУЗ) "Городская поликлиника N 8" г. Казани в п. Чебакса (г. Казань).


У граждан не сформирована потребность в ежегодном прохождении диспансеризации и профилактических осмотров.


По итогам реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" на территории Республики Татарстан по состоянию на 31.12.2022 охват граждан профилактическими осмотрами составил 55,4 процента (100,1 процента от плана на 2022 год), завершили профилактические мероприятия более 2 млн человек. Информированием о возможности прохождения профилактических мероприятий охвачено более 3 млн человек.


С целью обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2 000 человек, в Республике Татарстан введены в эксплуатацию 109 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий из 109 объектов, запланированных к созданию или замене в 2021 - 2022 годах.


На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов.


С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в Республике Татарстан в 2019 году в рамках реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" приобретены 11 мобильных медицинских комплексов: 7 передвижных флюорографических комплексов и 4 мобильных медицинских комплекса для проведения диспансеризации, оказания специализированной помощи.


В 2022 году мобильными комплексами осуществлены выезды в 23 муниципальных района (118 населенных пунктов). Осмотрено всего 28 009 человек, из них в ходе второго этапа диспансеризации - 5 847 человек (20,9 процента).


Количество пациентов, у которых впервые выявлено заболевание по результатам обследования в мобильных комплексах, - 2 889 человек, или 10,3 процента от числа осмотренных.


Количество пациентов, которым рекомендовано дополнительное обследование, - 7 770 человек, или 27,7 процента от числа осмотренных. Проведено дополнительное обследование 6 908 пациентам (89,0 процента от числа нуждающихся), из них назначено лечение 6 853 пациентам.


Количество пациентов, которым рекомендована госпитализация, - 865 человек, или 3,1 процента от числа осмотренных.


В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации.


В 2022 году было запланировано совершить 156 вылетов санитарной авиации, эвакуировать 156 человек. По состоянию на 31.12.2022 выполнено 168 вылетов, эвакуировано 166 пациентов.


Медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Татарстан, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.


В 2022 году количество единиц оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и медицинскую помощь в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, составило 9,1 тыс. единиц при плановых 7,6 тыс. единиц.


Сохраняется дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является ощутимое снижение заработной платы, вызванное сокращением стимулирующих "ковидных" выплат. Кроме того, продолжается трудовая миграция медицинских работников из государственных медицинских организаций в медицинские организации частной формы собственности (коммерческие). По итогам 2022 года укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачами составила 93,9 процента, а средними медицинскими работниками - 96,0 процента.


Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. В 2018 году доля граждан 60 лет и более составляла в Республике Татарстан 21,1 процента, в 2022 году - 23,2 процента, а к 2030 году может составить 25,4 процента. Данная динамика предполагает проведение мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".


Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.


До настоящего времени не все фельдшерско-акушерские пункты Республики Татарстан включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.


Основной задачей, стоящей перед здравоохранением, является необходимость ускорения темпов роста ожидаемой продолжительности жизни с учетом текущей демографической ситуации, а также рисков, формирующихся в условиях нарастающего санкционного давления, ухудшения геополитического фона в целом.


Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться в рамках государственной программы Республики Татарстан.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан


Приоритеты государственной программы Республики Татарстан соответствуют указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 3468-р, Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, а также Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).


В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.


Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач:


увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»