____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 сентября 2023 года N 1182
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.05.2014 N 319, от 10.12.2014 N 966, от 30.10.2015 N 821, от 12.04.2016 N 215, от 22.09.2016 N 674, от 13.01.2017 N 4, от 13.02.2017 N 80, от 26.06.2017 N 429, от 04.10.2017 N 760, от 30.07.2018 N 612, от 02.08.2018 N 625, от 20.12.2018 N 1194, от 20.12.2018 N 1197, от 06.06.2019 N 472, от 30.12.2019 N 1239, от 08.09.2020 N 809, от 15.12.2020 N 1138, от 25.06.2021 N 497, от 28.06.2021 N 513, от 26.07.2021 N 650, от 01.12.2021 N 1162, от 22.12.2021 N 1263, от 16.05.2022 N 451, от 31.05.2022 N 506) (далее - Программа), следующие изменения:
в паспорте Программы:
строку "Цели Программы" изложить в следующей редакции:
"Цели Программы | 1. Увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении: к 2019 году - до 75,03 года; к 2020 году - до 72,28 года; к 2021 году - до 71,46 года; к 2022 году - до 72,16 года; к 2023 году - до 74,06 года; к 2024 году - до 74,55 года; к 2025 году - до 75,03 года. 2. Снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте: к 2019 году - до 418,0 на 100 тыс. населения; к 2020 году - до 490,0 на 100 тыс. населения; к 2021 году - до 504,0 на 100 тыс. населения; к 2022 году - до 503,0 на 100 тыс. населения; к 2023 году - до 490,0 на 100 тыс. населения; к 2024 году - до 480,0 на 100 тыс. населения; к 2025 году - до 420,0 на 100 тыс. населения. 3. Снижение к 2025 году смертности населения от болезней системы кровообращения: к 2019 году - до 540,0 на 100 тыс. населения; к 2020 году - до 660,0 на 100 тыс. населения; к 2021 году - до 553,1 на 100 тыс. населения; к 2022 году - до 538,2 на 100 тыс. населения; к 2023 году - до 523,2 на 100 тыс. населения; к 2024 году - до 508,4 на 100 тыс. населения; к 2025 году - до 493,5 на 100 тыс. населения. 4. Снижение к 2025 году смертности населения от новообразований, в том числе злокачественных: к 2019 году - до 196,0 на 100 тыс. населения; к 2020 году - до 193,7 на 100 тыс. населения; к 2021 году - до 185,4 на 100 тыс. населения; к 2022 году - до 183,8 на 100 тыс. населения; к 2023 году - до 182,3 на 100 тыс. населения; к 2024 году - до 180,7 на 100 тыс. населения; к 2025 году - до 179,1 на 100 тыс. населения. 5. Снижение к 2025 году младенческой смертности: к 2019 году - до 4,8 случая на 1 000 родившихся живыми; к 2020 году - до 4,6 случая на 1 000 родившихся живыми; к 2021 году - до 4,5 случая на 1 000 родившихся живыми; к 2022 году - до 4,4 случая на 1 000 родившихся живыми; к 2023 году - до 4,3 случая на 1 000 родившихся живыми; к 2024 году - до 4,2 случая на 1 000 родившихся живыми; к 2025 году - до 4,2 случая на 1 000 родившихся живыми. 6. Повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи: к 2019 году - до 73,9 процента; к 2020 году - до 74,0 процента; к 2021 году - до 74,1 процента; к 2022 году - до 74,2 процента; к 2023 году - до 74,3 процента; к 2024 году - до 74,4 процента; к 2025 году - до 74,4 процента"; |
строку "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы**" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы <**> | Снижение смертности от всех причин в 2025 году до 13,0 на 1 000 населения; снижение младенческой смертности в 2025 году до 4,2 случая на 1 000 родившихся живыми; снижение смертности детей в возрасте 0 - 4 года в 2025 году до 5,2 на 1 000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения в 2025 году до 493,5 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, в 2025 году до 179,1 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза в 2025 году до 3,0 случая на 100 тыс. населения; розничная продажа алкогольной продукции на душу населения к 2025 году до 6,8 литра; достижение обеспеченности населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, в 2025 году до 36,2 на 10 тыс. населения; достижение обеспеченности средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, в 2025 году до 96,2 на 10 тыс. населения; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2025 году до 75,03 года; снижение смертности населения в трудоспособном возрасте в 2025 году до 420,0 на 100 тыс. человек соответствующего возраста; увеличение числа выполненных гражданами посещений поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании "новой модели организации оказания медицинской помощи" в 2025 году до 13 014 тыс. посещений; увеличение доли поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании "новой модели организации оказания медицинской помощи", от общего количества таких организаций в 2025 году до 67,8 процента; увеличение числа граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций в 2025 году до 970,8 тыс. человек; увеличение количества пролеченных иностранных граждан в 2025 году до 96,6 тыс. человек"; |
абзац восемьдесят второй подраздела "Перечень подпрограмм" раздела II Программы изложить в следующей редакции:
"Подпрограмма 13. "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций на 2018 - 2025 годы". Подпрограмма предусматривает повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям в Республике Татарстан.";
подпрограмму 2а. "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Республике Татарстан" изложить в новой редакции (прилагается);
в приложении N 2 к Программе:
наименование раздела "Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" изложить в следующей редакции:
"Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (подпрограмма 1а. "Укрепление общественного здоровья")";
наименование раздела "Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" изложить в следующей редакции:
"Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" (региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи (Республика Татарстан (Татарстан))" на территории Республики Татарстан (Татарстан))";
в наименовании раздела "Подпрограмма 13. "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций на 2018 - 2020 годы" цифры "2018 - 2020" заменить цифрами "2018 - 2025";
наименование раздела "Подпрограмма 14. "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Татарстан на 2021 - 2025 годы" изложить в следующей редакции:
"Подпрограмма 14. "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Татарстан".
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ПОДПРОГРАММА 2А. "БОРЬБА С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
Наименование подпрограммы | "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Республике Татарстан" |
Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) | Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Ответственные исполнители подпрограммы | Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (по согласованию), государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (по согласованию) |
Цель и задачи подпрограммы | Цель: снижение смертности от болезней системы кровообращения до 508,4 случая на 100 тыс. населения к 2024 году. Задачи: разработка мер по повышению качества оказания медицинской помощи пациентам ключевых групп сердечно-сосудистых заболеваний, определяющих основной вклад в заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний; проведение мероприятий по профилактике и лечению факторов риска болезней системы кровообращения (артериальной гипертензии, курения, высокого уровня холестерина; сахарного диабета; употребления алкоголя; низкой физической активности; избыточной массы тела и ожирения), организация и проведение информационно-просветительских программ для населения с использованием средств массовой информации, в том числе в целях информирования населения о симптомах острого нарушения мозгового кровообращения и острого коронарного синдрома, организация школ здоровья для пациентов группы высокого риска по возникновению острого нарушения мозгового кровообращения и острого коронарного синдрома, формирование здорового образа жизни; совершенствование системы оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам с внедрением алгоритмов диспансеризации населения, направленных на группы риска, особенно по развитию острого нарушения мозгового кровообращения и острого коронарного синдрома, раннее выявление лиц из группы высокого риска по развитию инсульта и инфаркта миокарда, пациентов с хронической сердечной недостаточностью; внедрение новых эффективных технологий диагностики, лечения и профилактики болезней системы кровообращения с увеличением объемов оказания медицинской помощи, реализацией программ мониторинга (региональные регистры) и льготного лекарственного обеспечения пациентов высокого риска повторных событий и неблагоприятного исхода; разработка и реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы реабилитации пациентов с болезнями системы кровообращения, внедрение ранней мультидисциплинарной реабилитации больных, реабилитации на амбулаторном этапе лечения; совершенствование материально-технической базы учреждений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с болезнями системы кровообращения; переоснащение медицинским оборудованием медицинских организаций в соответствии с паспортом федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"; организация сбора достоверных статистических данных по заболеваемости, смертности, летальности и инвалидности по группе болезней системы кровообращения (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт и др.), в том числе с использованием региональных информационных сервисов; привлечение специалистов и укомплектование врачами-терапевтами участковыми и врачами-неврологами амбулаторно-поликлинической службы; обеспечение повышения качества оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями совместно с профильными национальными медицинскими исследовательскими центрами; организация системы внутреннего контроля качества оказываемой медицинской помощи, основанной на клинических рекомендациях, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, и протоколах лечения (протоколах ведения) больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | 2019 - 2025 годы |
Объемы финансирования подпрограммы <*> | Всего - 1 501 831,4 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год), из них средства федерального бюджета, по предварительной оценке, - 1 429 055,7 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год); средства бюджета Республики Татарстан, по предварительной оценке, - 72 775,7 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы <**> | Снижение больничной летальности от инфаркта миокарда - до 8,0 процента; снижение больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения - до 13,2 процента; увеличение количества рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях - до 8,354 тыс. единиц; увеличение доли лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, бесплатно получавших в отчетном году необходимые лекарственные препараты в амбулаторных условиях, - до 90 процентов; увеличение доли лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, - до 80 процентов; снижение летальности больных с болезнями системы кровообращения среди лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением (умершие от болезней системы кровообращения/число лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением) - до 3,11 процента |
________________
* Объемы финансирования подпрограммы по годам представлены в приложении N 1 к Программе.
** Значения ожидаемых результатов реализации подпрограммы (показатели (индикаторы) оценки результатов) с разбивкой по годам представлены в приложении N 2 к Программе.
Республика Татарстан расположена в европейской части Российской Федерации, в центре Волжско-Камского бассейна.
Территория Республики Татарстан составляет 67,85 тыс. кв. километров.
Численность населения Республики Татарстан на 01.01.2022 составляет 3 886 395 человек. Соотношение мужчин и женщин составляет 46,34 процента и 53,66 процента соответственно. Плотность населения Республики Татарстан составляет 57,5 человека на кв. километр, доля городского населения - 77,2 процента.
Республика Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышает 10 тыс. человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения - татары (более 2 млн человек, или 53,2 процента от общей численности населения республики). На втором месте - русские (более 1,5 млн человек, или 39,7 процента), на третьем - чуваши (116,2 тыс. человек, или 3,1 процента).
Муниципально-территориальное устройство республики: 2 городских округа (г. Казань и г. Набережные Челны), 43 муниципальных района, 39 городских поселений, 872 сельских поселения.
С 2006 по 2011 год отмечается рост общей численности населения Татарстана в основном за счет миграционных процессов. С 2011 года численность населения увеличивается как за счет миграции, так и за счет естественного прироста населения.
С 2014 по 2021 год в структуре общей численности населения Республики Татарстан доля населения трудоспособного возраста (мужчин 16 - 59 лет и женщин 16 - 54 лет) уменьшилась с 59,5 процента в 2014 году до 55,5 процента в 2021 году, доля населения старше трудоспособного возраста (мужчин 60 лет и старше, женщин 55 лет и старше) увеличилась с 22,8 процента в 2014 году до 24,7 процента в 2021 году (таблица 1).
Динамика показателей возрастной структуры населения за 2017 - 2021 годы в Республике Татарстан
Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доля лиц трудоспособного возраста, процентов | 56,7 | 55,9 | 55,2 | 56,0 | 55,5 |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, процентов | 24,3 | 24,8 | 25,3 | 25,8 | 24,7 |
Несмотря на сложную демографическую ситуацию, связанную со снижением рождаемости, старением населения, ростом смертности в Республике Татарстан, в 2018 году удалось сохранить естественный прирост населения. В 2019 году прироста населения не произошло, а с 2020 года зафиксирована убыль населения - 3,2 на 1 000 населения, в 2021 году - 5,0, что связано с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С 2015 по 2019 год ожидаемая продолжительность жизни населения республики увеличивалась (до 75,03 года), однако по итогам 2020 и 2021 годов отмечается снижение данного показателя до 72,6 и 71,28 года соответственно (таблица 2).
Демографические показатели Республики Татарстан (2017 - 2021 годы)
Наименование показателя | Единица измерения | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
Ожидаемая продолжительность жизни | лет | 74,2 | 74,35 | 75,03 | 72,6 | 71,28 |
Общая смертность | на 1 000 населения | 11,3 | 11,4 | 11,0 | 13,9 | 15,5 |
Смертность населения трудоспособного возраста | на 100 тыс. населения | 417,0 | 406,7 | 403,9 | 461,6 | 503,7 |
Смертность от болезней системы кровообращения | на 100 тыс. населения | 587,2 | 597,3 | 537,9 | 657,7 | 565,8 |
Смертность от новообразований | на 100 тыс. населения | 191,0 | 197,9 | 188,3 | 186,8 | 175,4 |
Смертность старше трудоспособного возраста | на 100 тыс. населения | 3 618,3 | 3 664,8 | 3 560,1 | 4 056,3 | 5 158,5 |
Смертность от болезней эндокринной системы | на 1 000 населения | 42,2 | 43,5 | 52,8 | 76,8 | 84,7 |
По итогам 2021 года коэффициент общей смертности населения по сравнению с 2017 годом вырос на 27,1 процента и составил 15,5 на 1 000 населения (2017 год - 11,3). Среди населения трудоспособного возраста смертность выросла на 17,2 процента и составила 503,7 на 100 тыс. населения соответствующего возраста (2017 год - 417,0), смертность населения старше трудоспособного возраста также выросла на 29,8 процента и составила 5 158,5 на 100 тыс. населения соответствующего возраста (2017 год - 3 618,3).