(с изменениями на 14 марта 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 14.03.2024 N 94-п)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 638-п "О бюджетном прогнозе Ивановской области на долгосрочный период" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить бюджетный прогноз Ивановской области на 2023 - 2035 годы (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2035 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 14.03.2024 N 94-п)
Бюджетный прогноз Ивановской области на 2023 - 2035 годы - документ, содержащий прогноз основных характеристик консолидированного и областного бюджетов Ивановской области, показатели финансового обеспечения государственных программ Ивановской области на период их действия, иные показатели, характеризующие консолидированный и областной бюджеты Ивановской области, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики Ивановской области на долгосрочный период.
Целью разработки бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период является оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций развития бюджетов бюджетной системы Ивановской области, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного и областного бюджетов Ивановской области и достижение стратегических целей социально-экономического развития Ивановской области.
Проведение на протяжении последних лет взвешенной консервативной бюджетной политики позволило создать стабильные условия для сбалансированности регионального бюджета, в том числе в условиях режима повышенной готовности - успешно справиться с негативными последствиями распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 и 2021 годах.
Основными итогами развития бюджетной системы Ивановской области к 2022 году стали:
безусловное исполнение всех принятых социальных обязательств;
превышение первоначально запланированных показателей исполнения по налоговым и неналоговым доходам;
устойчивый профицит по исполнению консолидированного и областного бюджетов;
сокращение объема государственного долга Ивановской области и долговой нагрузки на бюджет региона в рамках, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного и областного бюджетов Ивановской области реализуются:
1) государственная программа Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 429-п;
2) план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ивановской области на 2014 - 2024 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 27-рп.
Исполнение консолидированного и областного бюджетов Ивановской области на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой поступлений налоговых и неналоговых доходов с ежегодным ростом к предыдущему году.
С 2018 по 2022 год ежегодный прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области находился в диапазоне от 4,3% до 32,5%. Наибольший прирост был достигнут в 2021 году на фоне восстановления экономической активности после окончания действия жестких ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, наименьший - в 2020 году.
Основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, акцизы по группе подакцизных товаров (нефтепродукты, пиво, крепкая алкогольная продукция), а также налог на имущество организаций. На указанные доходные источники приходится порядка 85,0% от налоговых и неналоговых доходов и порядка 50,0% от всех доходов консолидированного бюджета Ивановской области.
Наиболее высокую динамику из указанных доходов демонстрируют доходы в виде налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих данную систему налогообложения, и улучшением финансовых результатов их деятельности, а также доходы от акцизов в связи с изменением нормативов их зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и увеличением ставок по акцизам.
Объем безвозмездных поступлений консолидированного и областного бюджетов Ивановской области также ежегодно увеличивается в связи с ежегодным ростом объема безвозмездной помощи из федерального бюджета.
Объем безвозмездных поступлений, значительно превышающий уровень предыдущих лет, отмечен в 2020 году и был обусловлен дополнительной безвозмездной помощью из федерального бюджета на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, а также на предотвращение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики.
Основной составляющей безвозмездных поступлений в бюджет региона, которая оказывает значительное влияние на сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, доля которой в общем объеме безвозмездных поступлений до 2020 года составляла более 50%, с 2020 года - снизилась до 35 - 40%.
В структуре доходов консолидированного и областного бюджетов до 2020 года наблюдалось ежегодное незначительное снижение доли налоговых и неналоговых доходов (65,8% и 58,7% соответственно в 2017 году, 60,0% и 52,7% - в 2018 году, 57,6% и 50,5% - в 2019 году) и, соответственно, рост доли безвозмездных поступлений. В 2020 году в связи с вышеобозначенным ростом безвозмездной помощи из федерального бюджета доля налоговых и неналоговых доходов сократилась до 46,1% по консолидированному бюджету и до 39,4% по областному бюджету. С 2021 года объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного и областного бюджетов составляет порядка 50% общего объема доходов.
Бюджет Ивановской области является социально ориентированным, бюджетные ассигнования на отрасли социальной сферы, включающей расходы на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, составляют большую часть расходов. В период с 2017 года по консолидированному бюджету Ивановской области их объем составил 63 - 68%.
На особенности исполнения расходов областного бюджета в последние годы большое влияние оказала волна распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, исполнение расходов бюджета Ивановской области в 2020 году осуществлялось в условиях постоянной изменчивости прогноза поступлений в бюджет и изыскания возможностей для оперативного финансирования мероприятий, связанных с предотвращением влияния распространения коронавирусной инфекции.
Предпринятые меры и взвешенная бюджетная политика предыдущих лет в совокупности со своевременной финансовой помощью из федерального бюджета позволили региону успешно справиться с вопросами финансового обеспечения всех предусмотренных бюджетом мероприятий, а также выделить необходимые средства на борьбу с коронавирусной инфекцией и предотвращение последствий ее распространения.
В 2021 - 2022 годах при планировании областного бюджета в целях обеспечения сбалансированности бюджета часть расходов резервируется для последующего распределения на указанные цели, что позволяет не отвлекать средства бюджетов на исполнение прочих запланированных расходов.
С 2018 года консолидированный бюджет Ивановской области и областной бюджет исполняются с превышением доходов над расходами (в 2020 году профицит консолидированного бюджета составил 2,3 млрд руб., в 2021 году - 5,6 млрд руб.), что позволило последовательно сократить государственный долг Ивановской области и создать резервы для сохранения устойчивости бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции и геополитическими изменениями.
Объем государственного долга Ивановской области значительно сокращен до уровня, позволяющего осуществлять управление госдолгом с минимальным риском рефинансирования долговых обязательств, полностью погашена задолженность по кредитам банков. Во многом это стало возможным за счет участия Ивановской области в 2017 и 2021 годах в реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, и направления дополнительно полученных доходов на погашение накопленного долга по кредитам банков.
С 2021 года в структуре государственного долга Ивановской области рыночные заимствования отсутствуют. Долг составляет только задолженность по федеральным бюджетным кредитам, долговая нагрузка по которым в 2021 году составила 29,6%.
В результате проведения взвешенной и ответственной государственной долговой политики Ивановской области в 2022 году по результатам оценки Минфина России Ивановская область получила статус региона с высоким уровнем долговой устойчивости.
В целях исключения риска рефинансирования муниципального долга по кредитам банков, оздоровления структуры муниципального долга, снижения расходов на обслуживание госдолга в 2022 году проведена работа по замещению рыночных заимствований местных бюджетов на бюджетные кредиты на общую сумму свыше 2 млрд рублей со сроком погашения начиная с 2025 года. Таким образом, в 2022 году состояние муниципального долга характеризуется наличием среднесрочной задолженности по бюджетным кредитам, доля которых в структуре муниципального долга составляет более 90%.
В целях создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления Ивановской области из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В соответствии с утвержденными Законом Ивановской области от 16.12.2019 N 72-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Ивановской области" (далее - закон о межбюджетных отношениях) методиками выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также городских и сельских поселений осуществлено до единого уровня.
Особенностью предоставления дотаций начиная с 2020 года является то, что в составе дотаций выделяются дотации, отражающие отдельные показатели (условия), которые направлены на обеспечение стабильности объемов безвозмездной и безвозвратной помощи местным бюджетам и на компенсацию снижения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов сельских поселений, связанных с сокращением численности постоянного населения сельских поселений.
С 2016 года возобновлена практика предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, разработаны методики их распределения и правила предоставления.
Согласно закону о межбюджетных отношениях предоставление дотации на сбалансированность осуществлялось в случаях оказания финансовой помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области:
- на осуществление расходов, возникших вследствие принятия органами государственной власти Российской Федерации решений в части повышения минимального размера оплаты труда, а также расходов, связанных с индексацией размера заработной платы работников бюджетного сектора экономики;