ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2009 года N 186-ПП
О Программе прикладных научных
исследований и проектов в интересах
города Москвы на 2009-2011 годы
(с изменениями на 15 июля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 17 апреля 2014 года N 191-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 15 июля 2011 года N 316-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, 26.07.2011).
____________________________________________________________________
В целях формирования необходимой научно-технологической основы для развития инновационной системы в городе Москве, создания условий для обеспечения устойчивого социально-экономического и территориального развития города Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Программу прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2009-2011 годы (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить Департамент науки и промышленной политики города Москвы государственным заказчиком Программы и главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
Установить, что финансирование расходов по реализации мероприятий Программы в соответствии с данными, включенными в Реестр расходных обязательств города Москвы, осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на 2009-2011 годы.
3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 июля 2011 года N 316-ПП. - См. предыдущую редакцию.
4. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в месячный срок представить в Департамент города Москвы по конкурентной политике заявку и утвержденную конкурсную документацию по выбору организации на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организационно-техническому сопровождению Программы.
5. Департаменту города Москвы по конкурентной политике на основании заявки и конкурсной документации, утвержденной государственным заказчиком Программы, провести в установленном порядке открытый конкурс по выбору организации, осуществляющей организационно-техническое сопровождение Программы.
6. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в установленном порядке заключить с победителем конкурса (п.5) государственный контракт.
7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 июля 2011 года N 316-ПП. - См. предыдущую редакцию.
8. Установить, что:
8.1. Заявки органов исполнительной власти города Москвы на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) планируемого года принимаются до 1 июня текущего года.
8.2. Распределение объемов финансирования разделов и проектов Программы осуществляется в рамках ежегодных тематических планов государственным заказчиком Программы с учетом приоритетности работ для города и на основе рекомендаций Координационного совета Программы.
8.3. Тематические планы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на соответствующий год формируются за счет и в пределах средств, предусмотренных законами города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий период по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
8.4. Включение в тематические планы работ нормативно-методического, аналитического характера, по разработке проектов городских программ осуществляется при наличии независимого экспертного заключения о наличии в работе научной составляющей.
8.5. При формировании ежегодных тематических планов предусматривается размещение государственного заказа среди субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов от общего годового объема государственного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
8.6. Объявление конкурсов по размещению государственного заказа на выполнение НИОКР осуществляется Департаментом науки и промышленной политики города Москвы по мере подготовки и согласования конкурсной документации.
8.7. Руководитель органа исполнительной власти города Москвы, являющегося пользователем научно-технической разработки, несет персональную ответственность за дальнейшее внедрение заказываемой разработки.
9. Органам исполнительной власти города Москвы, являющимся пользователями научно-технических разработок, ежегодно до 1 марта представлять в Департамент науки и промышленной политики города Москвы и организации, осуществляющей организационно-техническое сопровождение Программы, информацию о внедрении результатов разработок, завершенных в рамках реализации Программы.
10. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы направлять сводный отчет по выполнению годовых планов и информацию о внедрении результатов разработок в Департамент экономической политики и развития города Москвы в установленном порядке.
11. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы в 2009 году разработать и утвердить в установленном порядке методику оценки экономической эффективности проводимых и внедренных НИОКР.
12. Принять к сведению, что компенсация расходов организаций, осуществляющих внедрение завершенных в рамках Программы НИОКР в производство, осуществляется в форме субсидий за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на реализацию Городской целевой комплексной программы создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 годы и Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 годы" в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 года N 800-ПП и распоряжением Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 95-РП.
При этом Финансовой комиссией при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы по отбору проектов для предоставления субсидий на освоение производства, при прочих равных условиях, отдается предпочтение проектам НИОКР, завершенным в рамках настоящей Программы.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2009 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ПРОГРАММА
прикладных научных исследований и проектов в
интересах города Москвы на 2009-2011 годы
(с изменениями на 15 июля 2011 года)
Наименование Программы | Программа прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2009-2011 годы | |
Основание для разработки Программы | Закон города Москвы от 7 июля 2004 года N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве". Закон города Москвы от 10 декабря 2008 N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов". | |
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии". | ||
Государственный заказчик Программы | Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | |
(раздел в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июля 2011 года N 316-ПП, - см. предыдущую редакцию) | ||
Разработчики Программы | Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | |
Организация, осуществляющая организационно- | Определяется на конкурсной основе. | |
Цель Программы | Создание с привлечением научных коллективов городских организаций новых технологий, оборудования и материалов для решения актуальных проблем городского хозяйства и социально-экономического развития города Москвы. | |
Основные задачи Программы | - разработка конкурентоспособных научно-технологических решений, востребованных хозяйственно-промышленным комплексом города, необходимых для инновационного развития и увеличения темпов роста отраслей экономики города Москвы; | |
- создание объектов исключительных прав, в том числе защищенных международными патентами, с долевым участием города Москвы, стимулирование передачи технологий и введения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов исключительных прав (далее ОИП); | ||
- научно-технологическое прогнозирование создания и освоения перспективных инновационных продуктов; | ||
- создание условий для привлечения в научно-производственную и инновационную сферу города Москвы высококвалифицированных кадров, в том числе молодых специалистов, выпускников вузов и технических колледжей; | ||
- создание необходимых условий для продвижения продукции на всех этапах: от формирования государственного заказа на разработку инновационной продукции и проведения НИОКР до промышленного освоения и обеспечения реализации инновационной продукции; | ||
- создание наукоемкой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции на основе привлечения научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала организаций и финансового потенциала частного бизнеса; | ||
- создание условий, обеспечивающих баланс интересов социально-экономического развития города, повышение эффективности использования городской собственности и ресурсов; | ||
- создание необходимых условий для активизации инновационной и инвестиционной деятельности в городе Москве. | ||
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы | |
Содержание мероприятий Программы | Приоритетные направления развития науки и техники в городе Москве | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования, | 12292 |
(млн.руб.) | в том числе по годам: | |
2009 год | 3574 | |
2010 год | 4218 | |
объем финансирования работ по годам реализации Программы уточняется с учетом показателей, принятых в законе о бюджете города Москвы на соответствующий год. | ||
(раздел в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июля 2011 года N 316-ПП, - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - Привлечение не менее 1000 научных организаций и коллективов прикладной науки с общим количеством работников более 15 тыс. человек. | |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | Управление реализацией Программы осуществляется Государственным заказчиком - координатором Программы - Департаментом науки и промышленной политики города Москвы. Экспертным и координирующим органом Программы является Координационный совет Программы и Экспертный совет по определению приоритетов развития науки и техники, проведению экспертизы и отбору научных проектов. | |
Контроль за ходом реализации Программы, а также за целевым расходованием средств бюджета города Москвы осуществляют: |
Приоритетным направлением социально-экономической политики России в настоящее время является переход ее экономики на инновационный путь развития. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определяет цели, задачи и приоритеты развития научно-технической сферы и промышленности в интересах обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности производства и конкурентоспособности промышленной продукции, формирования инновационной системы.
Москва является крупным научно-производственным мегаполисом, где сосредоточено более трети научного потенциала России, в том числе: 22% научных организаций, почти треть от общей численности научных работников в стране, более половины докторов наук, свыше 44% кандидатов наук, 19% студентов. Общий научно-образовательный и промышленно-инновационный потенциал, включающий интеллектуальные высокопрофессиональные кадры, сосредоточенные в Москве, составляет порядка 60% научно-технического потенциала страны. В Москве в настоящее время функционирует не менее 1200 научно-производственных организаций, выполняющих исследования и разработки. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет более 318 тыс.чел. В столице расположены лучшие высшие учебные заведения страны, выпускающие специалистов практически по всем специальностям, необходимым для развития экономики города и страны, имеющие в своем составе успешно работающие научно-образовательные комплексы. До начала реформ в Москве находилось большое количество отраслевых институтов, которые проводили исследования и разработки прикладного характера. Их количество существенно сократилось. Однако оставшаяся их часть продолжает свою деятельность в рамках отраслевой специализации в статусе федеральных государственных предприятий и учреждений, государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий и акционерных обществ.
Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города способен создавать и осваивать конкурентоспособные научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню.
Вместе с тем эффективность его использования для обеспечения приоритетов социально-экономического развития города Москвы в настоящее время явно не достаточна. Не обеспечивается конкурентоспособность отечественного производства за счет внедрения научно-технических достижений и технологических инноваций.
В числе основных причин системного характера, связанных с состоянием и проблемами развития научно-технического комплекса города Москвы следует указать:
1. Изменения в сфере организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, связанные с рыночными преобразованиями в научно-техническом комплексе, изменение структуры отраслевой науки, сокращение финансирования отраслевых научно-исследовательских организаций, в том числе ориентированных на проведение научных исследований и разработок, связанных с технологическим обновлением и модернизацией промышленного производства в городе Москве.
2. Отток высококвалифицированных кадров, старение научных кадров, негативные тенденции и диспропорции в подготовке кадров и молодых специалистов для высокотехнологичных наукоемких производств.
3. Отсутствие современных, старение и износ имеющихся приборов и оборудования, необходимых для проведения научных исследований.