ОТЧЕТ
об итогах реализации Концепции управления
собственностью Москвы и взаимодействия с иными
собственниками на территории города до 2005 года
Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция) одобрена постановлением Московской городской Думы от 18.10.2000 N 108 и является руководящим документом по управлению имуществом города.
Управление городской собственностью является одним из основных средств реализации социально-экономической политики города, нацеленной на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.
Целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических задач города, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание городской среды, благоприятной для проживания.
Концепция предусматривала увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным процессом и ежегодное принятие планов мероприятий по ее реализации.
Управление собственностью было направлено на:
а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых объектов собственности, повышение эффективности ее использования;
б) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих земельные участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
в) переход к конкурсному исполнению городских заказов;
г) оптимизацию структуры собственности города;
д) получение нарастающих доходов от имущественных комплексов унитарных предприятий и учреждений, городских долей (пакетов акций) в хозяйственных обществах;
е) поддержку инновационной деятельности;
ж) инвестирование реального сектора экономики для создания конкурентоспособной продукции и услуг, рабочих мест, требующих высокой квалификации;
з) государственный протекционизм и поддержку московского (отечественного) производителя, выпускающего конкурентоспособную продукцию, с учетом требований рынка и финансовых возможностей города;
и) развитие института управляющих государственной собственностью города Москвы;
к) усиление контроля органов исполнительной власти города Москвы за выполнением условий закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного имущества, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
л) совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление собственностью и др.
Концепция предполагала формирование инфраструктуры управления собственностью в городе, направленной на создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства, а также утверждение механизма привлечения управляющих компаний всех форм собственности к работе с городской собственностью.
Управление собственностью города Москвы непосредственно связано с организацией системы учета (казны города Москвы), основу которой составляют реестры и кадастры. Имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, учитывается соответствующим хозяйствующим субъектом.
Концепцией ставилась задача определения стоимостной оценки объектов городской собственности с учетом целевого назначения объекта, характера предполагаемой сделки и вида оценки, в том числе "массовой" для целей налогообложения, а также залога, продажи и покупки, направления инвестиций, учета и инвентаризации и других целей.
Формирование собственности города определяется приоритетами развития города и выполнением поставленных на данный период задач, реализуется разграничением собственности, приобретением, обменом, дарением, созданием, преобразованием, отчуждением, восстановлением и возобновлением собственности, является процессом оптимизации структуры и состава собственности города.
Концепцией предусматривалось завершение процесса разграничения собственности на территории Москвы на собственность Российской Федерации, города Москвы, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иных государств, физических и юридических лиц.
Текущее состояние, прогнозируемые и фактические изменения состава и стоимости имущества города Москвы, а также доходы от его использования представляются в балансах государственного имущества города Москвы. Начиная с 2001 года ежегодно составляются и утверждаются до формирования бюджета города Москвы балансы нежилых зданий и помещений города Москвы, использования городских земель, имущественных комплексов унитарных предприятий.
Реализация Концепции осуществлялась отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города на основании ежегодно утверждаемых Правительством Москвы планов мероприятий по реализации положений Концепции, разрабатываемых Департаментом имущества города Москвы на основании предложений департаментов, управлений, комитетов и префектур административных округов города Москвы в соответствии с п.4.1 постановления Правительства Москвы от 26.10.99 N 977 "О проекте Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года". Всего с момента утверждения Концепции было принято пять планов мероприятий: