Колоссальный имущественный комплекс сосредоточен в сфере государственных унитарных, казенных предприятий и учреждений.
К настоящему времени в собственности города Москвы находится 814 госпредприятий, 2 казенных предприятия и порядка 10000 учреждений. В пользование госпредприятиям передано активов на сумму более 769 млрд.руб. Передано объектов недвижимости в хозяйственное ведение более 7 млн.кв.м, в оперативное управление - более 20 млн.кв.м.
В соответствии с Концепцией управление унитарными предприятиями (в т.ч. казенными предприятиями), учреждениями, находящимися в собственности города, предполагает:
- оптимизацию структуры и количества государственных унитарных предприятий и учреждений;
- ежегодную разработку прогнозных показателей развития городских предприятий;
- мониторинг результатов уставной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на основе данных статистического учета;
- проведение сравнительного анализа и оценки эффективности деятельности (функционирования) предприятий (учреждений) в отраслевом и территориальном разрезе;
- контроль сохранности, реновации и целевого использования имущества, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление;
- оценку деятельности руководителей;
- ежегодный отчет руководителя на отраслевой (территориальной) балансовой комиссии.
Для повышения эффективности использования имущества городскими предприятиями и учреждениями:
- пересматриваются цели и задачи, вносятся изменения в учредительные документы;
- перезаключается (заключается) трудовой договор с руководителем;
- анализируется состав имущественного комплекса на необходимость и достаточность для выполнения поставленных задач.
В случае необходимости принимается решение о реорганизации (реструктуризации имущественного комплекса) или ликвидации предприятия.
Обеспечивается контроль за соблюдением установленных собственником ограничений при использовании помещений, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий.
В соответствии с изложенным подходом, определенным Концепцией, функции по координации, контролю государственных унитарных предприятий и ответственность за их деятельность закреплены за отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
Департаментом имущества города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.02.2000 N 143 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества государственными унитарными предприятиями города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 03.06.2003 N 419-ПП) и на основе проведенной инвентаризации государственных предприятий г.Москвы:
- составлены перечни государственных унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы и действующих на сегодняшний момент. Данные перечни направлены в департаменты, управления, комитеты и префектуры административных округов города Москвы для уточнения и дополнения;
- приведена в соответствие с действующим законодательством организационно-правовая форма государственных предприятий.
Постановлением Правительства Москвы от 03.06.2003 N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 07.03.2006 N 154-ПП) приняты положения и приведены в соответствие с федеральными нормативными актами типовые документы, регулирующие деятельность государственных предприятий (в т.ч. казенных предприятий), учреждений и определяющие систему управления госсектором города Москвы:
- Типовой устав государственного унитарного предприятия города Москвы;
- Типовой трудовой договор с руководителем государственного унитарного предприятия города Москвы;
- Положение об аттестации руководителей государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы;
- Типовой устав казенного предприятия города Москвы;
- Типовой трудовой договор с руководителем казенного предприятия города Москвы;