Рассмотрев представленную Мэром Москвы Концепцию управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года, Московская городская Дума
постановляет:
1. Одобрить Концепцию управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция, приложение 1).
2. Предложить Правительству Москвы разработать и представить в установленном порядке в Московскую городскую Думу:
- проекты законодательных актов, необходимых для реализации Концепции (приложение 2);
- Концепцию содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городе Москве.
3. Предложить органам власти Москвы при принятии нормативно-правовых актов города в части, касающейся управления собственностью и взаимодействия с другими собственниками, руководствоваться Концепцией.
4. Рекомендовать Правительству Москвы в соответствии с Концепцией, на основании статьи 25 Устава города Москвы до конца 2000 года зарегистрировать права Москвы на землю в рамках административной границы города.
5. Правительству Москвы во исполнение Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4803-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и в соответствии со статьей 24 Устава города Москвы представлять для утверждения в Московскую городскую Думу договоры по разграничению собственности с Российской Федерацией.
6. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его принятия.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М.Платонов
Приложение 1
к постановлению
Московской городской Думы
от 18 октября 2000 года N 108
Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия
с иными собственниками на территории города до 2005 года
1. Собственность и управление ею являются одним из основных средств реализации социально-экономической политики города.
Управление собственностью - комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.
Город в отношениях собственности выступает в двух аспектах:
- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию собственности;
- собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность города ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.
Целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем города, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание благоприятной для проживания городской среды.
2. Предпосылкой для разработки Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция) явилась необходимость:
а) участия субъекта Российской Федерации в регулировании рыночных отношений;
б) разрешения во внесудебном порядке противоречий между участниками рыночных отношений;
в) нахождения баланса интересов участников отношений собственности;
г) поиска дополнительных источников дохода городского бюджета и экономии ресурсов;
д) создания благоприятного инвестиционного климата для отечественного и иностранного капитала;
е) протекционизма по отношению к московскому (отечественному) производителю;
ж) формулирования и закрепления в нормативно-правовой форме интересов города в сфере управления собственностью.
3. Целями разработки Концепции являются:
- формулирование требований к системе управления собственностью Москвы на современном этапе;
- определение оптимальных границ, степени и способов влияния города на общий хозяйственный оборот;
- определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования собственности города для решения задач, стоящих перед Москвой на период до 2005 года.
4. В результате решения поставленных Концепцией задач к 2005 году:
а) законодательно устанавливается порядок управления и распоряжения различными видами собственности города Москвы, в том числе порядок ее отчуждения и оформления прав собственности на территории Москвы;
б) создается городская казна;
в) вводится система продажи земельных участков;
г) префектам административных округов и органам власти районов в соответствии с законодательно установленными критериями передаются полномочия города как собственника по вопросам аренды недвижимости, участия в управлении акционерными обществами, в уставном капитале которых имеется доля Москвы, хозяйственная деятельность которых ограничивается подведомственной территорией;
д) завершается формирование и наполнение системы учета собственности, находящейся в границах города, и городской собственности вне территории Москвы;
е) завершается разграничение собственности между Российской Федерацией и Москвой;
ж) оформляются договоры аренды на имущество и земельный участок единым пакетом и сокращаются сроки их оформления;
з) земельные участки, отведенные существующим МЖК, ЖСК и ТСЖ, с их согласия передаются им в собственность в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Москвы;
и) создается информационное пространство по управлению городским хозяйством;
к) осуществляется переход к принятию управленческих решений на основе применения экономико-математических методов.
5. Концепция предусматривает:
- увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным процессом;
- ежегодное принятие (корректировку) городских программ и плана мероприятий по ее реализации.
6. В пределах срока действия Концепции:
- субъектом и государственной, и муниципальной собственности выступает город в целом в лице органов власти города;
- созданные после утверждения Концепции унитарные предприятия приватизации не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Москвы;
- для обеспечения гарантированных поступлений в бюджет устанавливается объем нежилых помещений, сдаваемых в аренду, ежегодно утверждаемый при принятии бюджета Москвы;
- незарегистрированные в установленном порядке объекты государственной или муниципальной собственности, включая объекты незавершенного строительства, не могут быть объектами сделок.
Ежегодный перечень объектов собственности города, запрещенных к приватизации, разрешенных для приватизации, залога, аренды, утверждается Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
1. Задачи управления
Управление собственностью направлено на:
а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых объектов собственности, повышения эффективности ее использования;
б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями городского имущества и органами власти города;
в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
г) переход к конкурсному исполнению городских заказов;
д) введение экономически обоснованных нормативов эксплуатации и содержания объектов городской собственности;
е) оптимизацию структуры собственности города;
ж) получение нарастающих доходов от имущественных комплексов унитарных предприятий и учреждений, городских долей (пакетов акций) в хозяйственных обществах;
з) включение в хозяйственный оборот не использовавшихся ранее нематериальных активов и интеллектуальной собственности города;
и) поддержку инновационной деятельности;
к) инвестирование реального сектора экономики для создания конкурентоспособной продукции и услуг, рабочих мест, требующих высокой квалификации;
л) государственный протекционизм и поддержку московского (отечественного) производителя, выпускающего конкурентоспособную продукцию, с учетом требований рынка и финансовых возможностей города;
м) развитие института управляющих;
н) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного имущества, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
о) совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление собственностью.
2. Формирование инфраструктуры управления
Формирование инфраструктуры управления собственностью в городе предполагает:
а) развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;
б) определение социально-экономических стандартов (нормативов), обеспечиваемых городом для населения Москвы;
в) создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;
г) совместимость и объединение баз данных различных городских ведомств в единое информационное пространство и обеспечение оперативного доступа к данным;
д) создание института заказчика на управление городской собственностью и утверждение механизма привлечения управляющих компаний всех форм собственности к работе с городской собственностью.
3. Организация учета
1. Формируется система учета собственности Москвы, в том числе и за пределами ее территории, и собственности, принадлежащей юридическим и физическим лицам на территории города.
Основу учета в Москве составляют реестры и кадастры.
Имущество, закрепленное за казной, учитывается в казне, а в случае передачи его в пользование - уполномоченным органом по распоряжению имуществом.
Городские предприятия и учреждения учитываются в единой системе учета городской собственности органами, ответственными за их создание и функционирование, и в территориальных органах по месту нахождения.
Объекты иных собственников учитываются в единой системе учета собственности территориальными органами, на подведомственной территории которых они находятся.
Имущество, переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение, учитывается учреждением или предприятием.
2. В процессе формирования системы учета, наполнения и актуализации составляющих ее данных проводится "сплошная" инвентаризация объектов собственности.