ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2024 года № 265

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452



В целях приведения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" в соответствие с Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. В пункте 1-1 постановления цифры "2.1-2.4 таблицы 7 раздела 9.3.1" заменить цифрами "2.1-2.3 проектной части подраздела 9.3".

1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Чечину Н.В.

Губернатор Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 22.04.2024 № 265

Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КМПВОО

2

Соисполнитель (соисполнители) государственной программы

АГ


АК


АР


ЖК


КВЗПБ


КДА


КК


КМОРМП


КНВШ


КО


КПВСМИ


КС


КСП


КТР


КФ


КФКиС

3

Участник (участники) государственной программы

-

4

Цели государственной программы

Концентрация усилий государственной системы для достижения общественного согласия и позитивного настроя граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в отношении общественно-политических и социально-экономических вопросов жизнедеятельности Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе;


формирование у граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, патриотического сознания, чувства гражданского долга и любви к Родине;


формирование у граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, уважительного отношения к различным этносам, культурам и религиям;


создание условий для социальной, языковой и культурной интеграции мигрантов в российское общество, адаптации их к условиям жизни в Санкт-Петербурге в целях снижения связанных с миграцией социальных и иных рисков;


создание механизмов и условий для повышения доступности для граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, социально значимой информации;


повышение квалификации, навыков и компетенций специалистов и других лиц, реализующих молодежную политику в Санкт-Петербурге;


совершенствование механизмов общественно-государственного партнерства в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";


Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";


Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 № 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы";


Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (далее - стратегия противодействия экстремизму);


Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы";


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2017 № 327 "Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";


Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия";


Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ "О российском движение детей и молодежи" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ);


Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 489-ФЗ);


постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - распоряжение № 2403-р);

 

 

 

Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035);


Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2016 № 453-87 "О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге";


Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 425-62 "О реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 425-62);


постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2021 № 477 "Об утверждении Порядка проведения поисковой работы и захоронения погибших на территории Санкт-Петербурга, внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2014 № 608, от 23.07.2019 № 482 и признании утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2004 № 842";


постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Молодежь России (город федерального значения Санкт-Петербург)".


Региональный проект "Социальная активность (город федерального значения Санкт-Петербург)".


Региональный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (город федерального значения Санкт-Петербург)"

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 10537,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:


2024 г. - 3443,0 тыс.руб.;


2025 г. - 3512,0 тыс.руб.;


2026 г. - 3582,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограммы:


Повышение уровня социализации и самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе (далее - Подпрограмма 1)


Патриотическое воспитание граждан в Санкт-Петербурге (далее - Подпрограмма 2)


Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге (далее - Подпрограмма 3)


Информационная деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие со средствами массовой информации (далее - Подпрограмма 4)


Реализация Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации в Санкт-Петербурге (далее - Подпрограмма 5)


Развитие казачества в Санкт-Петербурге (далее - Подпрограмма 6)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 56325240,4 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 56188968,7 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 10218699,3 тыс.руб.;


2025 г. - 8358612,1 тыс.руб.;


2026 г. - 8655927,3 тыс.руб.;


2027 г. - 9275182,5 тыс.руб.;


2028 г. - 9661591,9 тыс.руб.;


2029 г. - 10018955,6 тыс.руб.,

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 136271,7 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 136271,7 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.,

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

 

 

 

Общий объем финансирования региональных проектов составляет 303879,0 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 176940,0 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 176940,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.,

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 126939,0 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 126939,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.,

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Повышение уровня социализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе;


повышение возможностей для эффективной самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе;


рост патриотического сознания граждан, проживающих в Санкт-Петербурге;


снижение социальной напряженности между гражданами, проживающими в Санкт-Петербурге, и иностранными трудовыми мигрантами, сокращение рисков экстремистских проявлений;


укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений на основе ценностей многонационального российского общества;


обеспечение стабильно высокого качества информирования граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, о деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и удовлетворенность граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, получением социально значимой информации;


обеспечение привлечения казачества в Санкт-Петербурге к оказанию содействия исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в осуществлении установленных задач и функций, оказание поддержки сохранению и развитию самобытной культуры российского казачества, и повышению его роли в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма

2. Характеристика текущего состояния сферы развития гражданского общества в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем

Одной из основных стратегических задач исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга является поддержание социального благополучия и общественного согласия.

Население Санкт-Петербурга является многонациональным и высокообразованным, Санкт-Петербург всегда в своем развитии придерживался общепризнанных мировых ценностей развития общества. В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировано достаточно развитое гражданское общество.

Государственная программа, призванная создать условия для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге, представляет собой совокупность мер и факторов, способных обеспечить позитивное общественное мнение и положительный идеологический настрой жителей Санкт-Петербурга.

Реализация государственной программы осуществляется в нескольких сферах социально-экономического развития Санкт-Петербурга:

в сфере молодежной политики с акцентом на становление подрастающего поколения и формирование у молодежи правильных ценностных ориентиров;

в реализации патриотического воспитания граждан;

в сфере регулирования миграционных потоков, укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Санкт-Петербурге в целях снижения напряженного отношения между жителями Санкт-Петербурга и трудовыми мигрантами и всплесков недовольных настроений у них.

Государственная программа получает свое воплощение в позиционировании деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в СМИ, в обеспечении жителей Санкт-Петербурга социально значимой информацией и позиционировании Санкт-Петербурга на региональном, федеральном и международном уровнях.

Государственную политику в сфере реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге осуществляет КМПВОО, который разрабатывает и реализует мероприятия для успешной социализации и самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе.

В соответствии с Федеральным законом № 489-ФЗ молодежь - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации. По данным на январь 2023 года, в Санкт-Петербурге проживает более 1442,2 тыс. молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 25,5 процента от общей численности населения. Прогнозное значение на 2029 год - 1117,2 тыс. человек, что составит 19,2 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга, по данным показателей прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 № 90.

Безусловно, для того чтобы максимально эффективно охватить такую многочисленную категорию, необходимо выстраивание на городском уровне системного взаимодействия различных субъектов: исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений, негосударственных организаций и общественных объединений.

В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:

концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). Данная тенденция обязывает органы государственной власти не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков, формировать так называемый "человеческий капитал". Формирование образованного, социально и экономически активного, воспитанного в духе традиционных для российской культуры ценностей, патриотичного молодого человека - одна из приоритетных задач государства в ближайшее десятилетие;

социализация молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества, а также это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Часть молодежи может испытывать трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, в том числе экстремистского характера, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). С учетом этого необходимо сосредоточить усилия государственных органов на создании условий для реализации творческого и спортивного потенциала молодых людей, их культурного роста.

Снижение негативного влияния на указанные тенденции является одной из базовых задач молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.

Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующие элементы:

нормативная обеспеченность;

кадровая обеспеченность отрасли "Молодежная политика" соответствующими специалистами;

инфраструктура отрасли "Молодежная политика" (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).

Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена:

на развитие "человеческого капитала" молодежи Санкт-Петербурга, страны;

на социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;

на содержательное и инфраструктурное развитие отрасли "Молодежная политика".

Основным показателем результативности данной политики является привлечение самой молодежи к формированию комплекса молодежных мероприятий, обязательный учет мнения молодых граждан при принятии ключевых решений по вопросам регулирования деятельности в области молодежной политики. Ключевую роль в данном контексте играет выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи и внедрение продуктов ее позитивной деятельности в процесс развития Санкт-Петербурга. С этой целью ежегодно будет реализовываться ряд крупных проектов, направленных на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития Санкт-Петербурга. Их отличительной особенностью является то, что молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях.

В Санкт-Петербурге работает 31 учреждение по делам молодежи, которые реализуют на своих территориях все направления молодежной политики:

26 учреждений, находящихся в ведении АР (в том числе восемь районных домов молодежи (далее - ДМ). В их состав входят 336 подростково-молодежных клуба (далее - ПМК), на базе которых работают более 3899 кружков, студий, секций различной направленности (декоративно-прикладного творчества, художественно-эстетические, гражданско-патриотические, военно-патриотические, технические, туристско-краеведческие, спортивно-оздоровительные, волонтерские (добровольческие), другие виды деятельности) и 288 мест свободного общения;

пять учреждений, подведомственных КМПВОО.

Ежегодно в ПМК и ДМ на постоянной основе занимаются более 90,1 тыс. человек.

К датам праздничных, юбилейных и памятных событий истории России в Санкт-Петербурге исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга проводятся тематические мероприятия.

Еще одно направление, связанное с развитием гражданского общества в Санкт-Петербурге, - проводимая в Санкт-Петербурге национальная политика, направленная на гармонизацию межнациональных отношений, формирование и укрепление межкультурного согласия. Санкт-Петербург всегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих народов, людей, принадлежащих к разным национальностям, религиозным и этническим группам, отличающихся друг от друга темпераментом, нравами, обычаями. Но основной проблемой в деле поддержания гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге в последние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов. Привлекая огромное количество трудовых мигрантов, Санкт-Петербург не в достаточной мере создает условия для их адаптации и социализации. Продолжающееся увеличение потока мигрантов обостряет угрозу проникновения из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения.

Основными проблемами, связанными с ухудшением межнациональных отношений, являются:

несоблюдение мигрантами действующего законодательства;

нарушение правил регистрации трудовых мигрантов;

нарушение трудового законодательства в отношении трудовых мигрантов;

нарушение прав и свобод, социальная уязвимость граждан, относящихся к категории мигрантов;

низкий уровень социализации мигрантов в городской среде, слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев местного населения вплоть до полного игнорирования традиций и обычаев местного населения.

Без решения этих проблем усилия, направляемые Санкт-Петербургом на воспитание у граждан позитивного отношения к мигрантам и у мигрантов уважительного отношения к культуре и традициям нашей страны и города, могут оказаться бесполезными.

Залогом успеха и основой эффективного сотрудничества органов государственной власти с медиасообществом является развитие партнерских взаимоотношений на паритетных началах и принципах социальной ответственности и взаимного уважения. В Санкт-Петербурге осуществляется поддержка СМИ, которые информируют жителей Санкт-Петербурга о событиях, происходящих на территориях районов Санкт-Петербурга. Все 18 АР тесно взаимодействуют с редакциями районных электронных и печатных изданий.

Между КМПВОО и Федеральным агентством по делам молодежи заключены:

Соглашение о реализации регионального проекта "Социальная активность (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт-Петербург от 11.02.2019 № 091-2019-Е80079-1 (внесены изменения дополнительным соглашением от 20.12.2023 № 091-2019-Е80079-1/11) (далее - Соглашение № 091-2019-Е80079-1).

Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербурга на реализацию федерального проекта "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России")" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от 28.12.2023 № 091-09-2024-033 (далее - Соглашение № 091-09-2024-033).

Между КМОРМП и Федеральным агентством по делам национальностей заключено Соглашение о реализации на территории города федерального значения Санкт-Петербурга государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" от 26.12.2023 № 2023-00303 (далее - Соглашение № 2023-00303).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»