ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2024 года № 265
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452
В целях приведения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" в соответствие с Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. В пункте 1-1 постановления цифры "2.1-2.4 таблицы 7 раздела 9.3.1" заменить цифрами "2.1-2.3 проектной части подраздела 9.3".
1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Чечину Н.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 22.04.2024 № 265
Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КМПВОО |
2 | Соисполнитель (соисполнители) государственной программы | АГ
|
3 | Участник (участники) государственной программы | - |
4 | Цели государственной программы | Концентрация усилий государственной системы для достижения общественного согласия и позитивного настроя граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в отношении общественно-политических и социально-экономических вопросов жизнедеятельности Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе;
|
6 | Основания разработки государственной программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035);
|
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Молодежь России (город федерального значения Санкт-Петербург)".
|
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Общий объем налоговых расходов составляет 10537,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
|
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия) | Подпрограммы:
|
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 56325240,4 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 136271,7 тыс.руб.,
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| Общий объем финансирования региональных проектов составляет 303879,0 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 126939,0 тыс.руб.,
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Повышение уровня социализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе;
|
2. Характеристика текущего состояния сферы развития гражданского общества в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем
Одной из основных стратегических задач исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга является поддержание социального благополучия и общественного согласия.
Население Санкт-Петербурга является многонациональным и высокообразованным, Санкт-Петербург всегда в своем развитии придерживался общепризнанных мировых ценностей развития общества. В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировано достаточно развитое гражданское общество.
Государственная программа, призванная создать условия для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге, представляет собой совокупность мер и факторов, способных обеспечить позитивное общественное мнение и положительный идеологический настрой жителей Санкт-Петербурга.
Реализация государственной программы осуществляется в нескольких сферах социально-экономического развития Санкт-Петербурга:
в сфере молодежной политики с акцентом на становление подрастающего поколения и формирование у молодежи правильных ценностных ориентиров;
в реализации патриотического воспитания граждан;
в сфере регулирования миграционных потоков, укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Санкт-Петербурге в целях снижения напряженного отношения между жителями Санкт-Петербурга и трудовыми мигрантами и всплесков недовольных настроений у них.
Государственная программа получает свое воплощение в позиционировании деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в СМИ, в обеспечении жителей Санкт-Петербурга социально значимой информацией и позиционировании Санкт-Петербурга на региональном, федеральном и международном уровнях.
Государственную политику в сфере реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге осуществляет КМПВОО, который разрабатывает и реализует мероприятия для успешной социализации и самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе.
В соответствии с Федеральным законом № 489-ФЗ молодежь - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации. По данным на январь 2023 года, в Санкт-Петербурге проживает более 1442,2 тыс. молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 25,5 процента от общей численности населения. Прогнозное значение на 2029 год - 1117,2 тыс. человек, что составит 19,2 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга, по данным показателей прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 № 90.
Безусловно, для того чтобы максимально эффективно охватить такую многочисленную категорию, необходимо выстраивание на городском уровне системного взаимодействия различных субъектов: исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений, негосударственных организаций и общественных объединений.
В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:
концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). Данная тенденция обязывает органы государственной власти не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков, формировать так называемый "человеческий капитал". Формирование образованного, социально и экономически активного, воспитанного в духе традиционных для российской культуры ценностей, патриотичного молодого человека - одна из приоритетных задач государства в ближайшее десятилетие;
социализация молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества, а также это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Часть молодежи может испытывать трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, в том числе экстремистского характера, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). С учетом этого необходимо сосредоточить усилия государственных органов на создании условий для реализации творческого и спортивного потенциала молодых людей, их культурного роста.
Снижение негативного влияния на указанные тенденции является одной из базовых задач молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.
Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующие элементы:
нормативная обеспеченность;
кадровая обеспеченность отрасли "Молодежная политика" соответствующими специалистами;
инфраструктура отрасли "Молодежная политика" (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).
Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена:
на развитие "человеческого капитала" молодежи Санкт-Петербурга, страны;
на социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;
на содержательное и инфраструктурное развитие отрасли "Молодежная политика".
Основным показателем результативности данной политики является привлечение самой молодежи к формированию комплекса молодежных мероприятий, обязательный учет мнения молодых граждан при принятии ключевых решений по вопросам регулирования деятельности в области молодежной политики. Ключевую роль в данном контексте играет выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи и внедрение продуктов ее позитивной деятельности в процесс развития Санкт-Петербурга. С этой целью ежегодно будет реализовываться ряд крупных проектов, направленных на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития Санкт-Петербурга. Их отличительной особенностью является то, что молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях.
В Санкт-Петербурге работает 31 учреждение по делам молодежи, которые реализуют на своих территориях все направления молодежной политики:
26 учреждений, находящихся в ведении АР (в том числе восемь районных домов молодежи (далее - ДМ). В их состав входят 336 подростково-молодежных клуба (далее - ПМК), на базе которых работают более 3899 кружков, студий, секций различной направленности (декоративно-прикладного творчества, художественно-эстетические, гражданско-патриотические, военно-патриотические, технические, туристско-краеведческие, спортивно-оздоровительные, волонтерские (добровольческие), другие виды деятельности) и 288 мест свободного общения;
пять учреждений, подведомственных КМПВОО.
Ежегодно в ПМК и ДМ на постоянной основе занимаются более 90,1 тыс. человек.
К датам праздничных, юбилейных и памятных событий истории России в Санкт-Петербурге исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга проводятся тематические мероприятия.
Еще одно направление, связанное с развитием гражданского общества в Санкт-Петербурге, - проводимая в Санкт-Петербурге национальная политика, направленная на гармонизацию межнациональных отношений, формирование и укрепление межкультурного согласия. Санкт-Петербург всегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих народов, людей, принадлежащих к разным национальностям, религиозным и этническим группам, отличающихся друг от друга темпераментом, нравами, обычаями. Но основной проблемой в деле поддержания гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге в последние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов. Привлекая огромное количество трудовых мигрантов, Санкт-Петербург не в достаточной мере создает условия для их адаптации и социализации. Продолжающееся увеличение потока мигрантов обостряет угрозу проникновения из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения.
Основными проблемами, связанными с ухудшением межнациональных отношений, являются:
несоблюдение мигрантами действующего законодательства;
нарушение правил регистрации трудовых мигрантов;
нарушение трудового законодательства в отношении трудовых мигрантов;
нарушение прав и свобод, социальная уязвимость граждан, относящихся к категории мигрантов;
низкий уровень социализации мигрантов в городской среде, слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев местного населения вплоть до полного игнорирования традиций и обычаев местного населения.
Без решения этих проблем усилия, направляемые Санкт-Петербургом на воспитание у граждан позитивного отношения к мигрантам и у мигрантов уважительного отношения к культуре и традициям нашей страны и города, могут оказаться бесполезными.
Залогом успеха и основой эффективного сотрудничества органов государственной власти с медиасообществом является развитие партнерских взаимоотношений на паритетных началах и принципах социальной ответственности и взаимного уважения. В Санкт-Петербурге осуществляется поддержка СМИ, которые информируют жителей Санкт-Петербурга о событиях, происходящих на территориях районов Санкт-Петербурга. Все 18 АР тесно взаимодействуют с редакциями районных электронных и печатных изданий.
Между КМПВОО и Федеральным агентством по делам молодежи заключены:
Соглашение о реализации регионального проекта "Социальная активность (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт-Петербург от 11.02.2019 № 091-2019-Е80079-1 (внесены изменения дополнительным соглашением от 20.12.2023 № 091-2019-Е80079-1/11) (далее - Соглашение № 091-2019-Е80079-1).
Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербурга на реализацию федерального проекта "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России")" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от 28.12.2023 № 091-09-2024-033 (далее - Соглашение № 091-09-2024-033).
Между КМОРМП и Федеральным агентством по делам национальностей заключено Соглашение о реализации на территории города федерального значения Санкт-Петербурга государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" от 26.12.2023 № 2023-00303 (далее - Соглашение № 2023-00303).