РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О российском движении детей и молодежи

(с изменениями на 8 августа 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 24 июля 2023 года N 379-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2023, N 0001202307240038);

Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 219-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.08.2024, № 0001202408080013).

____________________________________________________________________



Принят
Государственной Думой
6 июля 2022 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2022 года



Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения детей и молодежи (далее - Движение).

Статья 2. Правовое положение Движения

     

1. Движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, преследующим следующие цели:

1) содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;

2) содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;

3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;

4) подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.

2. Правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности Движения, в том числе порядок реорганизации и ликвидации Движения, определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.

3. Учредительным документом Движения является его устав. В порядке, предусмотренном уставом Движения, могут быть приняты внутренние документы Движения, обязательные для всех участников Движения. Устав и внутренние документы Движения должны соответствовать настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Движение вправе участвовать в создании иных некоммерческих организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 настоящей статьи.

5. Имущество Движения принадлежит ему на праве собственности. Движение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация или участники Движения не отвечают по обязательствам Движения, а Движение не отвечает по обязательствам Российской Федерации или участников Движения.

6. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" применяются к деятельности Движения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные принципы деятельности Движения


Движение руководствуется в своей деятельности следующими основными принципами:

1) добровольность участия в Движении;

2) равенство прав участников Движения;

3) учет индивидуальных особенностей участников Движения;

4) непрерывность и систематичность деятельности Движения;

5) преемственность деятельности Движения по отношению к участникам Движения разных возрастов;

6) открытость деятельности Движения.

Статья 4. Правоспособность Движения

     

1. Для достижения целей своей деятельности Движение в порядке, предусмотренном уставом Движения, вправе:

1) организовывать и проводить конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан, реализовывать проекты Движения;

2) осуществлять финансирование деятельности региональных отделений Движения, коллективных участников Движения, а также иных организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществлять контроль за эффективностью использования денежных средств, предоставленных региональным отделениям Движения, коллективным участникам Движения и иным организациям;

3) осуществлять сотрудничество с международными общественными организациями, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

4) осуществлять в соответствии с законодательством об образовании реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программу воспитательной работы Движения и программы иной работы Движения с детьми и молодежью;

5) в целях реализации настоящего Федерального закона создавать свои информационные системы;

6) разрабатывать и утверждать внутренние документы Движения;

7) создавать филиалы и прекращать их деятельность, открывать и закрывать представительства Движения, в том числе за рубежом;

8) иметь символику Движения (гимн, эмблемы, флаги, вымпелы и иную символику);

9) заниматься иной деятельностью в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.

2. Движение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено его уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и соответствует этим целям. Прибыль, полученная по результатам предпринимательской деятельности Движения, может быть использована исключительно для достижения целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Движение в целях привлечения участников Движения к обсуждению вопросов управления Движением и программной деятельности Движения в соответствии с уставом Движения может создавать рабочие, экспертные и иные совещательные органы (советы, комиссии, группы), состоящие из участников Движения, в том числе несовершеннолетних, и иных приглашенных лиц.

4. Движение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.

(Часть дополнительно включена с 4 августа 2023 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года N 379-ФЗ)

Статья 5. Осуществление основной деятельности Движения

     

1. Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение реализует программу воспитательной работы Движения, программы иной работы Движения с детьми и молодежью (далее также - программы работы Движения).

2. Программа воспитательной работы Движения, связанные с этой программой методические и иные материалы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с Правлением Движения на основе примерной рабочей программы воспитания и в соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также утвержденной Правительством Российской Федерации стратегией развития воспитания в Российской Федерации и утверждаются Наблюдательным советом Движения.

3. Программы иной работы Движения с детьми и молодежью, связанные с этими программами методические и иные материалы разрабатываются Правлением Движения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой, и утверждаются Координационным советом Движения. Указанные программы до начала их реализации подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, для определения их соответствия законодательству Российской Федерации, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой.

4. К разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов могут привлекаться научные, образовательные организации, а также некоммерческие организации, цели которых соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Иностранные агенты, лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные организации, включенные в перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, не могут привлекаться к разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 219-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Движение реализует проекты Движения, организовывает и проводит конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан с учетом их возрастных особенностей в порядке, предусмотренном внутренними документами Движения.

6. Движение для обеспечения своей деятельности, в том числе взаимодействия между участниками Движения, создает автоматизированную информационную систему Движения. Порядок функционирования указанной системы, включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ее использования, порядку включения в нее сведений и составу включаемых в нее сведений, условиям и порядку предоставления доступа к информации, содержащейся в такой системе, определяется внутренними документами Движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Поддержка Движения органами публичной власти

     

1. Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации оказывают Движению поддержку и содействие.

2. Правительство Российской Федерации:

1) утверждает порядок предоставления Движению субсидий из федерального бюджета и порядок передачи Движению имущества, находящегося в федеральной собственности, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

2) утверждает порядок осуществления полномочий представителей федеральных органов исполнительной власти в органах Движения;

3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке Движения и оказанию ему содействия, в том числе в вопросах профессиональной ориентации участников-обучающихся.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в организациях отдыха детей и их оздоровления;

2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;

4) проведение экспертизы дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программы работы Движения, определение совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, порядка проведения такой экспертизы, а также оказание совместно с данным федеральным органом исполнительной власти содействия Движению в подготовке указанных специалистов;

5) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программы воспитательной работы Движения и связанных с этой программой методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения;

6) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения, осуществляемой вне организаций отдыха детей и их оздоровления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе в организациях, образующих инфраструктуру молодежной политики, организациях в области культуры и спорта, иных организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;

4) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения) и связанных с этими программами методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения);

5) оказание содействия Движению в подготовке специалистов, принимающих участие в работе Движения;

6) проведение экспертизы программ подготовки специалистов, принимающих участие в реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью, определение порядка проведения такой экспертизы;

7) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4_1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования;

2) оказание Движению методической, материально-технической и иной поддержки и содействия, а также участие в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга;

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

(Часть дополнительно включена с 4 августа 2023 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года N 379-ФЗ)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристической деятельности, и иные федеральные органы исполнительной власти оказывают методическую, материально-техническую и иную поддержку и содействие Движению, участвуют в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»