ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы
(с изменениями на 16 сентября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2024 года N 794.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы.
2. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы;
б) утвердить в 3-месячный срок перечень целевых показателей реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы и план мероприятий по ее реализации.
3. Признать утратившей силу Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденную Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. N Пр-1355.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
9 августа 2020 года
N 505
Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы
(с изменениями на 16 сентября 2024 года)
1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности, определяющим цель, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и иными объединениями казаков при ее реализации.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющие правовое положение казачьих обществ, порядок привлечения казачества к несению государственной или иной службы, а также документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры и иные документы, определяющие принципы взаимодействия государственных органов с казачьими обществами и иными объединениями казаков.
3. Настоящая Стратегия учитывает опыт становления российского казачества, ядром которого является русский народ, а также многонациональный и многоконфессиональный состав этой исторически сложившейся общности, роль Русской православной церкви в формировании ее культурных особенностей.
4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
а) российское казачество - исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу;
б) казаки - представители казачества, в том числе члены казачьих обществ и иных объединений казаков;
в) казачьи общества - внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы, созданные в целях сохранения самобытности российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) иные объединения казаков - некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей казаков.
5. Принципами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:
а) уважение исторических традиций российского казачества при выработке и реализации государственной политики в отношении российского казачества;
б) обеспечение соблюдения законных интересов казаков при принятии федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в отношении российского казачества;
в) привлечение казачьих обществ, иных объединений казаков к участию в разработке и реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;
г) привлечение членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, выполнению отдельных государственных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорными обязательствами казачьих обществ с обеспечением контроля со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
6. Возрождение российского казачества, начавшееся в конце XX века, придало импульс развитию государственной политики Российской Федерации в этой сфере в рамках комплексных мер, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На территории Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют деятельность около 3500 казачьих обществ и иных объединений казаков.
Казачьи общества и иные объединения казаков осуществляют деятельность во всех субъектах Российской Федерации.
7. Члены казачьих обществ проходят государственную или иную службу, пребывают в мобилизационных людских резервах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Они обладают правом на ношение формы одежды и знаков различия, установленных Президентом Российской Федерации, холодного клинкового оружия с казачьей формой в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2024 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
8. Законодательно закреплен комплекс мер государственной поддержки деятельности казачьих обществ, в том числе предоставление казачьим обществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как на общих основаниях, так и путем заключения договора аренды без проведения торгов для осуществления на территории, определенной в соответствии с законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, сельскохозяйственного производства, рыбоводства и в иных связанных с сельскохозяйственным производством целях.
9. Реализация Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 г. N Пр-2789, способствовала укреплению ориентированного на государственные интересы курса развития российского казачества. За прошедший период достигнуты следующие результаты:
а) обеспечено совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества, в том числе в части, касающейся привлечения членов казачьих обществ к участию в военно-патриотическом воспитании призывников, охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации;
б) обеспечено совершенствование системы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с российским казачеством, в том числе:
налажены координация совместной работы и организационное взаимодействие с казачьими обществами в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, координационных и совещательных органов, образованных в федеральных округах и субъектах Российской Федерации;
совершенствуется деятельность уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;
поддержано учреждение Всероссийского казачьего общества, объединившего войсковые казачьи общества, входящие в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
в) осуществлены меры поддержки экономического развития российского казачества, в том числе:
учтены вопросы социально-экономического развития российского казачества в ряде государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ;
поддержаны социально ориентированные инициативы казачьих обществ и иных объединений казаков путем предоставления им субсидий и грантов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;
осуществлено совершенствование нормативных правовых актов, предусматривающих поддержку социально-экономического развития казачьих обществ;
г) налажена система содействия российскому казачеству в организации работы по военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию молодежи, по сохранению и развитию казачьей культуры, в том числе:
созданы и функционируют казачьи молодежные организации, призванные консолидировать казачье молодежное движение;
созданы и функционируют казачьи кадетские корпуса, осуществляет работу Центр военно-патриотического воспитания и подготовки казачьей молодежи к военной службе;
созданы и функционируют казачьи фольклорные коллективы, центры казачьей культуры, создается центральный музей российского казачества;
проводятся крупные ежегодные мероприятия, среди которых смотр-конкурс на звание "Лучший казачий кадетский корпус", Всероссийский слет казачьей молодежи "Готов к труду и обороне", Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи, Всероссийская военно-спортивная игра "Казачий сполох", Всероссийский фольклорный конкурс "Казачий круг" и другие;
д) создана система государственной поддержки развития международного сотрудничества российского казачества, в том числе:
оказано содействие в проведении крупных международных казачьих мероприятий;
оказано содействие войсковым казачьим обществам в возвращении в Российскую Федерацию казачьих регалий и исторических ценностей, а также в поисковой, просветительской и военно-мемориальной работе за рубежом;
е) организовано геральдическое обеспечение деятельности российского казачества, введены для всех войсковых казачьих обществ новые геральдические знаки, образцы формы одежды и знаков различия по чинам членов казачьих обществ, разработана и утверждена символика Всероссийского казачьего общества.
10. Целью государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества является содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной или иной службы, поступлению в мобилизационный людской резерв, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2024 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
11. Приоритетами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:
а) обеспечение участия российского казачества в мероприятиях, направленных на укрепление обороны страны, государственной и общественной безопасности;
б) привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
в) привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также на содействие их добровольному переселению в Российскую Федерацию;
г) обеспечение участия российского казачества в решении государственных задач в области гражданской и территориальной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пожарной безопасности;
д) привлечение российского казачества к участию в деятельности, направленной на сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимой для безопасной жизнедеятельности человека.
12. Задачами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:
а) совершенствование механизма привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, поступлению в мобилизационный людской резерв, поступлению в мобилизационный людской резерв;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2024 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
б) поддержка взаимодействия между казачьими обществами и иными объединениями казаков;
в) содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества; обеспечение участия российского казачества в реализации государственной молодежной политики;
г) содействие сохранению и развитию культуры российского казачества, пребывания членов войсковых казачьих обществ в мобилизационном людском резерве, в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации);
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2024 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
д) поддержка социально-экономического развития российского казачества;
е) поддержка международного сотрудничества российского казачества, развития международных контактов российского казачества с казаками - соотечественниками, проживающими за рубежом;
ж) совершенствование информационного обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами, расширение информирования общественности о деятельности российского казачества.
13. Реализация задачи по совершенствованию механизма привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы осуществляется по следующим основным направлениям:
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2024 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
а) совершенствование правовых основ привлечения российского казачества к несению государственной или иной службы, в том числе разработка правовых механизмов привлечения российского казачества к участию в территориальной обороне;