ГОСТ Р 70514-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Технические требования и методы испытаний
Personal light electric vehicles. Technical requirements and test methods
ОКС 43.040
Дата введения 2023-02-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2022 г. N 1446-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2023 № 1581-ст c 01.02.2024
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС № 4, 2024
Количество электрических самокатов, гироскутеров, моноколес и других электрических средств индивидуальной мобильности во всем мире стремительно растет.
Стараясь избегать общественного транспорта, люди все более широко используют малый электрический транспорт, который выглядит безопасным, экономичным, простым и экологичным. Кроме того, данные устройства зачастую решают вопрос "последней мили", то есть разгружают общественный транспорт и снижают периодичность использования личного автомобильного транспорта. При этом для управления средством индивидуальной мобильности не требуются специальные навыки, что позволяет охватить большой круг потенциальных пользователей.
Вместе с тем данный вид транспорта может представлять опасность для окружающих, особенно в условиях отсутствия его надлежащего нормативно-правового регулирования.
Для повышения уровня безопасности эксплуатации электрических средств индивидуальной мобильности необходимы обязательные технические требования в отношении их конструкции, что и является целью разработки настоящего стандарта.
Настоящий стандарт по основным положениям гармонизирован с положениями европейского стандарта [1]*.
________________
* Поз. [1], [3], [5]-[9] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт распространяется на электрические средства индивидуальной мобильности, приводимые в движение полностью или частично от установленных на них источников электрической энергии, с системой самобалансирования или без нее.
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности, методы испытаний, требования к маркировке и сопроводительной документации для снижения риска нанесения ущерба как в отношении третьей стороны, так и управляющих электрическими средствами индивидуальной мобильности (ЭСИМ) лиц при использовании электрических средств индивидуальной мобильности по назначению, а также в случаях непреднамеренного неправильного использования, которые предусмотрены изготовителем.
Настоящий стандарт не распространяется на устройства:
- классифицируемые в качестве игрушек для детей;
- без системы самобалансирования, имеющие сиденье;
- предназначенные для участия в соревнованиях;
- для инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями;
- развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч;
- имеющие батарею напряжением выше 100 В постоянного тока и/или зарядное устройство напряжением выше 240 В переменного тока;
- на которых не находится управляющий ими оператор, а также на электрические велосипеды.
На те устройства, на которых не находится управляющий ими оператор, распространяются положения ГОСТ Р 60.2.2.1.
Устройства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч, должны быть классифицированы в соответствии с [2].
Примечание - Измерение максимальной конструктивной скорости - в соответствии с 8.3.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 18425 Упаковка транспортная наполненная. Метод испытания на удар при свободном падении
ГОСТ 18725 Микросхемы интегральные. Общие технические условия
ГОСТ 30630.1.9 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Особенности цифрового управления испытаниями на воздействие широкополосной случайной вибрации
ГОСТ 30630.1.10 (IEC 60068-2-75:1997) Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Удары по оболочке изделия
ГОСТ 30804.4.2 (IEC 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ 30804.6.1 (IEC 61000-6-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Требования и методы испытаний
ГОСТ 33470 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний модулей беспроводной связи устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
ГОСТ 33472 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования
ГОСТ 34695.21-1 (IEC 61851-21-1:2017) Система зарядки электрических транспортных средств проводная. Часть 21-1. Требования электромагнитной совместимости для проводного подключения бортового зарядного устройства к источнику переменного/постоянного тока
ГОСТ 34695.21-2 (IEC 61851-21-2:2018) Система зарядки электрических транспортных средств проводная. Часть 21-2. Требования для проводного соединения с источником питания переменного или постоянного тока. Требования электромагнитной совместимости для внешних зарядных систем
ГОСТ IEC 60335-1-2015 Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 1. Общие требования
ГОСТ IEC 60335-2-29 Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 2-29. Дополнительные требования к зарядным устройствам батарей
ГОСТ IEC 60384-14 Конденсаторы постоянной емкости для электронной аппаратуры. Часть 14. Групповые технические условия. Конденсаторы постоянной емкости для подавления радиопомех и подключения к питающей магистрали
ГОСТ IEC 61000-3-2 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 3-2. Нормы. Нормы эмиссии гармонических составляющих тока (оборудование с входным током не более 16 А на фазу)
ГОСТ IEC 61000-3-3 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 3-3. Нормы. Ограничение изменений напряжения, колебаний напряжения и фликера в общественных низковольтных системах электроснабжения для оборудования с номинальным током не более 16 А (в одной фазе), подключаемого к сети электропитания без особых условий
ГОСТ IEC 61000-6-3 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 6-3. Общие стандарты. Стандарт электромагнитной эмиссии для жилых, коммерческих и легких промышленных обстановок
ГОСТ IEC 61558-1 Безопасность силовых трансформаторов, блоков питания, реакторов и аналогичных изделий. Часть 1. Общие требования и испытания
ГОСТ Р 60.2.2.1-2016/ИСО 13482:2014 Роботы и робототехнические устройства. Требования по безопасности для роботов по персональному уходу
ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009 Электроустановки низковольтные. Часть 5-52. Выбор и монтаж электрооборудования. Электропроводки
ГОСТ Р 51318.14.1 (СИСПР 14-1-93) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от бытовых приборов, электрических инструментов и аналогичных устройств. Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р ИСО 3452-1 Контроль неразрушающий. Проникающий контроль. Часть 1. Основные требования
ГОСТ Р ИСО 7176-8 Кресла-коляски. Часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 61851-1 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 62133-1 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном применении. Часть 1. Системы на основе никеля
ГОСТ Р МЭК 62133-2 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном применении. Часть 2. Системы на основе лития
ГОСТ Р МЭК 62485-1 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 видимая трещина: Трещина, возникшая в результате испытания, видимая невооруженным глазом.
3.1а Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС"; ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, а также решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.2 дека: Платформа, удерживающая вес пользователя, находящегося в стоячем положении при движении.
Примечание - Дека может быть составной и складной.
3.3 длительная номинальная мощность: Заявленная изготовителем длительная или постоянная мощность, при которой двигатель достигает своего теплового равновесия при данных условиях окружающей среды.
Примечание - Тепловое равновесие - состояние, при котором температура деталей двигателя не изменяется более чем на 2°С в течение 1 ч.
3.3а идентификационный номер устройства (device identification number); DIN: Буквенно-цифровая комбинация знаков, устанавливаемая для ЭСИМ с целью обеспечения идентификации каждого ЭСИМ.