ГОСТ 33472-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Глобальная навигационная спутниковая система
АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Общие технические требования
Global navigation satellite system. Satellite navigation equipment to equip wheeled vehicles. General technical requirements
МКС 35.240.60
Дата введения 2024-06-01
с правом досрочного применения
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2023 г. N 164-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС № 4-2024).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2023 г. N 1144-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33472-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2024 г. с правом досрочного применения
5 ВЗАМЕН ГОСТ 33472-2015
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 4, 2024 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на аппаратуру спутниковой навигации, предназначенную для оснащения колесных транспортных средств категории М1, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, М2 М3 и категории N, используемых для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), пищевых продуктов и жидкостей, специальных, включая скоропортящиеся, опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, а также для оснащения специальных транспортных средств, включая транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, лесовозы, и устанавливает требования к указанной аппаратуре с учетом [1].
Настоящий стандарт может применяться для установления требований к аппаратуре спутниковой навигации, предназначенной для оснащения транспортных средств категории T, включая сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы, а также самоходных машин.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 9181 Приборы электроизмерительные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний
ГОСТ 23544 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
ГОСТ 31610.11 (IEC 60079-11:2011) Взрывоопасные среды. Часть 11. Оборудование с видом взрывозащиты "искробезопасная электрическая цепь "i"
ГОСТ 32422 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям
ГОСТ 33464-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33465-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протоколы обмена данными устройства/системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях
ГОСТ 33470-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний модулей беспроводной связи устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
ГОСТ 33471-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
ГОСТ 33474-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы испытаний на соответствие требованиям по электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям
ГОСТ 33991-2016 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения, фиксации и передачи в некорректируемом виде его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем, а также данных от установленного на транспортном средстве дополнительного бортового оборудования, и для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.2] |
3.2 |
апплет: Специальное программное обеспечение, устанавливаемое на SIM/USIM-карту в целях обеспечения некорректируемой регистрации данных, определяемых и фиксируемых АСН. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.3] |
3.3 |
бытовые отходы: Отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.21] |
3.4 глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.
3.5 голосовая гарнитура: Устройство, являющееся составной частью аппаратуры спутниковой навигации, состоящее из микрофона и громкоговорителя(ей) и предназначенное для обеспечения двусторонней громкоговорящей связи между водителем и диспетчером (оператором внешней системы) по сетям беспроводной связи.
3.6 горячий старт: Состояние АСН, при котором альманах ГНСС и эфемериды НКА известны, а системное время и координаты местоположения объекта, на котором установлена аппаратура, известны с некоторой ошибкой.
3.7
код аутентичности; имитовставка: Строка бит фиксированной длины, полученная применением симметричного криптографического метода к сообщению, добавляемая к сообщению для обеспечения его целостности и аутентификации источника данных. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.12] |
3.8 |
ключ: Изменяемый параметр в виде последовательности символов, определяющий криптографическое преобразование. [ГОСТ 34.12-2018, пункт 2.1.8] |
3.9 коммерческие перевозки: Перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. 3.10 |
координатно-временная информация; КВИ: Информация о пространственно-временном состоянии одного объекта навигации или группы объектов навигации. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.11] |
3.11 крупногабаритный груз: Груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные габаритные параметры для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. 3.12 |
минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый УСВ при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.14] |
3.13 мониторинговая информация: Координатно-временная и телематическая информация, передаваемая установленной на транспортном средстве аппаратурой спутниковой навигации в навигационно-информационные системы и/или диспетчерские пункты.
Примечание - Разновидностью мониторинговой информации является мониторинговая информация в системах диспетчерского управления транспортом по ГОСТ 32422.
3.14 навигационно-информационная система; НИС: Автоматизированная система, основанная на реализации метода спутниковой радионавигации и предназначенная для проведения навигационных определений, передачи от объектов навигации мониторинговой информации и формирования на ее основе системной навигационной информации, предоставляемой потребителям.
3.15 навигационная информация: Сведения, прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов потребителя.
3.16
навигационный модуль [приемник] ГНСС: Составная часть устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и аппаратуры спутниковой навигации, предназначенная для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.15] |
3.17 навигационный космический аппарат ГНСС; НКА ГНСС: Космический аппарат, имеющий на борту аппаратуру, предназначенную для формирования и излучения навигационных сигналов ГНСС, необходимых потребителю ГНСС для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения этой поправки. 3.18 |
навигационный сигнал ГНСС: Радиосигнал, излучаемый навигационным космическим аппаратом ГНСС, несущий информацию о показаниях его часов, навигационное сообщение, и предназначенный для потребителей ГНСС. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.16] |
3.19 |
некорректируемость (информации): Состояние защищенности информации, формируемой и обрабатываемой АСН, от несанкционированного изменения в процессе хранения, обработки и передачи. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.17] |
3.20 опасный груз: Опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузке могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений, транспортных средств и иного имущества.
3.21 перезахват: Повторный захват сопровождаемого объекта навигационным приемником ГНСС при срыве сопровождения на время не более 60 с.