Недействующий

О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2004 года № 88-пр


О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2015 года N 495-пр

__________________________


Экономическая политика Правительства Хабаровского края в середине 90-х годов позволила не только минимизировать негативные последствия финансового кризиса 1998 года, но также подготовила базу для восстановительного роста в конце 90-х годов. Экономический рост в крае в период после 1998 года был более динамичным, чем в среднем в национальной экономике и на Дальнем Востоке. Экономика края увеличила свой валовый региональный продукт (далее - ВРП) за этот период почти в полтора раза, что на 19,3 процентных пункта больше, чем по Дальнему Востоку и на 11,7 - чем по России в среднем.

Основой экономического роста послужила промышленная политика Правительства края и выгодная внешнеэкономическая конъюнктура, в результате которой промышленный комплекс края рос в этот период ускоренно относительно всей краевой экономики и сформировал своеобразный импульс для роста всей экономики.

Отличие экономического роста в этот период в крае от среднероссийского заключалось в том, что рост ВРП в крае сопровождался более интенсивным вовлечением трудовых ресурсов в экономику.

Рост численности занятых в крае составил 112,8 процента против 102 процентов по стране в целом. В результате более высокого уровня производительности труда, темпа роста ВРП и при примерно одинаковых темпах роста производительности (129,1 процента по стране в целом и 128 процент по краю) Хабаровский край увеличил выработку ВРП на душу населения на 136,2 процента против 134,8 процента по стране в среднем.

Экономический рост в крае позволил в последние годы наращивать реальную заработную плату. Темп роста реальной заработной платы к уровню 1998 года составил 145 процентов, как и в среднем по России.

В анализируемый период в крае произошло заметное развитие объектов социальной сферы. Более чем в 12 раз увеличились бюджетные инвестиции в 2003 году по сравнению с 1999 годом в здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение, в 7,1 раза - в образование, в 4,9 раза - в культуру, в 1,6 раза - в жилищное хозяйство, в 1,5 раза - в коммунальное хозяйство.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, в экономике и социальной сфере края остаются проблемы и угрозы, которые необходимо преодолеть в среднесрочной перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития, которые позволят населению края ощутить позитивные результаты от экономического развития.

Успехи в экономическом и социальном развитии края в значительной степени обусловлены эффективной политикой Правительства края и других органов власти. В период кризиса и неустойчивого развития такие элементы его политики, как «здоровый» протекционизм, поддержка предприятий, которые не смогли на внутренних ресурсах с потерей рынков развиваться, развитие инфраструктуры и другие были реализованы в высоких темпах роста экономики края. В настоящих условиях, когда достигнута определенная степень устойчивости, необходимо сместить акценты на поиск и поддержку «сильных» и динамичных участников экономического процесса.

Основным приоритетом перспективного развития является формирование среднего класса, который придаст необходимую социальную устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления дифференциации населения по доходам. Стандарт благосостояния, соответствующий среднему классу, должен быть достижимым для основной массы российских граждан и тем самым стать реальным стимулом их трудовой и предпринимательской активности.

Формирование среднего класса в среднесрочной перспективе должно исходить из предположения, что «корзина благ» среднего класса пополнится за счет расширения благосостояния, если уровень текущих расходов увеличится относительно 2003 года примерно в 2,5 раза. Кроме того необходимо учитывать достаточные большие накопления населения, временно не используемые производительно либо тратящиеся на валютные операции и вывозимые для потребления за пределы края.

Важнейшим элементом социальной политики относительно формирования среднего класса является политика в сфере развития предпринимательства как основы динамичной и стабильной экономики и, следовательно, формирования и развития малого и среднего бизнеса. Решение этих задач позволит изменить структуру предпринимательства в пользу производственной деятельности и довести ее долю к 2010 году до 50 процентов. При этом возможно увеличение вклада в формирование ВРП этим сектором до 25-30 процентов, с ростом численности занятых до 30-32 процентов в структуре работающих, что, безусловно, будет способствовать повышению благосостояния и уменьшению доли населения с низким уровнем доходов.

Экономический рост рассматривается в Концепции как непременное условие для устойчивого и динамичного развития. При этом желаемые темпы роста в сценариях (вариантах) модели опираются на прогнозные темпы роста национальной экономики, возможности реализации накопленного потенциала роста экономики края и преумножения его.

Сценарий, базирующийся на более технологичном варианте развития, позволяет не только развиваться высокими темпами экономике, но резко улучшить ситуацию в социальной сфере. При таком сценарии развития ресурсов хватает не только для увеличения реальной заработной платы стабильно высоким темпом, но и реальных доходов всего населения и его сбережений. Данный сценарий в силу того, что базируется на условиях реализации эффективных и высокотехнологичных проектов, использования квалифицированной рабочей силы и росте производительности труда, реализуем в условиях стабильной экономической и инвестиционной среды. Перспективное развитие в значительной степени зависит от повышения эффективности экономики, изменения ее структуры в пользу отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости и использования незадействованных мощностей.

Реальность реализации сценариев развития с высокими темпами роста связана с необходимостью преодоления барьера ограничений на спрос продукции, производимой предприятиями края. Динамика, которой достигла экономика края в период 1999-2003 годов в значительной степени определяется условиями государственного заказа и внешним спросом, которые слабо поддаются регулированию чисто экономическими факторами. Расширение участия края на внутренних российских рынках также является необходимым элементом экономической политики, так как это обусловливает не только экономический рост за счет увеличения продаж на новых или освоенных рынках, но также, как показывает анализ, позволяет преодолеть «ловушку неэффективности», которая возникает при недостаточных темпах роста.

При реализации сценариев необходима эффективная промышленная политика. Она должна исходить из фактора сложившейся отраслевой структуры экономики и промышленности. Анализ и прогноз формирования добавленной стоимости в отраслях предполагают, что наиболее динамично наряду с отраслями специализации - машиностроением, горнодобывающей и лесной промышленностью - должны развиваться отрасли третичного сектора: транспорт, связь, торговля, строительство.

Стратегия, базирующаяся на приоритетном развитии добывающего сектора экономики, требует модернизации. Поддерживать высокий темп роста в этом секторе достаточно долго можно только при условии развития перерабатывающих переделов, особенно в лесной промышленности. Только при условии развития переработки ресурсов и динамичного развития сектора услуг, возможно сгладить конъюнктурные колебания спроса на продукцию ресурсных отраслей и нивелировать структурные диспропорций в промышленности, динамика которой в настоящее время сильно зависит от машиностроительного комплекса, который должен развиваться и в перспективе. Наконец, в перспективе следует уделить внимание проработке вариантов развития нефтехимической и химической промышленности на базе ресурсов газа, использование которого в качестве альтернативного топлива будет эффективным, если будет подкреплено созданием производства конечных продуктов.

Важнейшим условием реализации принципиальных целей Концепции стратегического развития является партнерство при разработке и реализации. Концепция не является чисто административным документом. Ее результативность будет определяться рамками договора общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. В рамках конкретных текущих и среднесрочных планов, в которых осуществляется экономическое развитие края, они Должны разрабатываться и реализоваться всеми участниками, влияющими на развитие края, с учетом интересов и при участии населения. Концепция адресована всему краю, задает ориентиры для всех, показывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Концепция стратегического развития рассматривается не как директива, а как система принципиальных, согласованных, признанных разумными требований к отраслям, предприятиям и местным администрациям, как договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для экономики и населения. Процесс стратегического планирования не заканчивается рамками Концепции и направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит, и в их реализацию, широкого круга активных субъектов социально-экономического развития.

В Концепции определено долгосрочное видение развития края, долгосрочные ориентиры и перспективные направления. Она является долгосрочной по горизонту прогноза и длительности последствий, но она предполагает в качестве необходимых деталей разработку конкретных немедленных действий в рамках экономической и инвестиционной политики края. Работа по стратегическому планированию не должна заканчиваться с принятием Концепции. Концепция должна быть развернута в основные направления социально-экономического развития края до 2010(1) года, в которых будут сформулированы конкретные мероприятия по реализации задач. Реализация программы должна сопровождаться мониторингом, регулярной оценкой хода реализации и, при необходимости, корректировкой.

Заслушав и обсудив доклад первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Сыркина В.И., в целях реализации Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года Правительство края

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию стратегического развития Хабаровского края до 2010 года (далее также - Концепция).

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края использовать материалы Концепции для обоснования прогнозов, отраслевых приоритетов (включая конкретные, наиболее значимые предприятия и объединения), программ перспективного развития, инвестиционных проектов, определяющих реализацию этих приоритетов, механизмов и мероприятий по обоснованию эффективности и реализации приоритетных направлений развития.

3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.), министерству финансов края (Кацуба А. С.) при разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов и планов учитывать параметры сценариев, разработанных в Концепции. Координацию работ возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Сыркина В. И.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с центром стратегического планирования Правительства края, отраслевыми министерствами края, муниципальными образованиями края до 1 января 2005 г. разработать основные направления социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года и представить Губернатору края на рассмотрение.

5. Министерству строительства края (Ващишин С. А.) совместно с муниципальными образованиями края разработать до 1 января 2005 г. программу жилищного строительства до 2010 года.