| Оба пола | Мужчины | Женщины |
Численность населения (процентов) | 100,0 | 48,3 | 51,7 |
Моложе трудоспособного возраста (процентов) | 17,6 | 9,0 | 8,6 |
Трудоспособного возраста (процентов) | 65,5 | 34,2 | 31,3 |
Старше трудоспособного возраста (процентов) | 16,9 | 5,1 | 11,8 |
Средний возраст населения (лет) | 36,2 | 33,9 | 38,3 |
На фоне неудовлетворенности в сегодняшнем положении, нестабильной жизни проявляются болезни, природа которых социальная - нарушения психики, рост заболеваний сердечно-сосудистой системы. На фоне алкоголизма и наркомании, т.е. отсутствия мотивации здорового образа жизни, развивается беспризорность и бездомность. Сегодняшняя беспризорность и бездомность в перспективе обернется ростом преступности и деградацией поколений.
Сумма социальной помощи населению с учетом предоставляемых льгот категориям граждан по оплате услуг социальной сферы недостаточна. Принимаемые меры не позволяют вывести низкодоходные группы населения на прожиточный минимум. Рост цен на товары и услуги опережает индексацию пенсий и пособий у незащищенных слоев населения.
Расчет необходимой социальной помощи населению с доходами ниже прожиточного минимума до этого минимального уровня показывает, что выделяемые на мероприятия социальной поддержки суммы из всех уровней бюджетов и внебюджетных фондов составляют половину от потребности.
| 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | |||
Прожиточный минимум (в расчете на душу населения) (рублей в месяц) | 1584,2 | 1895,6 | 2301,7 | 3015,4 | |||
До прожиточного уровня дефицит средств у населения (млн. рублей) | 2040,7 | 2096,7 | 3268,8 | 4609,2 | |||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (тыс. человек) | 552,9 | 498,1 | 407,1 | 363,8 | |||
Изменение численности населения с низкими доходами (тыс. человек) | + 194,9 | -54,8 | -91,0 | -43,3 |
На учете в органах социальной защиты населения на конец 2003 года состоит 363,5 тыс. человек получателей пенсий, а средний размер пенсии составил 1932 рубля в месяц (прожиточный минимальный уровень 3015,3 рубля), при этом 74% получателей имеют доход ниже прожиточного минимума. В основном эта группа населения формирует прослойку населения, живущего за чертой бедности.
Проблема социального обслуживания и поддержки незащищенных слоев населения будет с каждым годом становиться все острее в связи с ограничением бюджетных средств по программам поддержки, длительностью срока введения систем учета и контроля для всеобщего охвата незащищенных граждан по предоставлению гражданам адресной помощи.
Ежегодно до 300 тыс. человек пользуются льготами по лекарственному обеспечению, для чего расширен перечень аптек с отпуском медикаментов. Льготы по зубному, ушному и глазному протезированию финансируются из федерального, краевого и местных бюджетов в соответствии с утвержденными сметами расходов. Санаторно-курортное лечение ежегодно получают около 5 тыс. человек, включая инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда, пенсионеров по возрасту.
В крае функционируют 19 домов-интернатов на 3023 места, в том числе на средства краевого бюджета - 10 (2751 место), на средства муниципальных бюджетов - 9 домов-интернатов малой вместимости. Кроме того, в крае действует 8 специализированных домов для ветеранов на 428 квартир. На дому обслуживается свыше 5 тыс. одиноких престарелых граждан, из них половина - ветераны Великой Отечественной войны.
Увеличивается количество малоимущих семей с несовершеннолетними детьми. Ежемесячные пособия назначены на 170,6 тыс. детей, из них 147,8 тыс. детей (86,6%) проживают в семьях (в основном одиноких матерей) с доходами ниже 50% прожиточного минимума. Продолжает расти преступность среди несовершеннолетних (свыше 3 тыс. подростков ежегодно регистрируют органы УВД). Идет увеличение количества безнадзорных детей, подростков с отклонениями в поведении. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, в настоящее время в крае действует 14 социальных учреждений на 283 места.