Недействующий

О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года


4. Цели стратегии долгосрочного социально-экономического развития Хабаровского края


Для переходного периода характерна незавершенность рыночного реформирования ряда отраслей, необходимость развития и совершенствования нормативной базы и организационной структуры. Поэтому кроме мер по содействию развитию ключевых отраслей секторов и повышению их конкурентоспособности на внутрирегиональном и внешних рынках важное значение отводится формированию в крае благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

Нацеленность на обеспечение устойчивых темпов роста и конкурентоспособности экономики края обусловливается в стратегическом планировании оценкой конкурентных преимуществ и недостатков и выбором стратегии поведения на рынке предприятий и фирм. При этом Концепция стратегического развития Хабаровского края до 2010 года формулирует общие условия развития, является прообразом индикативного плана, а предприятия, которые реально находятся в условиях конкуренции, борются за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, т.е. в конечном счете за повышение уровня жизни и перспективы развития. Чтобы добиться этого, нужно постоянно искать и укреплять преимущества, понимать, какие функции могут и должны развиваться, что мешает продвижению к выбранной цели и как устранить препятствия.

Концепция определяет принципы, приоритеты и основные параметры экономического развития на период до 2010 года, которые сформулированы из необходимости устойчивого, эффективного и сбалансированного развития в долгосрочной перспективе. На ее основе должны быть разработаны региональная экономическая и инвестиционная политики, которые должны увязывать конкретные меры по осуществлению стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики Правительства края в соответствии с ресурсными и инвестиционными возможностями его экономики. При этом задачи Правительства края в реализации стратегии заключаются в продвижении и стимулировании социального и экономического развития края, что предполагает в качестве принципов его деятельности:

- содействие развитию рыночной экономики;

- создание необходимых условий для обеспечения устойчивого роста;

- формирование условий и мероприятий по улучшению качества жизни населения края;

- содействие созданию новой институциональной системы, способствующей экономическому и социальному развитию края в целом, его населения и секторов экономики;

- содействие динамичному развитию и изменению структуры экономики края таким образом, чтобы она служила основой эффективной, инновационной и конкурентоспособной экономической деятельности и повышению ее доходности.

При разработке Концепции Правительство края решало следующие задачи:

- определить долгосрочные принципы регионального развития, общий курс и цели, которые соответствуют ресурсным возможностям экономики края, его относительным и абсолютным преимуществам в национальном и международном разделении труда;

- детализировать параметры экономического развития с тем, чтобы они могли быть зафиксированы в качестве принципиальных установок в экономической, промышленной, отраслевой и территориальной политиках развития, формируемых и проводимых Правительством края, а также служили индикативными ориентирами для предпринимательских кругов;

- разработать систему параметров (индикаторов развития), которые могли бы лечь в основу разработки и внедрения системы перспективного индикативного планирования.

Главной целью и основными приоритетами социально-экономиче-ского развития и деятельности Правительства края в долгосрочной перспективе является повышение уровня жизни населения, содействие развитию человеческого капитала посредством стимулирования роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и повышение качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования и медицинского обслуживания, доступности населения к духовным ценностям культуры, защита социально уязвимых слоев населения края.

Общие социальные установки долгосрочного развития детализируются в целевые параметры для 2010 года(3), которые находятся в соответствующих диапазонах в зависимости от динамики и эффективности экономического роста(4):

_______________________

(3) К уровню 2003 года.

(4) Нижняя граница соответствует параметрам среднего сценария, верхняя - оптимистического сценария, которые более детально рассматриваются в разделе «Сценарные условия развития экономики Хабаровского края и прогноз основных параметров до 2010 года».

- рост реальной заработной платы в 1,4 - 1,9 раза;

- рост доходов на душу населения в 1,4 - 2,2 раза;

- рост населения, относимого к среднему классу, в 1,6 - 2,2 раза;

- сокращение бедного населения в 1,4 - 2,2 раза.

Такие социальные параметры могут быть достигнуты, если рост ВРП составит порядка 160 - 190% к уровню 2003 года, при повышении производительности труда в 1,9 - 2 раза, ежегодном росте занятых на 10 тыс. человек и инвестициях в 2 - 2,5 раза больших, чем в 2003 году в зависимости от их эффективности.

В настоящее время сложились определенные предпосылки для достаточно оптимистичного взгляда на перспективы социального и экономического развития края. В результате этих процессов мы имеем следующую картину попадания в коридор основных целевых показателей, которые были сформулированы в виде прогноза в среднем и оптимистическом сценариях стратегии.

Безусловно, поддержание высоких темпов роста, а на их базе реализация социальных установок, является чрезвычайно напряженной задачей. Экономические и социальные процессы в регионе в значительной степени зависят от состояния не только внутрикраевых факторов, но и обусловливаются рядом внешних факторов, в том числе экономической и социальной политикой государства, которая может корректировать степень достижения краевой стратегии развития.

Социальная политика Правительства края исходит из модернизированной концепции субсидиарной модели, предполагающей бесплатность базовых услуг, адресность социальной поддержки и увеличение социального потребления за счет собственных доходов граждан. Субсидиарная модель социальной политики остается актуальной в связи с тем, что в настоящее время увеличилась опасность социальных издержек, связанных с совпадением во времени реформ в естественных монополиях и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в связи с необходимостью адаптации экономики и населения к результатам реформы местного самоуправления и связанных с ней разграничениям полномочий между уровнями власти.

Необходимо добиваться стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения, создания условий для роста доходов населения и снижения бедности. В понятие качества жизни, прежде всего, включаются наличие хорошей работы и достойной заработной платы, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.