Недействующий

О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года


6. Территориальный аспект развития


В перспективе, учитывая специализацию предприятий административно-территориальных образований, транспортную и другие виды физической инфраструктуры, возможности производственной кооперации, в качестве приоритетных можно выделить три зоны развития, которые будут определять экономическую динамику. Это две агломерации: Хабаровская и Комсомольская и прибрежная зона, которая протянулась вдоль Татарского пролива.

Специализация этих зон уже в достаточной степени сложилась. Однако при дополнительной проработке и с учетом того, что эти зоны теперь связаны диверсифицированной транспортной инфраструктурой, можно получить эффект от программного развития этой части территории края. Развитие Комсомольской агломерации в рамках программы «КАС» будет дополнено стратегией развития г. Хабаровска, которая должна стать основой экономического и социального развития Хабаровской агломерации. Развитие прибрежной зоны, которая граничит с Сахалинской областью и тем самым объективно вовлечена в разработку нефтегазовых ресурсов шельфа, должно сопровождаться дополнительной программной разработкой, включая основные наработки программ административно-территориальных образований, находящихся в зоне влияния нефтегазового проекта.

Перспективы развития городских агломераций находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, следует отнести макроэкономическую ситуацию в крае, стране, тенденции мировой и российской экономики и внешней торговли. Но основное значение для их развития имеет состояние и развитие внутренних факторов - ресурсов (включая население и его квалификацию, оборудование и технологии, недвижимость), финансовых средств, условий хозяйственной деятельности, объединяемых понятием экономического и инвестиционного климата, состояние городской среды, инфраструктуры и коммунальных служб.

Анализ внешних и внутренних факторов позволит выявить те отрасли и виды деятельности, где агломерации обладают значительным потенциалом развития, а также сформулировать конкретные задачи и меры, которые должны быть выполнены для реализации этого потенциала. Кроме того, при разработке программ следует выяснить, по каким параметрам они конкурентоспособны, и что надо изменить, чтобы их повысить. Именно такой подход лежит в основе стратегического планирования территорий.

7. Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края по формированию динамичной экономики

Переход экономической системы Хабаровского края в новое качество - экономику устойчивого роста и динамичного развития - предполагает акцентирование внимания на решении следующих проблем и условий.

Усиливающийся процесс конкуренции и дифференциация регионального развития создают условия, когда возможно закрепление и даже развитие в регионах периферийной модели экономики, закрепление за ними только первичных звеньев экономико-технологической системы, занятых поставками сырья и полуфабрикатов, потери ими качественных ресурсов развития, добавленной стоимости и сужения налогооблагаемой базы.

Преодоление такого негативного варианта развития событий возможно путем создания особой экономической политики и формирования группы (групп) взаимосвязанных производств и учреждений институциональной инфраструктуры.

В данном случае стратегия и соответствующие политики должны соответствовать канонам поведения фирмы в условиях конкуренции и быть направленными на повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности.

Такое поведение в качестве исходной посылки использует создание региональной экономической системы, которая могла бы функционировать на принципе ее эффективного взаимодействия с другими субъектами рыночного хозяйства внутри страны и за ее пределами на основе имеющихся сравнительных и абсолютных преимуществ.

Необходимо, с одной стороны, создавать образ корпоративности на уровне всего региона и содействовать его развитию. Лозунг «выходи и конкурируй» должен стать центральным для каждой компании. Корпоративный образ региона требует формирования и развития индивидуальности региона, создания его «торговой марки». Требует, наконец, «агрессивной» стратегии поведения, нацеленной на захват рынков не только местных и периферийных, но и отдаленных - выхода на национальный и международные рынки. Иначе есть опасность оказаться и застрять надолго в арьергарде.

Реализация таких установок может быть достигнута на основе развития в регионе современных динамичных отраслей, обеспечивающих высокие темпы роста региона.

В крае есть предприятия и фирмы, которые при соответствующей манере и стратегии поведения могут стать локомотивами в привитии культуры конкурентной борьбы. В первую очередь это касается отраслей, которые наиболее близко стоят к конечному спросу населения и могут сами формировать его. Эти предприятия, извлекая выгоды от масштаба производства, используя современные технологии, могут конкурировать и на дальневосточном рынке и выходить дальше - в Сибирь и за Урал.

Такие фирмы, проводя «агрессивную» рыночную политику, могли бы успешно формировать корпоративный образ края. В этих условиях развитие региона должно строиться с учетом и даже при превалировании фактора открытости его экономики. Экономическая система края должна быть открыта и в восточном (АТР) и в западном (внутрироссийский рынок) направлениях. Это означает, что сущностью экономической политики в данном случае является создание условий для осуществления операций на открытых рынках. Собственно структурная политика будет носить подчиненный институциональной политике характер. Она должна обеспечивать региональное распределение различных типов экономической активности в долгосрочном периоде, предполагать и стимулировать структурные изменения и специализацию, новые институциональные структуры, способствующие развитию. В фокусе такой политики должны быть:

- поддержка, поощрение быстрого роста малых фирм, связанных с обрабатывающей промышленностью и услугами бизнесу;

- менеджмент, консультирование и техническая помощь в нахождении региональных преимуществ;

- информационные системы менеджмента и маркетинга;

- финансовые институты и финансовое предложение;

- специальные гарантии Правительства края.

Важное место в такой политике занимает развитие стратегического планирования через развитие местных «человеческих» ресурсов; развитие рабочей силы; корпоративное планирование и диверсификация.

Для этого необходимы инвестиции в социальную инфраструктуру и среду обитания; создание и продвижение «регионального» стиля жизни; жилищное строительство.

Очевидно, что стратегия экспортной ориентации (включая вывоз в другие регионы страны), составляющая стержень такой модели развития, предполагает изменение инвестиционной ситуации. Общее улучшение инвестиционного климата в России благоприятно скажется на перспективах края, но не решит проблемы в перспективе. В регионе должны быть созданы сравнительные преимущества для инвесторов, а фирмы региона должны работать над своей конкурентоспособностью, чтобы найти свои «ниши» на рынке, закрепиться на нем и развиваться. Как показывает модельный анализ, динамика роста в экономике края существенно зависит от объема привлеченных финансовых ресурсов.



Документ сверен по:

Официальная рассылка