ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10.06.2008 № 243

О концепции областной целевой программы "Развитие системы
здравоохранения Кировской области" на 2009-2011 годы

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Кировской области от 03.11.2005 № 369-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области" (с изменениями, внесенными законами Кировской области от 06.03.2006 № 407-ЗО, от 05.07.2007 № 148-ЗО, от 02.11.2007 № 189-ЗО, от 27.12.2007 № 217-ЗО), Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области", решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 27.05.2008 № 5):

1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2009-2011 годы (далее -Концепция). Прилагается.

2. Создать рабочую группу по разработке областной целевой программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2009-2011 годы (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.

3. Установить предельный объем финансирования областной целевой программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) из областного бюджета в размере 1581,0 млн. рублей.

4. Определить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения Кировской области.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 10.06.2008 № 243


ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике при
Правительстве Кировской области
протокол от 27.05.2008 № 5



Концепция
областной целевой программы "Развитие
системы здравоохранения Кировской области"
на 2009-2011 годы

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области

Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи является одним из важных направлений социальной политики государства, регулируемым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нашедшим свое отражение в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года", в докладе Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой 25.04.2008 и в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Одной из первоочередных задач охраны здоровья населения остается снижение заболеваемости, совершенствование и внедрение методов профилактики и ранней диагностики, повышение эффективности лечения и реабилитации социально значимых заболеваний (сахарный диабет; туберкулез; заболевания, вызываемые вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция); злокачественные новообразования; инфекции, передаваемые половым путем; вирусные гепатиты; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением), так как данная патология в значительной степени распространена среди лиц трудоспособного возраста.

С 1999 по 2007 годы на территории области осуществлялась реализация восьми областных целевых программ в сфере здравоохранения. В ходе их реализации наметилась положительная тенденция к снижению роста показателей, характеризующих состояние здоровья населения по таким заболеваниям, как сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция.

Например, реализация в 1999-2006 годах мероприятий областной целевой программы "Сахарный диабет" на 1999 - 2006 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 14.07.99 № 252, способствовала снижению к 2007 году числа высоких ампутаций нижних конечностей, снижению частоты синдрома диабетической стопы с 14,5 до 10,0%. Созданы школы по обучению больных методам самоконтроля.

В рамках реализации областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2006 годы", утвержденной постановлением Губернатора области от 13.06.2001 № 197, к 2007 году улучшились показатели, характеризующие диагностику, лечение и реабилитацию больных туберкулезом. Первичная заболеваемость населения туберкулезом снизилась на 10,0 %, снизился показатель заболеваемости детей: с 14,5 до 11,2 на 100 тыс. детского населения; подростков - с 26,3 до 24,3 на 100 тыс. подросткового населения, стабилизировался показатель заболеваемости туберкулезом у детей.

В ходе реализации областной целевой программы "Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция, СПИД)" на 2002-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 14.05.2002 № 16/170, достигнуты следующие результаты: впервые к началу 2007 года не было зарегистрировано летальных исходов в результате прогрессирования заболевания в стадии СПИДа и случаев вертикальной передачи инфекции.

В рамках реализации областной целевой программы "О мерах по развитию онкологической помощи населению Кировской области" на 2004-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 10.10.2003 № 53/284, к 2007 году увеличилась доля выявляемых на ранних стадиях онкологических заболеваний до 7%.

В ходе реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 2004-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 10.10.2003 № 53/285, к 2007 году в группе инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, снизилась заболеваемость вирусным гепатитом В на 34%, отмечается снижение заболеваемости краснухой в семь раз. Не зарегистрировано заболеваний врожденной краснухой у новорожденных.

Реализация мероприятий областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Кировской области" на 2001-2007 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 25.01.2001 № 26, к 2007 году позволила снизить заболеваемость от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии до 7745 случаев на 100 тыс. населения, а также смертность от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии до 497,2 случаев на 100 тыс. населения.

Одной из первоочередных задач охраны здоровья населения области является снижение смертности и травматизма от внешних причин, в частности, от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), это направление нашло свое отражение в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2008-2009 годах.

Относительные показатели аварийности в Кировской области выше среднероссийских: количество ДТП на 10 тыс. единиц транспорта составило 72,1 (в среднем по России - 65,5, по Приволжскому федеральному округу -64,7); количество пострадавших на 100 тыс. жителей - 269,2 (в среднем по России - 222,8, по Приволжскому федеральному округу - 207,7).

Только за 2007 год от транспортных травм пострадало 1460 человек, из них детей - 89, погибло 332 человека.

В этих условиях уровень оказания медицинской помощи при ДТП является определяющим фактором в динамике показателей здоровья населения.

Важную роль в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний играют различные виды кардиохирургического, сосудистого и нейрососудистого лечения. Остается не охваченной должным вниманием проблема оказания помощи больным, страдающим сосудистыми заболеваниями головного мозга (3,4 случая на 1000 населения).

Заболеваемость и смертность от цереброваскулярной патологии в Кировской области в 1,5 раза выше, чем по Российской Федерации. В частности, количество инсультов, в том числе геморрагической аневризматической этиологии, выше в целом в 2 раза, чем по России и составляет 7,6 случаев на 1000 населения. Решению вопросов снижения заболеваемости, сроков лечения, нетрудоспособности и тяжести инвалидности больных с сердечнососудистой патологией в настоящее время уделяется большое внимание.

Служба крови относится к числу направлений медицины, без развития которых невозможны существование и успешная деятельность таких видов специализированной медицинской помощи, как хирургия, реанимация, родовспоможение, гематология, онкология. В 2008 году мероприятия по расширению приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ориентированы на повышение безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь компонентов и препаратов донорской крови. В 2007 году областной службой крови заготовлено 11500 литров цельной донорской крови, объем крови, заготовленной на одного жителя Кировской области составил 8,1 мл (по Волго-Вятскому региону-12,6 мл). Потребность лечебных учреждений удовлетворяется лишь на 75-80%.

Особенно возрастает значимость производственной и клинической трансфузиологии в оперативной обстановке при развитии чрезвычайных ситуаций, в условиях массового поступления пострадавших с- острой лучевой травмой, термическими комбинированными поражениями, краш-синдромом, при стихийных бедствиях и катастрофах. В силу указанных причин развитие донорства и службы крови в целом является важнейшей социальной задачей, решение которой способствует профилактике и лечению многих заболеваний.

Проблемой современного материально-технического потенциала лечебно-профилактических учреждений Кировской области является изношенность основных фондов и недостаток финансирования их обновления, что снижает качество и доступность лечебно-диагностического процесса и сдерживает внедрение прогрессивных технологий.

В целом износ основных средств в учреждениях здравоохранения области, особенно муниципального звена, составляет 53%. Проблемой остается оснащение учреждений здравоохранения отдельными видами медицинской техники. Так, в учреждениях здравоохранения эксплуатируется 458 рентгеновских аппарата, из них 302 аппарата (66%) со сроком эксплуатации свыше 10 лет. В рамках реализации приоритетного национального проекта в муниципальные учреждения здравоохранения поставлена 31 единица различных рентгеновских аппаратов, что улучшило ситуацию, но, к сожалению, не решает проблему в целом.

Результативность и эффективность работы системы здравоохранения в значительной степени определяется кадровым потенциалом.

В 2007 году обеспеченность населения Кировской области врачами составила 36,1 на 10 000 населения (2006 год - 36,3 на 10 000 населения), что меньше среднероссийского показателя (2006 год - 43,0 на 10 000 населения по Российской Федерации), в том числе обеспеченность врачами населения в районах Кировской области находится на ещё более низком уровне - в среднем 23,1 на 10 000 населения. В сельской местности обеспеченность врачебными кадрами составляет не более 6,5 на 10 000 населения. Отсутствуют врачебные кадры в 2 участковых больницах из 43 и 7 из 20 врачебных амбулаторий.

В сельские районы области требуется 294 врача. В ряде районов не укомплектованы должности врачей-специалистов, оказывающих неотложную помощь: требуется 17 хирургов, 14 акушеров-гинекологов, 14 анестезиологов - реаниматологов. Одним из решений кадрового вопроса является открытие общих врачебных практик, особенно на селе; установление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения Кировской области.

Эффективное решение поставленных задач по профилактике и лечению социально значимых заболеваний, повышению качества и доступности медицинской помощи в современных условиях невозможно без использования информационных технологий, посредством внедрения которых возможно создание систем мониторинга состояния здоровья населения, реестров больных, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения области в лекарственных средствах. Использование информационных технологий позволит освободить медицинских работников от чрезмерной бумажной работы и тем самым даст возможность больше времени уделять пациентам, сократить время подготовки необходимой отчетной документации, усовершенствовать систему персонифицированного учета медицинских услуг.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации поддерживает развитие информационных технологий в отрасли. Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.10.2006 № 713 "Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)" утверждены принципы создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития.

Обращаясь к Законодательному Собранию Кировской области в 2008 году, Губернатор Кировской области Н.И. Шаклеин остановился на нерешенных проблемах в здравоохранении области: так, было отмечено, что "не удалось добиться снижения общей заболеваемости населения... не снижается острота проблемы в доступности и качестве бесплатной медицинской помощи".

В связи с определением Федеральным Законом от 26.07.2006 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий в сфере здравоохранения двухканальное финансирование отрасли через бюджет и территориальный фонд обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями способствовали ухудшению управляемости системой здравоохранения. Вследствие чего возникли проблемы межбюджетных отношений муниципальных районов и городских округов. Принятый порядок финансирования учреждений здравоохранения по экстенсивным показателям (за койко-день, число посещений поликлиники на имеющуюся штатную численность работников) с жесткой привязкой финансирования к бюджетным статьям расходов привел к тому, что муниципальные образования не желают сокращать излишнее количество развернутых коек. Решить часть проблем позволит одноканальное финансирование, к которому планируется перейти с 01.01.2009 по ряду территорий, планирование объемов медицинской помощи и финансовых средств исходя из нормативных показателей.

На основании вышеизложенного, реализация областной целевой Программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) направлена на концентрацию усилий по решению проблем, связанных, в первую очередь, с социально значимыми заболеваниями, снижением инвалидизации от травматизма при ДТП, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, укреплением материально-технической, кадровой базы муниципальных учреждений здравоохранения, использованием информационных технологий посредством создания единой информационной системы здравоохранения, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи.

     2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Современное состояние здравоохранения области диктует необходимость системного, комплексного решения проблем в рамках одной областной целевой программы с выделением отдельных направлений ее реализации на территории всех муниципальных образований. Это обусловлено рядом следующих объективных причин:

значимостью проблемы;

сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, дорожно-транспортных происшествиях, сердечно-сосудистых заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий (обеспечение современным оборудованием, закрепление на селе врачебных кадров), взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

потребностью в координации усилий органов государственной власти и местного самоуправления.

Цели и задачи Программы созвучны с основными направлениями государственной политики в области здравоохранения и федеральной целевой программой "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 № 280.

В настоящее время в области финансируются областные целевые программы: "Сахарный диабет", утвержденная Законом Кировской области от 29.11.2006 № 53-ЗО, "Защита населения Кировской области от туберкулеза", утвержденная Законом Кировской области от 29.11.2006 № 54-ЗО, "Вакци-нопрофилактика" на 2004-2008 годы", утвержденная постановлением Правительства области от 10.10.2003 № 53/285.

При принятии Программы мероприятия действующих вышеназванных областных целевых программ войдут отдельными направлениями в разрабатываемую областную целевую Программу для решения задач, стоящих перед здравоохранением области в комплексе.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Дальнейшее развитие ситуации без принятия Программы может привести к росту заболеваемости в течение пяти лет: сахарным диабетом в 1,5 раза, туберкулезом в 2,5 раза, росту числа ВИЧ-инфицированных больных, в том числе новорожденных детей, смертности от злокачественных новообразований на 3%, увеличению в 2 раза инвалидизации населения от ДТП и сердечно-сосудистых заболеваний.

У больных потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Их лечение требует привлечения квалифицированных врачебных кадров и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Вместе с тем, значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение.

Остается высокой распространенность угрожающих жизни и приводящих к инвалидности сосудистых осложнений сахарного диабета, в том числе диабетической ретинопатии, диабетической нефропатии и сердечнососудистых осложнений.

Не все группы населения охвачены профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми с целью раннего выявления туберкулеза. Продолжается рост числа зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц. Остаются крайне высокими показатели первичного выхода на инвалидность и смертности вследствие злокачественных новообразований. Увеличивается число случаев выявления инфекций, передаваемых половым путем, среди подростков. Растет заболеваемость населения психическими расстройствами и расстройствами поведения. Ежегодно от суицидов погибает около 700 человек (в том числе дети). Остаются высокими заболеваемость, инвалидность и смертность населения при болезнях системы кровообращения, среди которых гипертоническая болезнь занимает ведущее место.

Обеспечение снижения смертности и травматизма от ДТП в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью решения данной проблемы.

В связи с недостаточностью государственных мер по развитию донорства и его социальной поддержке, ужесточением требований к заготовке, переработке и хранению крови, ее компонентов и препаратов в Кировской области и в целом по России в последние годы отмечается снижение количества доноров.

В связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления изменились условия и подходы к подготовке, квалификации и закреплению кадров здравоохранения. Практика последних лет показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность обеспечения и закрепления медицинских кадров.

При отказе от реализации мероприятий Программы невозможно будет обеспечить реформирование системы здравоохранения, перераспределить высокозатратный (стационарный) вид помощи на менее затратный (амбулаторно-поликлинический), обеспечить необходимый уровень качества и доступности медицинской помощи населению за счет закрепления врачебных кадров на селе, своевременно внедрить современные методы диагностики и лечения и построить единую информационную систему здравоохранения.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение проблемы снижения смертности, заболеваемости, инвалидиза-ции, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни при социально значимых заболеваниях, ДТП, сердечно-сосудиствых заболеваниях; укрепления материально-технической базы, закрепления врачебных кадров на селе программными средствами будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.

При решении проблемы заболеваемости, инвалидизации и смертности программно-целевым методом возможны три варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования и результатами реализации Программы.

Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.

Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь запланированных показателей эффективности реализации Программы к 2011 году. Основные показатели эффективности при первом варианте финансирования приведены в разделе 8 настоящей Концепции. При этом варианте реализация Программы сопряжена с рисками неполучения средств из федерального бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»