Недействующий


ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Защита населения
Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы

(с изменениями на 27 декабря 2007 года)
______________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области от 07.10.2008 № 294-ЗО
______________________________________________________

__________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Кировской области от 27.12.2007 № 216-ЗО
__________________________________________________________


Принят Законодательным Собранием
 Кировской области 23 ноября 2006 года

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы. Прилагается.

Статья 2

Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин

г. Киров
29 ноября 2006 года
№ 54-ЗО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области
от 29.11.2006 № 54-ЗО
(с изменениями, внесенными
 Законом Кировской области
от 27.12.2007 № 216-ЗО
)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
ТУБЕРКУЛЕЗА" НА 2007 - 2011 ГОДЫ


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Защита населения
Кировской области от туберкулеза" на 2007-2011 годы

(с изменениями, внесенными
Законом Кировской области от 27.12.2007 № 216-ЗО)


Наименование программы

"Защита населения Кировской области от туберкулеза"

Дата принятия решения о разработке программы

распоряжение Правительства области от 08.08.2006 № 248 "О концепции областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007-2011 годы"

Государственный заказчик-координатор программы

Правительство Кировской области

Государственные заказчики программы

департамент здравоохранения Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области

Разработчики программы

департамент здравоохранения Кировской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области

Цель программы

стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу в Кировской области

Задачи программы

оснащение современным оборудованием областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь;

строительство объектов областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь;

повышение квалификации медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь;

проведение профилактических

мероприятий по предупреждению распространения туберкулезной инфекции;

обеспечение современного уровня диагностики и лечения туберкулеза (обеспечение медикаментами учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь), в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Кировской области;

проведение научной работы по вопросам раннего выявления и лечения туберкулеза

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

заболеваемость населения туберкулезом;

заболеваемость детей туберкулезом; смертность населения от туберкулеза;

достижение абациллирования (по результатам посева) после окончания основного курса лечения;

инвалидность от туберкулеза;

выявление при профилактических осмотрах впервые заболевших туберкулезом;

заболеваемость туберкулезом среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Кировской области

Сроки реализации программы

2007-2011 годы

Объемы и источники финансирования программы

всего 430630,0 тыс. рублей, в том числе планируется:

 федеральный бюджет - 230630,0 тыс. рублей (53,6%);

 областной бюджет - 200000,0 тыс. рублей (46,4%)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

снижение заболеваемости населения туберкулезом до 55 случаев на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости детей туберкулезом до 12 случаев на 100 тыс. детского населения;

снижение смертности от туберкулеза до 12 случаев на 100 тыс. населения;

достижение абациллирования (по результатам посевов) после окончания основного курса лечения до 85%;

снижение инвалидности от туберкулеза (впервые выявленных больных) до 20%;

выявление при профилактических осмотрах 60-65% впервые заболевших туберкулезом;

снижение заболеваемости туберкулезом среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы до 1200 случаев на 100 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Современная ситуация с заболеваемостью населения туберкулезом обусловлена целым комплексом взаимосвязанных проблем, поэтому для ее изменения необходимо их целостное рассмотрение.

Право граждан на охрану здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации. Защита населения от туберкулеза является одним из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья граждан. Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". В 2002-2006 годах осуществлялась реализация утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 № 790 федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 -2006 годы)", включавшей подпрограмму "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России".

Резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране и ослабление государственной поддержки противотуберкулезной работы привели к закономерному обострению эпидемической ситуации по

туберкулезу в первой половине 90-х годов XX века. Рост показателя заболеваемости туберкулезом в области начался с 1992 года, в 2005 году он достиг 77 случаев на 100 тыс. населения (рост на 102%), а число впервые взятых на учет больных составило 1117 человек. Показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулеза увеличился за этот период в 2,7 раза. Смертность от туберкулеза в области с 1992 года по 2005 год выросла в 3 раза. Число инфицированных туберкулезом детей в этот же период увеличилось более чем в 2 раза и составило 25% от детского населения области. Особенно тяжелая ситуация сложилась в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где заболеваемость в 2005 году составила 1378 случаев на 100 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных, что превысило среднеобластной показатель в 18 раз.

В 2001 - 2006 годах в Кировской области реализовывалась областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2005 годы", утвержденная постановлением Правительства  области от 13.06.2001 № 197.

Это позволило в 2004-2005 годах переломить эпидемическую ситуацию по туберкулезу. Удалось выровнять ситуацию с заболеваемостью, в том числе с детской, смертностью, снизить распространенность туберкулеза в области. Стало более активным лечение с использованием хирургических методов. Остановилось многолетнее ухудшение всех эпидемиологических показателей. В настоящее время эпидемическая ситуация по туберкулезу в области расценивается как стабилизация неблагополучия.

Достигнутые положительные изменения эпидемиологии туберкулеза в области по-прежнему требуют объединенных усилий всех заинтересованных органов власти, управления, организаций.

В настоящее время в области сложились новые объективные условия, при которых необходимо продолжение работы по защите населения от туберкулеза. К ним относятся:

широкое распространение социально-экономических и биомедицинских факторов, повышающих риск заболевания туберкулезом различных групп населения;

неудовлетворительное материально-техническое состояние зданий учреждений здравоохранения области, оказывающих противотуберкулезную помощь;

нарастание лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, что, по меньшей мере, в два раза снижает эффективность лечения и делает его дороже в 10 и более раз;

недостаточный охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез, что приводит к позднему выявлению заболевания и росту его запущенных форм, а также к росту смертности и инвалидизации в связи с туберкулезом;

поздняя диагностика и недостаточно эффективное лечение туберкулеза, значительное число невыявленных больных, являющихся источником инфекции и представляющих опасность для окружающих;

наличие многочисленных социальных групп населения, которые слабо охвачены существующей системой противотуберкулезных мероприятий (лица без определенного места жительства, трудящиеся-мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, социально-дезадаптированные лица);

недостаточная интеграция учреждений здравоохранения, в том числе оказывающих первичную медицинскую помощь и специализированную противотуберкулезную помощь по вопросам профилактики, диагностики, лечения туберкулеза, затрудняющая своевременный доступ к качественной медицинской помощи нуждающихся в ней лиц и приводящая к отсутствию преемственности при диагностике и лечении больных туберкулезом;

деятельность медицинских учреждений, находящихся в ведении различных органов исполнительной власти, руководствующихся правовыми актами данных органов, результатом чего является разобщенность проводимых ими мероприятий по борьбе с туберкулезом;

недостаточная информированность населения области о туберкулезе как об инфекционном заболевании, представляющем опасность и требующем длительного лечения и реабилитационных мероприятий.

Все вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и пересмотра существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий, вовлечения в их проведение органов власти и управления, учреждений здравоохранения, иных организаций. Полученные результаты будут служить основанием для создания более эффективной системы защиты населения области от туберкулеза, а подготовка и реализация основных мероприятий по ее созданию может быть сбалансирована и реализована в рамках программы.

2. Цель, задачи и сроки реализации программы

1. Целью программы является стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу в Кировской области.

2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

оснащение современным оборудованием областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь;

строительство объектов областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь;

повышение квалификации медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь;

проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения туберкулезной инфекции;

обеспечение современного уровня диагностики и лечения туберкулеза (обеспечение медикаментами учреждений здравоохранения, оказывающих противотуберкулезную помощь), в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Кировской области;

проведение научной работы по вопросам раннего выявления и лечения туберкулеза.

3. Реализация программы рассчитана на 2007-2011 годы.

3. Перечень мероприятий программы

Перечень мероприятий программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для реализации, представлен в Приложении к программе.

Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на совершенствование гигиенического обучения населения, расширение объема и повышение качества проведения обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, среди групп повышенного риска, на проведение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков, усиление работы, связанной с профилактическими обследованиями населения.

Предусматриваются разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами, внедрение в области системы эпидемического мониторинга туберкулезной инфекции, проведение научной работы по вопросам раннего выявления и лечения туберкулеза.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы лечебно-профилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, предусматривают совершенствование старых и внедрение новых методов, повышение объема и качества профилактики заболевания, его лечения и последующей реабилитации.

4. Обоснование ресурсного обеспечения программы

        Мероприятия программы реализуются за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007 - 201 1 годы", и областного бюджета.

тыс. рублей

Объем и источники финансирования программы

2007-2011 годы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Итого

430630

111252

60000

75378

90000

94000

Областной бюджет

200000

35000

34000

39000

44000

48000

Федеральный бюджет

230630

76252

26000

36378

46000

46000


Примерные объемы финансирования мероприятий на 2007-2011 годы составят 430630,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: 230630,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 200000,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

Объемы ассигнований из областного бюджета составят: на 2007 год - 35000,0 тыс. рублей, на 2008 год - 34000,0 тыс. рублей, на 2009 год - 39000,0 тыс. рублей, на 2010 год - 44000,0 тыс. рублей, на 2011 год - 48000,0 тыс. рублей. Результаты, планируемые к достижению в связи с реализацией программы, приведены в разделе 6 настоящей программы.

          (раздел 4 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 27.12.2007 № 216-ЗО)

   5. Механизм реализации программы, включающий в себя управление программой

Государственным заказчиком-координатором программы является Правительство Кировской области. Оно обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области по реализации программы.

Государственными заказчиками программы являются департамент здравоохранения Кировской области и департамент строительства и архитектуры Кировской области, которые реализуют ее мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

К участию в программе привлекаются органы исполнительной власти области, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательские, образовательные учреждения, общественные организации (по согласованию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»