Недействующий


ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе
"Сахарный диабет" на 2007-2011 годы

______________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области от 07.10.2008 № 294-ЗО
______________________________________________________

Принят Законодательным Собранием
Кировской области 23 ноября 2006 года

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Сахарный диабет" на 2007 -2011 годы. Прилагается.

Статья 2

Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин

г. Киров
29 ноября 2006 года
№ 53-ЗО


УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области
от 29.11.2006 № 53-ЗО


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Сахарный диабет" на 2007-2011 годы


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Сахарный
диабет" на 2007-2011 годы


Наименование программы

"Сахарный диабет"

Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего правового акта)

распоряжение Правительства области от 08.08.2006 № 247 "О концепции областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007-2011 годы"

Государственный заказчик -программы

департамент здравоохранения Кировской области

Основной разработчик программы

департамент здравоохранения Кировской области

Цель программы

снижение заболеваемости, инвалидизации населения области от сахарного диабета и его осложнений

Задачи программы

обеспечение больных сахарным диабетом лекарственными и диагностическими средствами, средствами введения инсулина и индивидуального контроля; оснащение современным оборудованием областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь; проведение мероприятий по профилактике сахарного диабета, обеспечение ведения областного Регистра больных сахарным диабетом; открытие и обеспечение работы "школ" по обучению лиц, больных сахарным диабетом, самостоятельному контролю содержания сахара в крови, применению сахароснижающих лекарственных средств и рациональному питанию; проведение научно-исследовательских работ в области эпидемиологии, профилактики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом; повышение квалификации работников учреждений здравоохранения, оказывающих: эндокринологическую помощь

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

уменьшение числа больных нефропатией; уменьшение числа больных ретинопатией, в том числе слепотой; уменьшение числа больных с ампутированными ногами; уменьшение частоты инвалидности по причине сахарного диабета

Сроки реализации программы

2007-2011 годы

Объемы и источники финансирования программы

всего - 229 388,0 тыс. рублей; в том числе планируется: из федерального бюджета - 87 000,0 тыс. рублей, из областного бюджета - 142 388,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

За период реализации программы планируется уменьшение количества лиц, больных сахарным диабетом, со следующими видами осложнений, возникших вследствие сахарного диабета: нефропатией - на 14%; ретинопатией - на 10%; ампутациями ног - на 15%; инвалидностью - на 2%

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

На сегодняшний день сахарный диабет является одним из наиболее распространенных эндокринных заболеваний, третьей по значимости проблемой в сфере здравоохранения, требующей решения. В Российской Федерации количество больных сахарным диабетом составляет 8 млн. человек.

Опасность сахарного диабета заключается в его раннем появлении и быстром прогрессировании сосудистых осложнений, являющихся основной причиной инвалидизации и летальности.

Особенно опасен сахарный диабет второго типа, распространенность которого составляет более 85 % от общего числа заболевших сахарным диабетом. При отсутствии своевременного и правильного лечения через 5 лет от начала заболевания наступает инвалидность или смерть.

С целью решения проблемы распространенности сахарного диабета на федеральном уровне приняты Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом", постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.96 № 647 "О мерах государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом" и от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

В 2002 - 2006 годах осуществлялась реализация утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 № 790 федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", включавшей подпрограмму "Сахарный диабет".

В 1999 - 2006 годах в Кировской области реализовалась областная целевая программа "Сахарный диабет", утвержденная постановлением Губернатора области от 14.07.1999 № 252.

Прирост первичной заболеваемости сахарным диабетом в области за 2005 год составил 8 % (по России в целом - 6 %). Из числа зарегистрированных больных сахарным диабетом 4976 человек по жизненным показаниям нуждаются в ежедневном, многократном (4-5 раз в сутки) введении инсулина, без которого на 1-2 день неминуемо наступает смерть. Однако, инсулины являются дорогостоящими лекарственными средствами, поэтому более 95% пациентов не имеют возможности самостоятельно приобретать их и другие необходимые сахароснижающие препараты.

Ежегодно в области умирает более тысячи больных сахарным диабетом, из них 58 % - от осложнений, возникающих вследствие этого заболевания. Из числа зарегистрированных больных сахарным диабетом 40 % пациентов признаны инвалидами, из них у 52,5 % инвалидность связана с сахарным диабетом и его осложнениями.

По данным областного Регистра больных сахарным диабетом, на 1 января 2006 года в области было зарегистрировано 26768 больных сахарным диабетом, в том числе 155 детей и 110 подростков, что превышает среднероссийские показатели. Фактически в Кировской области больных сахарным диабетом (в том числе со скрытыми, доклиническими стадиями болезни) в 3 - 5 раз больше.

В настоящее время в области сохраняются объективные условия, требующие обязательного решения проблемы сахарного диабета. К ним относятся:

прогрессивный рост количества больных сахарным диабетом;

дефицит кадров врачей-эндокринологов, врачей-диабетологов и специально обученного по диабетологии среднего медицинского персонала. Имеет место "текучесть кадров", что сказывается на качестве и своевременной доступности медицинской помощи больным сахарным диабетом. По данной причине в 2005 году не работали 3 из 8 "школ" по обучению лиц, больных сахарным диабетом, самостоятельному контролю содержания сахара в крови, применению сахароснижающих лекарственных средств и рациональному питанию;

низкая активность медицинских работников амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения по раннему выявлению,

диагностике, лечению, диспансеризации и реабилитации больных сахарным диабетом;

недостаточный охват "групп риска" по сахарному диабету среди населения области, что приводит к позднему выявлению заболевания, часто уже на стадии необратимых сосудистых осложнений. Выявление больных сахарным диабетом проводится по факту заболевания;

отсутствие у каждого больного сахарным диабетом средства индивидуального контроля, без которого невозможно эффективное лечение;

недостаточное обеспечение современным диагностическим оборудованием областных государственных учреждений здравоохранения.

Принятие программы будет способствовать дальнейшей реализации государственной политики, направленной на снижение уровня заболеваемости сахарным диабетом, его осложнениями, а также использованию эффективных методов профилактики сахарного диабета, раннему выявлению, лечению больных, сокращению уровня инвалидизации.

2. Цель, задачи и сроки реализации программы

1. Целью программы является снижение заболеваемости, инвалидизации населения области от сахарного диабета и его осложнений.

2. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

обеспечение больных сахарным диабетом лекарственными ч диагностическими средствами, средствами введения инсулина и индивидуального контроля;

оснащение современным оборудованием областных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь;

проведение мероприятий по профилактике сахарного диабета, обеспечение ведения областного Регистра больных сахарным диабетом;

открытие и обеспечение работы "школ" по обучению лиц, больных сахарным диабетом, самостоятельному контролю содержания сахара в крови, применению сахароснижающих лекарственных средств и рациональному питанию;

проведение научно-исследовательских работ в области эпидемиологии, профилактики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом;

повышение квалификации работников учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь.

3. Реализация программы рассчитана на 2007-2011 годы.

3. Перечень мероприятий программы

Перечень мероприятий программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для реализации, представлен в приложении к программе.

Предусматриваются разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений препаратами, внедрение в области системы эпидемического мониторинга заболеваемости и распространенности сахарного диабета и его осложнений, проведение научно-исследовательских работ в области эпидемиологии, профилактики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом, повышение квалификации работников учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь.

4. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Мероприятия программы реализуются за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007 -2011 годы", и областного бюджета.

Объем и источники финансирования программы

2007-2011 годы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Общий объем финансирования программы - всего

229388,0

39236,0

37036,0

47064,0

50925,0

55127,0

в том числе: из федерального бюджета

87000,0

15 000,0

15 000,0

17000,0

19000,0

21000,0

из областного бюджета

142388,0

24236,0

22 036,0

30064,0

31925,0

34127,0


Сумма на обеспечение лекарственными средствами (инсулинами и таблетированными сахароснижающими препаратами), средствами индивидуального контроля и введения инсулинов, а также на обеспечение диагностическим оборудованием рассчитывается исходя из потребности (по отчетным статистическим данным областного Регистра больных сахарным диабетом) и их стоимости с учетом инфляции.

5. Механизм реализации программы, включающей в себя механизм управления программой

Государственным заказчиком программы является департамент здравоохранения Кировской области, который реализует ее мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

К участию в программе привлекаются органы исполнительной власти области, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательские, образовательные учреждения, общественные организации (по согласованию).

Департамент здравоохранения Кировской области заключает государственные контракты (договоры) на поставку медикаментов и медицинского оборудования, на выполнение работ, услуг с поставщиками (исполнителями), определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Управление реализацией программы осуществляется департаментом здравоохранения Кировской области.

Департамент здравоохранения Кировской области ежегодно в установленном порядке оформляет бюджетные заявки на участие области в соответствующей федеральной целевой программе и на финансирование областной целевой программы из областного бюджета.

Департамент здравоохранения Кировской области в установленном порядке направляет информацию о ходе выполнения программы, эффективности использования финансовых средств в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, департамент финансов Кировской области, департамент экономического развития при Правительстве Кировской области.

Программа прекращает свое действие по истечении срока ее действия. Она может быть продлена, приостановлена, изменена законом области.

Контроль за ходом реализации программы осуществляют Законодательное Собрание Кировской области, Контрольно-счетная палата Кировской области, Правительство Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области в установленном порядке.

6. Оценка социально-экономической эффективности программы

Экономическая эффективность программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь. При минимально необходимом уровне финансирования возможно снижение уровня заболеваемости сахарным диабетом и числа острых и хронических осложнений сахарного диабета, что будет способствовать экономии средств, затраченных на лечение и выплату единовременных пособий по временной

нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, предоставление мер социальной поддержки.

Социальная эффективность программы представлена в таблице.

Показатели эффективности
реализации программы

Число лиц, больных сахарным диабетом с различными видами осложнений, зарегистри- рованных в области на 01.01.2006 (исходный уровень)

Планируемые показатели за период реализации программы (от исходного уровня)

Планируемое число лиц, больных сахарным диабетом с различными видами осложнений, по годам (человек)







2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Уменьшение числа больных нефропатией

1728 человек

на 14%

1678

1628

1578

1528

1478

Уменьшение числа больных ретинопатией, в том числе слепотой

5226 человек с ретинопатией, в том числе 111 человек со слепотой

на 10%

5118

5010

4902

4794

4686

Уменьшение числа больных с ампутированными ногами

2884 человека с "диабетической стопой"

на 15%

2798

2712

2626

2540

2454

Уменьшение числа инвалидности по причине сахарного диабета

9217 человек

на 2 %

9181

9145

9109

9073

9037

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»