ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 года N 417-ПП/14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2016 годы
{утратило силу в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 27.01.2014 N 30-ПП}
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области
от 09.11.2010 N 504-ПП,
от 30.05.2011 N 270-ПП,
от 30.09.2011 N 486-ПП,
от 22.12.2011 N 681-ПП,
от 16.03.2012 N 85-ПП,
от 28.05.2012 N 233-ПП,
от 01.10.2012 N 475-ПП,
от 19.11.2012 N 583-ПП,
от 05.03.2013 N 86-ПП,
от 26.04.2013 N 233-ПП,
от 16.12.2013 N 733-ПП}
В соответствии с федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Мурманской области от 07.10.2008 N 1006-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в сфере обращения с отходами производства и потребления", постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации", во исполнение пп. 3, 4, 12 Комплекса мер по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду арктической зоны Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 N 965-р, а также в целях реализации первоочередных мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды Мурманской области" на 2011-2016 годы (далее - Программа).
{пункт в редакции постановления Правительства Мурманской области от 01.10.2012 N 475-ПП}
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать и принять муниципальные программы в области охраны окружающей среды, в том числе обращения с отходами.
3. Министерству финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) производить финансирование мероприятий Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете.
4. Признать утратившими силу с 1 января 2011 года постановления Правительства Мурманской области:
- от 24.10.2008 N 506-ПП/20 "О долгосрочной целевой программе "Отходы" на 2009-2013 годы";
- от 23.06.2009 N 262-ПП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Отходы" на 2009 - 2013 годы";
- от 20.01.2010 N 16-ПП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Отходы" на 2009-2013 годы и Правила предоставления в 2009-2010 годах субсидий из областного бюджета на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере обращения с отходами".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Тигунова О.Л.
Губернатор | Д. Дмитриенко |
"Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды Мурманской области" на 2011-2016 годы
г. Мурманск
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Мурманской области |
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий |
Государственный заказчик - координатор Программы | Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области |
Государственные заказчики Программы | [ ] Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области |
Цель Программы | предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий |
Задачи Программы | [ ] совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ; |
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2016 годы | |
Краткая характеристика программных мероприятий | Мероприятия Программы предусматривают: | |
Объемы и источники финансирования Программы (всего, в том числе по годам реализации, тыс. рублей) | [ ] всего, в т.ч.: | 2011-2016 гг. - 1 0 37 465,2 8 |
[ ] областной бюджет | 2011-2016 гг. - 243 8 32, 12 | |
[ ] бюджеты муниципальных образований | 2011-2016 гг. - 92 883,16 | |
[ ] внебюджетные средства | 2011-2016 гг. - 700 750 ,00 | |
Ожидаемые конечные | [ ] улучшение экологической ситуации в регионе, увеличение доли предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий до 1,85 %; | |
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://priroda.gov-murman.ru/04.dcp/index.html |
Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.
С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.
Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.
Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.
С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10 %.
Сегодня количество образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области, по экспертным оценкам, составляет до 800 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Существующих санкционированных свалок - 17, несанкционированных мест размещения отходов (свалок) – более 320.
Санкционированные свалки эксплуатируются неудовлетворительно, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.
Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне неизбежно приведет к дальнейшему росту объемов отходов и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.
Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:
- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;
- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;
- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;
- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
- организации селективного сбора отходов;
- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;
- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;
- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;
- соблюдения принципа "загрязнитель платит";
- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;
- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;
- совершенствования тарифной политики.
Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.
Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее, не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики.
Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии страны. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны окружающей среды, так и на уровне предприятий и организаций - природопользователей, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей стратегии развития.
Сегодня разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач обеспечения экологической безопасности. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговую систему, применение различных инструментов экологической политики, среди которых основным и действенным методом государственного регулирования и стратегического управления остается программно-целевой метод.
Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере обращения с отходами стала долгосрочная целевая программа "Отходы" на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 24.10.2008 N 506-ПП/20, реализация которой осуществлялась в течение 2009-2010 годов.
Для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшения ее состояния, обеспечения экологической безопасности проживающего на территории Мурманской области населения разработана настоящая Программа.
Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области.
Наименование показателя | Значение показателя (индикатора) | Источник | Степень | ||||||
2010 | Годы реализации Программы | ||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||||
Цель Программы - предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий | 100 | ||||||||
доля предотвращенного экологи-ческого ущерба в результате реали-зации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % | 1,24 | 1,6 | 1,65 | 1,7 | 1,75 | 1,8 | 1,85 | госстат-наблюдение, ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | |
Задача 1 Программы. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ | |||||||||
доля разработанных и рассмотренных документов в области охраны окружающей среды от запланированных к разработке и рассмотрению в 2011-2016 годах, % | - | 90 | 90 | 90 | 100 | 100 | 100 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 5 |
Задача 2 Программы. Государственный мониторинг окружающей среды | |||||||||
доля населения Мурманской области, проживающего на территориях, охваченных государственным мониторингом окружающей среды, % | 71,2 | 71,2 | 80,1 | 81,4 | 81,4 | 81,4 | 81,4 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 |
уровень формирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, % | 35,3 | 41,2 | 52,9 | 59,5 | 70,3 | 81,1 | 89,2 | ведомственный мониторинг | 10 |
доля выполненных мероприятий по мониторингу атмосферного воздуха от запланированных в 2011-2016 годах, % | - | 9,5 | 28,6 | 57,1 | 71,4 | 85,7 | 100,0 | ведомственный мониторинг | 10 |
Задача 3 Программы. Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области | |||||||||
доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, % | 2,81 | 3,99 | 3,99 | 4,00 | 6,24 | 6,31 | 6,52 | госстат-наблюдение, постановления Правительства МО | 10 |
Задача 4 Программы. Развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения | |||||||||
доля населения области, охваченного информационно-воспитательными мероприятиями экологической направленности, % | 3,1 | 2,4 | 2,67 | 4,97 | 2,75 | 2,82 | 2,89 | госстат- наблюдение, ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 5 |
Задача 5 Программы. Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на природную среду | |||||||||
доля ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба на территории Мурманской области, % | - | 8,6 | 11,4 | 13,8 | 16,6 | 20,4 | 24,4 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 |
уровень обеспеченности системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов на территориях муниципальных образований Мурманской области, % | 79,6 | 82,7 | 84,6 | 85,6 | 85,6 | 85,6 | 85,6 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 |
доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, % | 29,2 | 29,6 | 30,0 | 30,4 | 30,8 | 32,2 | 32,6 | госстат-наблюдение, данные Управления Росприрод-надзора по Мурманской области | 10 |
число разработанных проектов на строительство объектов в сфере обращения с отходами, ед. | - | - | - | 5 | 6 | - | - | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 20 |