Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2012 года № 85-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП

____________________________________________________________________


В целях реализации мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области постановляет:

внести изменения в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 22.12.2011 № 681-ПП), и изложить ее в новой редакции (прилагается).


Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко



Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 16.03.2012 № 85-ПП.

«Долгосрочная целевая программа
«Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы



г. Мурманск
2012 год

Паспорт

Наименование программы

- долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 403-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы»

Государственные заказчики

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (в части пункта 5.2.2 Разработка проектов на строительство и строительство производств по использованию и обезвреживанию отходов, объектов размещения отходов или их отдельных элементов на территориях муниципальных образований (в т.ч. субсидии муниципальным образованиям) направления 5.2 Организация и обеспечение функционирования системы обращения с отходами в Мурманской области Перечня программных мероприятий)

Государственный заказчик - координатор

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Основной разработчик

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Цели и задачи Программы

Цель - обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды.

Задачи:

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ;

- государственный мониторинг состояния окружающей  среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба, нанесенного в том числе отходами производства и потребления;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью, в том числе отходами производства и потребления;

- развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

1,6

1,65

1,7

- доля разработанных и рассмотренных документов в области охраны окружающей среды от запланированных к разработке и рассмотрению в 2011-2013 годах, %

90

90

100

- уровень формирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, %

41,2

50,0

55,9

- доля населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, %

39,8

47,3

51,5

- доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, %

4,0

6,4

7,1

- доля рекультивированных земель в общей площади Мурманской области, %

0

0

0,0001

- доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

29,6

30,0

30,4

- доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области, %

2,4

2,5

2,6

Сроки реализации Программы

- 2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- областной бюджет, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 117 277,90

2011 г. - 26 210,00

2012 г. - 43 902,00

2013 г. - 47 165,90

- бюджеты муниципальных образований, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 202 004,29

2011 г. - 9 744,70

2012 г. - 35 168,34

2013 г. - 157 091,25

- внебюджетные средства, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 1 250 750,00

2011 г. - 250,00

2012 г. - 625 250,00

2013 г. - 625 250,00

в том числе средства областного бюджета по государственным заказчикам:

Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

2011-2013 гг. - 97 377,90

2011 г. - 26 210,00

2012 г. - 34 002,00

2013 г. - 37 165,90

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

2011-2013 гг. - 19 900,00

2011 г. - 0,00

2012 г. - 9 900,00

2013 г. - 10 000,00

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- улучшение экологической ситуации в регионе, увеличение доли предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий до 1,7%;

- увеличение доли населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, до 51,5%;

- увеличение доли площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, до 7,1%;

- возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками, 0,0001% в общей площади Мурманской области;

- увеличение удельного веса использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 30,4%;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- увеличение доли населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, до 2,6%

Адрес размещения Программы в сети «Интернет»

http://nature.gov-murman.ru/ecology/programs/

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.

С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Не менее опасными являлись  загрязнения рек, озер, водохранилищ и прибрежной части морей. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.

Сегодня Мурманская область располагает уникальной базой разнообразных природных ресурсов, использование которых служит фундаментом экономики региона. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий страны.

Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.

Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.

Величина сброса загрязненных сточных вод в Мурманской области в последние годы также уменьшается.

Однако поверхностные водные объекты по-прежнему загрязняются предприятиями. В зоне влияния горнодобывающих и металлургических производств в поверхностных водоемах периодически наблюдается высокое и экстремально высокое содержание металлов, фторидов, сульфатов, соединений азота и других элементов. Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает опасения техническое состояние коммунальных систем водоснабжения и водоподготовки. На территории области расположены гражданские и военные объекты атомной энергетики, хранилища радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

При этом для централизованного водоснабжения населения используется 51 поверхностный и только 13 подземных источников.

С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10 %.

Сегодня количество только образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области составляет около 400 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в области нет. Так называемых санкционированных свалок - 19, несанкционированных мест размещения отходов - более 40. Свалки занимают огромные площади вблизи городов и поселков, представляют собой неприглядное зрелище и служат источниками загрязнения природных сред.

Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о морфологическом составе ТБО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10

       

Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне, непринятие мер по ее улучшению в ближайшем будущем неизбежно приведут к дальнейшему росту объемов отходов, вывозимых на существующие и стихийно образовываемые свалки в области, и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:

- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;

- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;

- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;

- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;

- организации селективного сбора отходов;

- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;

- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;

- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;

- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;

- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;

- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;

- совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.

Реализуемые в рамках Программы мероприятия направлены на создание наиболее прогрессивной модели управления отходами в Мурманской области и базируются на следующих принципах:

- количество отходов и их ресурсный потенциал учитываются во взаимосвязи с экономикой и экологией;

- все элементы управляемой системы (сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение) рассматриваются во взаимосвязи;

- централизованное управление потоками отходов на уровне муниципальных образований;

- проблема отходов решается поэтапно, с учетом актуальности и приоритетности поставленных задач;

- создание основ рыночной экономики в системе санитарной очистки как подотрасли ЖКХ;

- повышение ответственности муниципальных образований и населения за качество среды обитания (сокращение потока отходов на захоронение, обоснованное формирование тарифа);

- повышение эффективности экономической политики в части создания технологических объектов для рациональной сортировки и переработки отходов.

Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее, не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики.

Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне предприятий и организаций - природопользователей, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей стратегии развития.

Глобальному характеру экологических проблем нашего региона уделено большое внимание в ряде основополагающих документов, наметивших цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, проекте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»