ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2012 года № 85-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП
____________________________________________________________________
В целях реализации мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 22.12.2011 № 681-ПП), и изложить ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 16.03.2012 № 85-ПП.
«Долгосрочная целевая программа
«Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы
г. Мурманск
2012 год
Паспорт
Наименование программы | - долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Программа) | ||||
Дата принятия решения о разработке Программы | |||||
Государственные заказчики | - Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (в части пункта 5.2.2 Разработка проектов на строительство и строительство производств по использованию и обезвреживанию отходов, объектов размещения отходов или их отдельных элементов на территориях муниципальных образований (в т.ч. субсидии муниципальным образованиям) направления 5.2 Организация и обеспечение функционирования системы обращения с отходами в Мурманской области Перечня программных мероприятий) | ||||
Государственный заказчик - координатор | - Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области | ||||
Основной разработчик | - Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области | ||||
Цели и задачи Программы | Цель - обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды. Задачи: - совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ; - государственный мониторинг состояния окружающей среды; - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий; - установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба, нанесенного в том числе отходами производства и потребления; - минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью, в том числе отходами производства и потребления; - развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения | ||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % | 1,6 | 1,65 | 1,7 | ||
- доля разработанных и рассмотренных документов в области охраны окружающей среды от запланированных к разработке и рассмотрению в 2011-2013 годах, % | 90 | 90 | 100 | ||
- уровень формирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, % | 41,2 | 50,0 | 55,9 | ||
- доля населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, % | 39,8 | 47,3 | 51,5 | ||
- доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, % | 4,0 | 6,4 | 7,1 | ||
- доля рекультивированных земель в общей площади Мурманской области, % | 0 | 0 | 0,0001 | ||
- доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, % | 29,6 | 30,0 | 30,4 | ||
- доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области, % | 2,4 | 2,5 | 2,6 | ||
Сроки реализации Программы | - 2011-2013 годы | ||||
Объемы и источники финансирования Программы | - областной бюджет, тыс. руб. | 2011-2013 гг. - 117 277,90 | |||
- бюджеты муниципальных образований, тыс. руб. | 2011-2013 гг. - 202 004,29 | ||||
- внебюджетные средства, тыс. руб. | 2011-2013 гг. - 1 250 750,00 | ||||
в том числе средства областного бюджета по государственным заказчикам: | |||||
Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области | 2011-2013 гг. - 97 377,90 | ||||
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области | 2011-2013 гг. - 19 900,00 | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - улучшение экологической ситуации в регионе, увеличение доли предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий до 1,7%; - увеличение доли населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, до 51,5%; - увеличение доли площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, до 7,1%; - возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками, 0,0001% в общей площади Мурманской области; - увеличение удельного веса использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 30,4%; - закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям; - увеличение доли населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, до 2,6% | ||||
Адрес размещения Программы в сети «Интернет» | http://nature.gov-murman.ru/ecology/programs/ |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.
С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Не менее опасными являлись загрязнения рек, озер, водохранилищ и прибрежной части морей. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.
Сегодня Мурманская область располагает уникальной базой разнообразных природных ресурсов, использование которых служит фундаментом экономики региона. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий страны.
Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.
Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.
Величина сброса загрязненных сточных вод в Мурманской области в последние годы также уменьшается.
Однако поверхностные водные объекты по-прежнему загрязняются предприятиями. В зоне влияния горнодобывающих и металлургических производств в поверхностных водоемах периодически наблюдается высокое и экстремально высокое содержание металлов, фторидов, сульфатов, соединений азота и других элементов. Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает опасения техническое состояние коммунальных систем водоснабжения и водоподготовки. На территории области расположены гражданские и военные объекты атомной энергетики, хранилища радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).
При этом для централизованного водоснабжения населения используется 51 поверхностный и только 13 подземных источников.
С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10 %.
Сегодня количество только образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области составляет около 400 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в области нет. Так называемых санкционированных свалок - 19, несанкционированных мест размещения отходов - более 40. Свалки занимают огромные площади вблизи городов и поселков, представляют собой неприглядное зрелище и служат источниками загрязнения природных сред.
Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.
Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о морфологическом составе ТБО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компонентный состав | Состав, % |
Бумага, картон | 20-40 |
Металлы | 2-10 |
Пищевые отходы | 25-40 |
Пластмасса | 3-8 |
Текстиль | 4-6 |
Стекло | 4-10 |
Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне, непринятие мер по ее улучшению в ближайшем будущем неизбежно приведут к дальнейшему росту объемов отходов, вывозимых на существующие и стихийно образовываемые свалки в области, и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.
Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:
- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;
- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;
- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;
- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
- организации селективного сбора отходов;
- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;
- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;
- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;
- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;
- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;
- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;
- совершенствования тарифной политики.
Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.
Реализуемые в рамках Программы мероприятия направлены на создание наиболее прогрессивной модели управления отходами в Мурманской области и базируются на следующих принципах:
- количество отходов и их ресурсный потенциал учитываются во взаимосвязи с экономикой и экологией;
- все элементы управляемой системы (сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение) рассматриваются во взаимосвязи;
- централизованное управление потоками отходов на уровне муниципальных образований;
- проблема отходов решается поэтапно, с учетом актуальности и приоритетности поставленных задач;
- создание основ рыночной экономики в системе санитарной очистки как подотрасли ЖКХ;
- повышение ответственности муниципальных образований и населения за качество среды обитания (сокращение потока отходов на захоронение, обоснованное формирование тарифа);
- повышение эффективности экономической политики в части создания технологических объектов для рациональной сортировки и переработки отходов.
Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее, не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики.
Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне предприятий и организаций - природопользователей, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей стратегии развития.
Глобальному характеру экологических проблем нашего региона уделено большое внимание в ряде основополагающих документов, наметивших цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, проекте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.