Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2011 года № 486-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП
____________________________________________________________________


В целях реализации первоочередных мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области  постановляет:  


1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30.05.2011 № 270-ПП), и изложить ее в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:


- постановление Правительства Мурманской области от 17.02.2011 № 68-ПП «Об утверждении правил предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды»;


- пункт 2 постановления Правительства Мурманской области от 30.05.2011 № 270-ПП «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы и Правила предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды».


Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко





Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 30.09.2011 № 486-ПП

«Долгосрочная целевая программа
«Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы



г. Мурманск
2011 год

Паспорт

Наименование программы

- долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 403-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы»

Государственные заказчики

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (в части пункта 5.2.2 Разработка проектов на строительство и строительство производств по использованию и обезвреживанию отходов, объектов размещения отходов или их отдельных элементов на территориях муниципальных образований (в т.ч. субсидии муниципальным образованиям) направления 5.2 Организация и обеспечение функционирования системы обращения с отходами в Мурманской области Перечня программных мероприятий)

Государственный заказчик - координатор

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Основной разработчик

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Цели и задачи Программы

Цель - обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды.

Задачи:

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ;

- государственный мониторинг состояния окружающей  среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба, нанесенного в том числе отходами производства и потребления;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью, в том числе отходами производства и потребления;

- развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

-     доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

1,6

1,65

1,7

-     доля разработанных и рассмотренных документов в области охраны окружающей среды от запланированных к разработке и рассмотрению в 2011-2013 годах, %

46,2

76,9

100

-     уровень формирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, %

41,2

50,0

55,9

-     доля населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, %

39,8

47,3

51,5

-     доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, %

4,0

6,4

7,1

-     доля рекультивированных земель в общей площади Мурманской области, %

0

0

0,0001

-     доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

29,6

30,0

30,4

-     доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области, %

2,4

2,5

2,6

Сроки реализации Программы

-     2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- областной бюджет,  тыс. руб.

2011-2013 гг. - 117 277,90
         2011 г.  - 26 210,00
         2012 г.  - 43 902,00
         2013 г.  - 47 165,90

- бюджеты муниципальных образований, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 192 790,37
         2011 г.  -  8 289,87
         2012 г.  - 30 985,25
         2013 г.  - 153 515,25

- внебюджетные средства, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 1 250 750,00
         2011 г.  - 250,00
         2012 г.  - 625 250,00
         2013 г.  - 625 250,00

в том числе средства областного бюджета
по государственным заказчикам:

Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

2011-2013 гг. - 97 377,90
         2011 г.  - 26 210,00
         2012 г.  - 34 002,00
         2013 г.  - 37 165,90

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

2011-2013 гг. - 19 900,00
         2011 г.   -  0,00
         2012 г.   - 9 900,00
         2013 г.   - 10 000,00

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- улучшение экологической ситуации в регионе, увеличение доли предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий до 1,7%;

- увеличение доли населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, до 51,5%;

- увеличение доли площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, до 7,1%;

- возврат в хозяйственный оборот  ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками, 0,0001% в общей площади Мурманской области;

- увеличение удельного веса использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 30,4%;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- увеличение доли  населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также  обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, до 2,6%

Адрес размещения Программы в сети «Интернет»

http://nature.gov-murman.ru/ecology/programs/

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.

С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Не менее опасными являлись  загрязнения рек, озер, водохранилищ и прибрежной части морей. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.

Сегодня Мурманская область располагает уникальной базой разнообразных природных ресурсов, использование которых служит фундаментом экономики региона. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий страны.

Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.

Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.

Величина сброса загрязненных сточных вод в Мурманской области в последние годы также уменьшается.

Однако поверхностные водные объекты по-прежнему загрязняются предприятиями. В зоне влияния горнодобывающих и металлургических производств в поверхностных водоемах периодически наблюдается высокое и экстремально высокое содержание металлов, фторидов, сульфатов, соединений азота и других элементов. Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает опасения техническое состояние коммунальных систем водоснабжения и водоподготовки. На территории области расположены гражданские и военные объекты атомной энергетики, хранилища радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

При этом для централизованного водоснабжения населения используется 51 поверхностный и только 13 подземных источников.

С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10 %.

Сегодня количество только образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области составляет около 400 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в области нет. Так называемых санкционированных свалок - 19, несанкционированных мест размещения отходов - более 40. Свалки занимают огромные площади вблизи городов и поселков, представляют собой неприглядное зрелище и служат источниками загрязнения природных сред.

Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о морфологическом составе ТБО представлены в таблице 1.


Таблица 1

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10


Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне, непринятие мер по ее улучшению в ближайшем будущем неизбежно приведут к дальнейшему росту объемов отходов, вывозимых на существующие и стихийно образовываемые свалки в области, и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:


- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;


- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;


- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;


- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;


- организации селективного сбора отходов;


- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;


- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;


- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;


- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;


- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;


- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;


- совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»