ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 года№ 233-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2016 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП
____________________________________________________________________
В целях реализации мероприятий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2016 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 05.03.2013 № 86-ПП) (далее - Программа), и изложить ее в новой редакции (прилагается).
2. Заменить с 1 июня 2013 года по всему тексту Программы слова «Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области» словами «Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области», слова «КПРЭиП Мурманской области» словами «МПР Мурманской области» в соответствующих падежах.
Врио Губернатора Мурманской области
А. Тюкавин
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 26.04.2013 № 233-ПП
«Долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области»
на 2011-2016 годы
г. Мурманск
2013 год
Паспорт долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2016 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 403-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы» | ||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий | ||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области | ||||
Государственные заказчики Программы | - Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области (далее - КПРЭиП МО); - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (далее - Минстрой МО) | ||||
Цель Программы | предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий | ||||
Задачи Программы | - совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ; - государственный мониторинг окружающей среды; - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий; - развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения; - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на природную среду | ||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2016 годы | ||||
Краткая характеристика программных мероприятий | Мероприятия Программы предусматривают: | ||||
Объемы и источники финансирования Программы (всего, в том числе по годам реализации, тыс. рублей) | - всего, в т.ч.: | 2011-2016 гг. - 1 605 294,37 | |||
- областной бюджет | 2011-2016 гг. - 261 161,24 | ||||
2011 г. - 19 765,38 | |||||
2012 г. - 41 407,50 | |||||
2013 г. - 48 073,15 | |||||
2014 г. - 44 707,17 | |||||
2015 г. - 48 012,79 | |||||
2016 г. - 59 195,25 | |||||
- бюджеты муниципальных образований | 2011-2016 гг.- 93 383,13 2012 г.- 21291,79 2013 г. - 23 166,25 2014 г. - 12 830,00 | ||||
| - внебюджетные средства | 2011-2016 гг. - 1 250 750,00 2012 г. - 250,00 2013 г. - 250,00 2015 г. - 625 000,00 2016 г. - 0,00 | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | - улучшение экологической ситуации в регионе, увеличение доли предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий до 1,85%; - увеличение доли населения Мурманской области, проживающего на территориях, охваченных государственным мониторингом окружающей среды, до 81,4%; - определение источников негативного воздействия на окружающую среду (источников появления черного налета (сажи, пыли) в г. Мурманске, формальдегида в г. Мончегорске); - увеличение доли площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, до 6,52%; - увеличение доли населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, до 2,89%; - издание в 2014 году Красной книги Мурманской области; - возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками; - закрытие некоторых действующих санкционированных свалок, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям; - увеличение удельного веса использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 32,6% | ||||
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://priroda.gov-murman.ru/04.dcp/index.html |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.
С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.
Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.
Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.
С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10%.
Сегодня количество образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области, по экспертным оценкам, составляет до 800 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Существующих санкционированных свалок - 17, несанкционированных мест размещения отходов (свалок) - более 320.
Санкционированные свалки эксплуатируются неудовлетворительно, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.
Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне неизбежно приведет к дальнейшему росту объемов отходов и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.
Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:
- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;
- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;
- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;
- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
- организации селективного сбора отходов;
- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;
- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;
- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;
- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;
- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;
- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;
- совершенствования тарифной политики.
Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.
Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее, не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики.
Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии страны. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны окружающей среды, так и на уровне предприятий и организаций - природопользователей, которые
берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей стратегии развития.
Сегодня разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач обеспечения экологической безопасности. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговую систему, применение различных инструментов экологической политики, среди которых основным и действенным методом государственного регулирования и стратегического управления остается программно-целевой метод.
Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере обращения с отходами стала долгосрочная целевая программа «Отходы» на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 24.10.2008 № 506-ПП/20, реализация которой осуществлялась в течение 2009-2010 годов.
Для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшения ее состояния, обеспечения экологической безопасности проживающего на территории Мурманской области населения разработана настоящая Программа.
Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Наименование показателя | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%) | ||||||||||
2010 год | Годы реализации Программы | ||||||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||||||||
Цель Программы - предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий | 100 | ||||||||||||
- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % | 1,24 | 1,6 | 1,65 | 1,7 | 1,75 | 1,8 | 1,85 | госстатнаблюдение, ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | |||||
Задача 1 Программы. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ | |||||||||||||
- доля разработанных и рассмотренных документов в области охраны окружающей среды от запланированных к разработке и рассмотрению в 2011 -2016 годах, % | - | 90 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 5 | ||||
Задача 2 Программы. Государственный мониторинг окружающей среды | |||||||||||||
- доля населения Мурманской области, проживающего на территориях, охваченных государственным мониторингом окружающей среды, % | 71,2 | 71,2 | 80,1 | 81,4 | 81,4 | 81,4 | 81,4 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 | ||||
- уровень формирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, % | 35,3 | 41,2 | 52,9 | 59,5 | 70,3 | 81,1 | 89,2 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 | ||||
- доля выполненных мероприятий по мониторингу атмосферного воздуха от запланированных в 2011- 2016 годах, % | - | 9,5 | 28,6 | 57,1 | 71,4 | 85,7 | 100,0 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 | ||||
Задача 3 Программы. Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области | |||||||||||||
- доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, % | 2,81 | 3,99 | 3,99 | 4,00 | 6,24 | 6,31 | 6,52 | госстатнаблюдение, постановления Правительства МО | 10 | ||||
Задача 4 Программы. Развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения | |||||||||||||
- доля населения области, охваченного информационно- воспитательными мероприятиями экологической направленности, % | 3,1 | 2,4 | 2,67 | 4,91 | 2,75 | 2,82 | 2,89 | госстат- наблюдение, ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 5 | ||||
Задача 5 Программы. Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на природную среду | |||||||||||||
- доля ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба на территории Мурманской области, % | - | 8,6 | 11,4 | 13,8 | 16,6 | 20,4 | 24,4 | ведомственный мониторинг КПРЭиП МО | 10 | ||||
- уровень обеспеченности системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов на территориях муниципальных образований Мурманской области, % | 79,6 | 82,7 | 84,6 | 85,6 | 85,6 | 85,6 | 85,6 | ведомственный | 10 | ||||
- доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, % | 29,2 | 29,6 | 30,0 | 30,4 | 30,8 | 32,2 | 32,6 | госстатнаблюдение, данные Управления Росприроднадзора по Мурманской области | 10 | ||||
- число разработанных проектов на строительство объектов в сфере обращения с отходами, ед. | - | - | - | 5 | 6 | - | - | ведомственный мониторинг | 20 |