Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 года № 506-ПП/20

О региональной целевой программе "Отходы" на 2009-2013 годы

(с изменениями на 21 декабря 2010 года)


_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 14.09.2010 № 417-ПП/14
______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

постановлением Правительства Мурманской области от 23 июня 2009 года № 262-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 20 января 2010 года № 16-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 593-ПП (утратило силу с 17.08.2011 на основании постановления Правительства Мурманской области от 03.08.2011 № 382-ПП)

_____________________________________________________________________________  

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Мурманской области от 07.10.2008 № 1006-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в сфере обращения с отходами производства и потребления", постановлением Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП/3 "О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области", а также в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления Правительство Мурманской области постановляет:

Утвердить прилагаемые региональную целевую программу Мурманской области "Отходы" на 2009-2013 годы (далее - Программа) и правила предоставления и расходования в 2009 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение мероприятий региональной целевой программы "Отходы" на 2009-2013 годы (далее - Правила).

Заменить с 1 января 2009 года в наименовании и по тексту Программы и Правил слова "региональная целевая программа" словами "долгосрочная целевая программа" в соответствующих падежах.

Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации соответствующих мероприятий Программы.

Контроль за исполнением настоящей Программы оставляю за собой.

 

Первый заместитель Губернатора Мурманской области
А. Макаров


 Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 24.10.2008 № 506-ПП/20
(в редакции постановления Правительства
Мурманской области от 21.12.2010 № 593-ПП)

Долгосрочная целевая программа «Отходы» на 2009-2013 годы

 


г. Мурманск
2010 год

ПАСПОРТ

Наименование программы

- «Отходы» на 2009-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП/3 «О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области»

Государственные заказчики

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области;

 - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (объекты капитального строительства по направлению 8. Строительство на территории Мурманской области полигонов для размещения отходов)

Государственный заказчик - координатор

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области

Основные разработчики

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области

Цели и задачи Программы:

Цель Программы - снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления

Задачи Программы:

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области обращения с отходами;

- разработка и реализация экономических механизмов стимулирования деятельности в области обращения с отходами, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Мурманской области;

- осуществление комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области;

- создание и обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Мурманской области, формирование производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья, разработка инвестиционных проектов в данной сфере;

- реализация пилотных проектов по внедрению современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области;

- осуществление мероприятий по воспитанию экологической культуры у населения;

- строительство полигонов для размещения отходов, оборудованных с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил;

- рекультивация отслуживших свой срок полигонов и ликвидация несанкционированных свалок

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Целевые показатели (индикаторы) реализации  I этапа Программы (2009-2010 годы):

Наименование показателя

2009 г. (план)

2010 г. (план)

- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, %

29

29,5

- доля отходов, размещаемых на свалках, полигонах, в общем объеме образованных отходов, %

71

70,5


Целевые показатели (индикаторы) реализации II этапа Программы (2011-2013 годы):

Наименование показателя

2011 год (план)

2012 год (план)

2013 год (план)

- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, %

29,8

30

30,2

- доля отходов, используемых в качестве вторичного сырья, в общем объеме образованных отходов, %

3

5

7

- доля отходов, размещаемых на свалках, полигонах, в общем объеме образованных отходов, %

70,2

70

69,8

- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

1,6

1,7

1,7

- доля населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами, к общему числу населения области, %

3,9

4,3

4,6


Сроки и этапы реализации Программы

     
     2009-2013 годы

     Программа реализуется в два этапа:

     I этап - 2009-2010 годы;

     II этап - 2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования:

1. Областной бюджет, тыс. руб.

2009 г. - 14 400,0

2010 г. - 25 692,75

2011 г. - 40 296,0

2012 г. - 43 076,4

2013 г. - 441 577,6

2.  Бюджеты муниципальных образований, тыс. руб.

2009 г. - 30 360,0

2010 г. - 53 895,0

2011 г. - 107 915,0

2012 г. - 67 845,0

2013 г. - 69 095,0

3.  Привлеченные средства,  тыс. руб.

2009 г. - 870,0

2010 г. - 1 600,0

2011 г. - 443 400,0

2012 г. - 502 850,0

2013 г. - 737 950,0

в том числе средства областного бюджета по государственным заказчикам:

Комитет природопользования и экологии Мурманской области

2009 г. - 14 400,0

2010 г. - 25 692,75

2011 г. - 35 296,0

2012 г. - 38 076,4

2013 г. - 225 577,6

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

2011 г. - 5 000,0

2012 г. - 5 000,0

2013 г. - 216 000,0


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

 Результаты реализации программных мероприятий должны обеспечить:

на I этапе выполнения Программы (2009-2010 годы):

- создание нормативно-правовой, методической и технологической базы для реализации на территории Мурманской области единой государственной политики в области обращения с отходами;

- разработку и обеспечение реализации механизмов экономического стимулирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, направленную на уменьшение образования отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

- ежегодное увеличение удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов;

- развитие экологического образования в области обращения с отходами, повышение экологической культуры населения, ежегодное увеличение числа населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами;

на II этапе реализации Программы (2011-2013 годы):

- увеличение (по сравнению с I этапом реализации Программы) удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов;

- ежегодный рост объемов использования отходов в качестве вторичного сырья к общему количеству образованных отходов;

- ежегодное уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах к общему объему образования отходов;

- возврат в хозяйственный оборот  ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- социальный аспект решаемой проблемы - создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест;

- значительное улучшение экологической ситуации в регионе (объем предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий составит 85-100 млн. рублей)

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.

Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.

Экологическая безопасность и устойчивое развитие Мурманской области во многом зависят от решения проблемы обращения с отходами.

Существующее положение в сфере обращения с отходами на территории Мурманской области


Обращение с твердыми бытовыми отходами

По данным муниципальных образований, на территории Мурманской области ежегодно образуются отходы в количестве 400 тыс. т/год, что составляет 396 кг/чел. в год.

Основная часть бытовых отходов от городов Мурманск, Североморск и Кола поступают на термическое обезвреживание на ОАО «Завод ТО ТБО». Количество сжигаемых отходов на мусоросжигательном заводе составляет около 90 тыс. т/год. Сжигание ТБО осуществляется без предварительной сортировки и отделения вторичного материального сырья. Другие города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.

До настоящего времени захоронение неотсортированных отходов на полигонах и свалках области является самым распространенным методом размещения отходов, что ведет к безвозвратной потере до 90 процентов полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья.

Существующие свалки бытовых отходов в городах и поселках области большей частью были организованы более 30 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.

Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обусловливаются:


- необоснованным выбором земельного участка для организации свалки ТБО;

- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;

- недостаточным контролем за поступлением на свалки ТБО.

Количество санкционированных свалок в области составляет 19 единиц, из них с остаточным сроком эксплуатации менее двух лет - 27%.

Количество несанкционированных свалок более 20. Ежегодный объем попадающих на них отходов оценивается в 500 тыс. м(3) (т.е. около 100 тыс. т), что составляет не менее 25% всех образующихся отходов.

Динамика и объёмы образования ТБО в последнее время свидетельствуют об их постоянном и значительном росте, в то время как использование остается на крайне низком уровне.

Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 150 га. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в Мурманской области нет.

Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о среднем составе ТБО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10


Обращение с ртутьсодержащими отходами


Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы) образуются практически у всех природопользователей Мурманской области.

В 2007 году на предприятиях области образовалось 29,7 тонны ртутьсодержащих ламп.  Накоплено на предприятиях области 6,4 тонны ламп. За год переработано 2,83 тонны ртутных термометров.

Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть, и самой металлической ртути.

Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.

Обращение с нефтесодержащими отходами


В 2007 году, по данным предприятий области, образовалось 3060 тонн отработанных нефтепродуктов и их смесей: отработанные масла моторные, автомобильные, дизельные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные, турбинные и т.д., а также отходы смазочно-охлаждающих жидкостей, остатки дизтоплива, всплывающая пленка нефтеловушек.

Из них использовано, обезврежено 2205 тонн (72% от общего количества образования данного вида отходов). Нефтепродукты сжигаются на котельных, ТЭЦ. Незначительная часть отходов отработанных масел используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию.

В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных масел, бензинов и др. видов топлива.

На предприятии по приему и переработке отработанных продуктов (ООО «Крондекс») нефтепродукты очищаются от механических примесей и воды в сепараторе и далее как котельное топливо передаются для сжигания в котельных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»