ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2008 года № 506-ПП/20
О региональной целевой программе "Отходы" на 2009-2013 годы
(с изменениями на 21 декабря 2010 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 14.09.2010 № 417-ПП/14
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 23 июня 2009 года № 262-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 20 января 2010 года № 16-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 593-ПП (утратило силу с 17.08.2011 на основании постановления Правительства Мурманской области от 03.08.2011 № 382-ПП)
_____________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Мурманской области от 07.10.2008 № 1006-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в сфере обращения с отходами производства и потребления", постановлением Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП/3 "О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области", а также в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления Правительство Мурманской области постановляет:
Утвердить прилагаемые региональную целевую программу Мурманской области "Отходы" на 2009-2013 годы (далее - Программа) и правила предоставления и расходования в 2009 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение мероприятий региональной целевой программы "Отходы" на 2009-2013 годы (далее - Правила).
Заменить с 1 января 2009 года в наименовании и по тексту Программы и Правил слова "региональная целевая программа" словами "долгосрочная целевая программа" в соответствующих падежах.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации соответствующих мероприятий Программы.
Контроль за исполнением настоящей Программы оставляю за собой.
Первый заместитель Губернатора Мурманской области
А. Макаров
Долгосрочная целевая программа «Отходы» на 2009-2013 годы
г. Мурманск
2010 год
Наименование программы | - «Отходы» на 2009-2013 годы (далее - Программа) | ||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | |||||||
Государственные заказчики | - Комитет природопользования и экологии Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (объекты капитального строительства по направлению 8. Строительство на территории Мурманской области полигонов для размещения отходов) | ||||||
Государственный заказчик - координатор | - Комитет природопользования и экологии Мурманской области | ||||||
Основные разработчики | - Комитет природопользования и экологии Мурманской области | ||||||
Цели и задачи Программы: | Цель Программы - снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления Задачи Программы: - совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области обращения с отходами; - разработка и реализация экономических механизмов стимулирования деятельности в области обращения с отходами, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Мурманской области; - осуществление комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области; - создание и обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Мурманской области, формирование производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья, разработка инвестиционных проектов в данной сфере; - реализация пилотных проектов по внедрению современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области; - осуществление мероприятий по воспитанию экологической культуры у населения; - строительство полигонов для размещения отходов, оборудованных с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил; - рекультивация отслуживших свой срок полигонов и ликвидация несанкционированных свалок | ||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Целевые показатели (индикаторы) реализации I этапа Программы (2009-2010 годы): | ||||||
Наименование показателя | 2009 г. (план) | 2010 г. (план) | |||||
- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, % | 29 | 29,5 | |||||
- доля отходов, размещаемых на свалках, полигонах, в общем объеме образованных отходов, % | 71 | 70,5 | |||||
| |||||||
Наименование показателя | 2011 год (план) | 2012 год (план) | 2013 год (план) | ||||
- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, % | 29,8 | 30 | 30,2 | ||||
- доля отходов, используемых в качестве вторичного сырья, в общем объеме образованных отходов, % | 3 | 5 | 7 | ||||
- доля отходов, размещаемых на свалках, полигонах, в общем объеме образованных отходов, % | 70,2 | 70 | 69,8 | ||||
- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % | 1,6 | 1,7 | 1,7 | ||||
- доля населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами, к общему числу населения области, % | 3,9 | 4,3 | 4,6 | ||||
| | ||||||
Объемы и источники финансирования: | 1. Областной бюджет, тыс. руб. | 2009 г. - 14 400,0 | |||||
2. Бюджеты муниципальных образований, тыс. руб. | 2009 г. - 30 360,0 | ||||||
3. Привлеченные средства, тыс. руб. | 2009 г. - 870,0 | ||||||
в том числе средства областного бюджета по государственным заказчикам: | |||||||
Комитет природопользования и экологии Мурманской области | 2009 г. - 14 400,0 | ||||||
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области | 2011 г. - 5 000,0 | ||||||
| Результаты реализации программных мероприятий должны обеспечить: на I этапе выполнения Программы (2009-2010 годы): - создание нормативно-правовой, методической и технологической базы для реализации на территории Мурманской области единой государственной политики в области обращения с отходами; - разработку и обеспечение реализации механизмов экономического стимулирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, направленную на уменьшение образования отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; - ежегодное увеличение удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов; - развитие экологического образования в области обращения с отходами, повышение экологической культуры населения, ежегодное увеличение числа населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами; на II этапе реализации Программы (2011-2013 годы): - увеличение (по сравнению с I этапом реализации Программы) удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов; - ежегодный рост объемов использования отходов в качестве вторичного сырья к общему количеству образованных отходов; - ежегодное уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах к общему объему образования отходов; - возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками; - закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям; - социальный аспект решаемой проблемы - создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест; - значительное улучшение экологической ситуации в регионе (объем предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий составит 85-100 млн. рублей) |
Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.
Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.
Экологическая безопасность и устойчивое развитие Мурманской области во многом зависят от решения проблемы обращения с отходами.
Существующее положение в сфере обращения с отходами на территории Мурманской области
Обращение с твердыми бытовыми отходами
По данным муниципальных образований, на территории Мурманской области ежегодно образуются отходы в количестве 400 тыс. т/год, что составляет 396 кг/чел. в год.
Основная часть бытовых отходов от городов Мурманск, Североморск и Кола поступают на термическое обезвреживание на ОАО «Завод ТО ТБО». Количество сжигаемых отходов на мусоросжигательном заводе составляет около 90 тыс. т/год. Сжигание ТБО осуществляется без предварительной сортировки и отделения вторичного материального сырья. Другие города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.
До настоящего времени захоронение неотсортированных отходов на полигонах и свалках области является самым распространенным методом размещения отходов, что ведет к безвозвратной потере до 90 процентов полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья.
Существующие свалки бытовых отходов в городах и поселках области большей частью были организованы более 30 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.
Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обусловливаются:
- необоснованным выбором земельного участка для организации свалки ТБО;
- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;
- недостаточным контролем за поступлением на свалки ТБО.
Количество санкционированных свалок в области составляет 19 единиц, из них с остаточным сроком эксплуатации менее двух лет - 27%.
Количество несанкционированных свалок более 20. Ежегодный объем попадающих на них отходов оценивается в 500 тыс. м(3) (т.е. около 100 тыс. т), что составляет не менее 25% всех образующихся отходов.
Динамика и объёмы образования ТБО в последнее время свидетельствуют об их постоянном и значительном росте, в то время как использование остается на крайне низком уровне.
Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 150 га. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в Мурманской области нет.
Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.
Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о среднем составе ТБО представлены в таблице 1.
Компонентный состав | Состав, % |
Бумага, картон | 20-40 |
Металлы | 2-10 |
Пищевые отходы | 25-40 |
Пластмасса | 3-8 |
Текстиль | 4-6 |
Стекло | 4-10 |
Обращение с ртутьсодержащими отходами
Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы) образуются практически у всех природопользователей Мурманской области.
В 2007 году на предприятиях области образовалось 29,7 тонны ртутьсодержащих ламп. Накоплено на предприятиях области 6,4 тонны ламп. За год переработано 2,83 тонны ртутных термометров.
Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть, и самой металлической ртути.
Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.
Обращение с нефтесодержащими отходами
В 2007 году, по данным предприятий области, образовалось 3060 тонн отработанных нефтепродуктов и их смесей: отработанные масла моторные, автомобильные, дизельные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные, турбинные и т.д., а также отходы смазочно-охлаждающих жидкостей, остатки дизтоплива, всплывающая пленка нефтеловушек.
Из них использовано, обезврежено 2205 тонн (72% от общего количества образования данного вида отходов). Нефтепродукты сжигаются на котельных, ТЭЦ. Незначительная часть отходов отработанных масел используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию.
В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных масел, бензинов и др. видов топлива.
На предприятии по приему и переработке отработанных продуктов (ООО «Крондекс») нефтепродукты очищаются от механических примесей и воды в сепараторе и далее как котельное топливо передаются для сжигания в котельных.