Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2010 года № 504-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП

____________________________________________________________________


В целях реализации первоочередных мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области  постановляет:

внести изменения в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010   № 417-ПП/14, и изложить ее в новой редакции (прилагается).


Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко



Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 09.11.2010 № 504-ПП

 



«Долгосрочная целевая программа
«Охрана окружающей среды Мурманской области»
на 2011-2013 годы


г. Мурманск
2010 год

ПАСПОРТ


Наименование
программы

- долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 403-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы»

Государственные заказчики

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (в части мероприятий Программы пункта 5.2.2 «Разработка проектов на строительство и строительство производств по использованию и обезвреживанию отходов, объектов размещения отходов» направления 5.2 «Организация и обеспечение функционирования системы обращения с отходами в Мурманской области (субсидии муниципальным образованиям)»)

Государственный заказчик - координатор

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области

Основные разработчики

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области

Цели и задачи Программы

Цель - обеспечение права граждан Мурманской области на благоприятную окружающую среду.

Задачи:

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ;

- государственный мониторинг состояния окружающей  среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью;

- развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Программы

Наименование показателя

2011
 год

2012
год

2013
год

- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

1,6

1,7

1,7

- количество разработанных стратегий, концепций, планов, проведенных экспертных работ, шт.

1

2

2

- уровень формирования территориальной автоматизированной системы контроля за состоянием атмосферного воздуха на территории Мурманской области, %

47,0

52,9

59,1

- уровень наполнения данными единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области, %

75

75

75

- доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, %

4,0

4,5

4,7

- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, %

29,8

30

30,2

- доля отходов, размещаемых на объектах размещения отходов, в общем объеме образованных отходов, %

70,2

70

69,8

- доля отходов, используемых в качестве вторичного сырья, в общем объеме образованных отходов, %

3

5

7

- доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области, %

5,8

6,2

6,3

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Объемы и источники
финансирования
Программы

- областной бюджет, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 109 230,83
2011 г. - 17 713,00
2012 г. - 44 751,98
2013 г. - 46 765,85

- бюджеты муниципальных образований, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 249 469,40
2011 г. - 28 532,60
2012 г. - 113 518,95
2013 г. - 107 417,85

- внебюджетные источники, тыс. руб.

2011-2013 гг. - 1 050,00
2011 г. - 550,00
2012 г. - 250,00
2013 г. - 250,00

в том числе средства областного бюджета по государственным заказчикам:

Комитет природопользования и экологии Мурманской области

2011-2013 гг. - 59 556,26
2011 г. - 17 713,00
2012 г. - 23 098,76
2013 г. - 18 744,50

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

2011-2013 гг. - 49 674,57
2011 г. - 0,00
2012 г. - 21 653,22
2013 г. - 28 021,35

Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- значительное улучшение экологической ситуации в регионе, достижение величины предотвращенного экологического ущерба не менее 85 млн. рублей (величина ущерба уточняется в ходе реализации программных мероприятий);

- разработка Стратегии экологической политики Мурманской области до 2030 года, проведение экспертных работ;

- развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в Мурманской области;

- увеличение (по сравнению с I этапом реализации долгосрочной целевой программы «Отходы» на 2009-2013 годы) удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов;

- ежегодный рост объемов использования отходов в качестве вторичного сырья к общему количеству образованных отходов;

- ежегодное уменьшение объема размещения отходов на объектах размещения к общему объему образования отходов;

- возврат в хозяйственный оборот  ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- увеличение доли  населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также  обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области

Адрес размещения Программы в сети «Интернет»

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.

С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Не менее опасными являлись  загрязнения рек, озер, водохранилищ и прибрежной части морей. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.

Сегодня Мурманская область располагает уникальной базой разнообразных природных ресурсов, использование которых служит фундаментом экономики региона. Одна только горнорудная промышленность обеспечивает около 50 % валового регионального продукта. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий страны.

Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.

Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время и с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.

Величина сброса загрязненных сточных вод в Мурманской области в последние годы также уменьшается.

Однако поверхностные водные объекты по-прежнему загрязняются предприятиями. В зоне влияния горнодобывающих и металлургических производств в поверхностных водоемах периодически наблюдается высокое и экстремально высокое содержание металлов, фторидов, сульфатов, соединений азота и других элементов. Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает опасения техническое состояние коммунальных систем водоснабжения и водоподготовки. На территории области расположены гражданские и военные объекты атомной энергетики, хранилища радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

При этом для централизованного водоснабжения населения используется 51 поверхностный и только 13 подземных источников.

С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10 %.

Сегодня количество только образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области составляет около 400 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в области нет. Так называемых санкционированных свалок - 19, несанкционированных мест размещения отходов - более 40. Свалки занимают огромные площади вблизи городов и поселков, представляют собой неприглядное зрелище и служат источниками загрязнения природных сред.

Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о морфологическом составе ТБО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10


Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне, непринятие мер по ее улучшению в ближайшем будущем неизбежно приведут к дальнейшему росту объемов отходов, вывозимых на существующие и стихийно образовываемые свалки в области, и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:


- максимально возможного использования селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема захораниваемых отходов;


- применения новейших технологий по переработке отходов во вторичные материалы, что позволит вернуть их составляющие в производственный цикл;


- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;


- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;


- организации пунктов сбора вторичного сырья;


- строительства мусоросортировочных комплексов для переработки отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;


- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;


- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;


- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;


- развития рынков вторичного сырья;


- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;


- лбъединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;


- совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основное направление деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное вторичное их использование.

Реализуемые в рамках Программы мероприятия направлены на создание наиболее прогрессивной модели управления отходами в Мурманской области и базируются на следующих принципах:


- количество отходов и их ресурсный потенциал учитываются во взаимосвязи с экономикой и экологией;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»