Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2012 года № 475-ПП


О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП

____________________________________________________________________


В целях реализации первоочередных мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области  постановляет:

внести в постановление Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 28.05.2012 № 233-ПП) следующие изменения:


1. В названии и пункте 1 слова «2011-2013 годы» заменить словами «2011-2016 годы».


2. Долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2016 годы изложить в новой редакции согласно приложению.

  

   Губернатор Мурманской области
М. Ковтун




Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 475-ПП

«Долгосрочная целевая программа
«Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2016 годы


г. Мурманск
2012 год

Паспорт долгосрочной целевой программы «Охрана окружающе

й среды Мурманской области» на 2011-2016 годы

Основание для разработки программы

постановление Правительства Мурманской области  от 13.09.2010 № 403-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы» (далее - Программа)

Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа

обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды

Государственный заказчик - координатор Программы

Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Государственные заказчики Программы

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области  (далее - КПРЭиП МО);

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (далее - Минтерразвития МО)

Цель Программы

обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды

Задачи Программы

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ;

-государственный мониторинг окружающей  среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба, нанесенного в том числе отходами производства и потребления;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью, в том числе отходами производства и потребления;

- развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения

Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы

доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2016 годы

Краткая характеристика программных мероприятий

Мероприятия Программы предусматривают:

- разработку Основ государственной политики в области экологического развития Мурманской области на период до 2030 года;

- осуществление государственного мониторинга окружающей среды, развитие и обеспечение функционирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, информационно-аналитической системы природопользования и пополнение базы данных по природным ресурсам и охране окружающей среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области, мониторинг редких и исчезающих видов животных и растений на территории Мурманской области;

- установление, оценку и ликвидацию накопленного экологического ущерба, ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов;


- организацию и обеспечение функционирования системы обращения с отходами в Мурманской области, в том числе развитие производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания, размещения отходов на территориях муниципальных образований, разработку проектов на строительство и строительство производств по использованию и обезвреживанию отходов, объектов размещения отходов на территориях муниципальных образований (софинансирование за счет средств областного бюджета)

Объемы и источники финансирования Программы (всего, в том числе по годам реализации, тыс. рублей)

всего, в т.ч.:

2011-2016 гг. - 1 646 395,07

     2011 г. - 36 204,70

     2012 г. - 62 768,67

     2013 г. - 715 221,40

     2014 г. - 688 435,96

     2015 г. - 65 016,84

     2016 г. - 78 747,50

областной бюджет

2011-2016 гг. - 274 723,86

     2011 г. - 26 210,00

     2012 г. - 41 407,50

     2013 г. - 49 745,15

     2014 г. - 46 430,17

     2015 г. - 49 735,79

     2016 г. - 61 195,25

бюджеты муниципальных образований

2011-2016 гг. - 120 921,21

     2011 г. - 9 744,70

     2012 г. - 21 111,17

     2013 г. - 40 226,25

     2014 г. - 17 005,79

     2015 г. - 15 281,05

     2016 г. - 17 552,25

внебюджетные средства

2011-2016 гг. - 1 250 750,00

     2011 г. - 250,00

     2012 г. - 250,00

     2013 г. - 625 250,00

     2014 г. - 625 250,00

     2015 г. - 0,00

     2016 г. - 0,00

Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- улучшение экологической ситуации в регионе, увеличение доли предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий до 1,85%;

- увеличение доли населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территориальной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, до 86,6%;

- увеличение доли площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, до 6,52%;

- возврат в хозяйственный оборот  ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- увеличение удельного веса использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 32,6%;

- увеличение доли населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды,  до 2,89%.

Адрес размещения Программы в сети Интернет

http://priroda.gov-murman.ru/04.dcp/index.html

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.

С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.

Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.

Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.

С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10%.

Сегодня количество образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области по экспертным оценкам составляет до 800 тыс. т/год.  На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Существующих санкционированных свалок - 17, несанкционированных мест размещения отходов (свалок) - более 320.

Санкционированные свалки эксплуатируются неудовлетворительно, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне неизбежно приведет к дальнейшему росту объемов отходов и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:


- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;


- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;


- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;


- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;


- организации селективного сбора отходов;


- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;


- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;


- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;


- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;


- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;


- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;


- совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.

Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее, не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики.

Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии страны. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны окружающей среды, так и на уровне предприятий и организаций - природопользователей, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей стратегии развития.

Сегодня разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач обеспечения экологической безопасности. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговую систему, применение различных инструментов экологической политики, среди которых основным и действенным методом государственного регулирования и стратегического управления остается программно-целевой метод.

Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере обращения с отходами стала долгосрочная целевая программа «Отходы» на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 24.10.2008 № 506-ПП/20, реализация которой осуществлялась в течение 2009-2010 годов.

Для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшения ее состояния, обеспечения экологической безопасности проживающего на территории Мурманской области населения разработана настоящая Программа.

Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области.


2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Источник данных

Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%)

Цель Программы - обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды

100

- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

1,24

1,6

1,65

1,7

1,75

1,8

1,85

госстатнаблюдение, ведомственный мониторинг КПРЭиП МО

Задача 1 Программы. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ

- доля разработанных и рассмотренных документов в области охраны окружающей среды от запланированных к разработке и рассмотрению в 2011-2016 годах, %

-

90

90

100

100

100

100

ведомственный мониторинг
КПРЭиП МО

5

Задача 2 Программы. Государственный мониторинг окружающей среды

- уровень формирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха, %

35,3

41,2

52,9

55,9

67,6

79,4

88,2

ведомственный мониторинг
КПРЭиП МО

15

- доля населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных Мурманской территори-альной автоматизированной системой комплексного мониторинга атмосферного воздуха, %

34,9

39,8

49,8

51,5

64,8

78,2

86,6

ведомственный мониторинг
КПРЭиП МО, данные ФГБУ «Мурманское УГМС»

15

Задача 3 Программы. Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области

- доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, %

2,81

3,99

3,99

4,00

6,24

6,31

6,52

госстатнаблюдение, постановления Правительства МО

10

Задача 4 Программы. Установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба

- доля ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба на территории Мурманской области, %

-

8,6

11,1

15,2

17,9

21,5

25,3

ведомственный мониторинг
КПРЭиП МО

10

Задача 5 Программы. Минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью

- уровень обеспеченности системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов на территориях муниципальных образований Мурманской области, %

-

18,0

36,2

41,1

52,5

54,1

55,3

ведомственный мониторинг
КПРЭиП МО

10

- доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

29,2

29,6

30,0

30,4

30,8

32,2

32,6

госстат-наблюдение, данные Управления Росприрод-надзора по Мурманской области

10

- число разработанных проектов на строительство объектов в сфере обращения с отходами, ед.

-

-

2

4

6

-

-

ведомственный мониторинг КПРЭиП МО

20

Задача 6 Программы. Развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения

- доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области, %

3,1

2,4

2,62

2,68

2,75

2,82

2,89

госстатнаблюдение, ведомственный мониторинг КПРЭиП МО

5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»