Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2011 года № 270-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы и Правила предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды

(с изменениями на 30 сентября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 27 января 2014 года N 30-ПП

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:       

постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 года № 486-ПП

_____________________________________________________________________________

В целях реализации первоочередных мероприятий в области охраны окружающей среды Правительство Мурманской области  постановляет:  


1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 417-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 09.11.2010 № 504-ПП), и изложить ее в новой редакции (прилагается).


2. (Пункт 2 утратил силу с 01.01.2012 на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2011 № 486-ПП)


Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко




Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 30.05.2011 № 270-ПП


«Долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы


г. Мурманск
2011 год

Паспорт

Наименование программы

- долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 403-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Мурманской области» на 2011-2013 годы»

Государственные заказчики

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (в части пункта 5.2.2 «Разработка проектов на строительство и строительство производств по использованию и обезвреживанию отходов, объектов размещения отходов» направления 5.2 «Организация и обеспечение функционирования системы обращения с отходами в Мурманской области (субсидии муниципальным образованиям)» мероприятий Программы)

Государственный заказчик - координатор

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Основные разработчики

- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

Цели и задачи Программы

Цель - обеспечение права граждан Мурманской области на благоприятную окружающую среду.

Задачи:

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования, проведение экспертных работ;

- государственный мониторинг состояния окружающей  среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба, нанесенного в том числе отходами производства и потребления;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду, наносимого текущей хозяйственной деятельностью, в том числе отходами производства и потребления;

- развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Наименование показателя

2011
 год

2012
год

2013
год

- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

1,6

1,7

1,7

- доля разработанных документов в области охраны окружающей среды и радиационной безопасности населения от запланированных к разработке в 2011-2013 годах, %

20

80

100

- уровень формирования территориальной автоматизированной системы мониторинга состояния атмосферного воздуха на территории Мурманской области, %

38,2

50,0

55,9

- доля населенных пунктов Мурманской области, подверженных значительному негативному воздействию на воздушную среду и охваченных территориальной автоматизированной системой мониторинга атмосферного воздуха, %

36,5

46,5

51,5

- доля площади Мурманской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, %

4,0

6,4

7,1

- доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

29,6

30,0

30,4

- доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области, %

2,4

2,5

2,6

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- областной бюджет, тыс. руб.

     2011-2013 гг. - 118 527,83

     2011 г.   -   26 210,00

     2012 г.   -   45 151,98

     2013 г.   -   47 165,85

- бюджеты муниципальных образований, тыс. руб.

     2011-2013 гг. - 249 771,77

     2011 г.  - 29 802,97

     2012 г.  - 112 549,95

     2013 г.  - 107 418,85

- внебюджетные источники, тыс. руб.

     2011-2013 гг. - 750,00

     2011 г.  -  250,00

     2012 г.  -  250,00

     2013 г.  -  250,00

в том числе средства областного бюджета по государственным заказчикам:

Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области

     2011-2013 гг. - 71 053,26

     2011 г. - 26 210,00

     2012 г.  - 24 798,76

     2013 г.  - 20 044,50

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

     2011-2013 гг. - 47 474,57

     2011 г.  - 0,00

     2012 г.  - 20 353,22

     2013 г. - 27 121,35

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- значительное улучшение экологической ситуации в регионе, достижение величины предотвращенного экологического ущерба не менее 85 млн. рублей (величина ущерба уточняется в ходе реализации программных мероприятий);

- разработка Основ экологической политики Мурманской области до 2030 года, проведение экспертных работ;

- развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды;

- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области;

- увеличение удельного веса использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления;

- уменьшение удельного веса отходов, размещенных на объектах размещения отходов, в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления;

- возврат в хозяйственный оборот  ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- увеличение доли  населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, а также  обеспеченного информацией в области охраны окружающей среды, к общему числу населения области

Адрес размещения Программы в сети «Интернет»

http://nature.gov-murman.ru/ecology/programs/

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Природа Севера чрезвычайно своеобразна и уязвима. Еще 100-150 лет назад природный ландшафт региона значительно отличался от современного. Лесные массивы не подвергались вырубке, и даже на берегу Кольского залива росли реликтовые вековые сосны. Еще в конце XIX века в залив заходили киты. Вода в реках отличалась чистотой, и в них добывали знаменитый северный жемчуг.

С каждым годом по мере освоения Кольского полуострова все больше территорий занимали города, поселки, промышленные предприятия, транспортные магистрали. В атмосферу выбрасывалось значительное количество загрязняющих веществ. Не менее опасными являлись  загрязнения рек, озер, водохранилищ и прибрежной части морей. Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и достигло таких высоких концентраций, что ряд самих природных объектов становился источником загрязнения.

Сегодня Мурманская область располагает уникальной базой разнообразных природных ресурсов, использование которых служит фундаментом экономики региона. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий страны.

Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их деятельность в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также экологическую обстановку и безопасность населения районов их месторасположения.

Последние годы характеризуются устойчивым снижением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. В то же время с таким же постоянством растут выбросы от передвижных источников. Предприятия жилищно-коммунального, теплоэнергетического, добывающего секторов также не улучшают состояние атмосферы и продолжают оставаться основными загрязнителями данного вида природной среды.

Величина сброса загрязненных сточных вод в Мурманской области в последние годы также уменьшается.

Однако поверхностные водные объекты по-прежнему загрязняются предприятиями. В зоне влияния горнодобывающих и металлургических производств в поверхностных водоемах периодически наблюдается высокое и экстремально высокое содержание металлов, фторидов, сульфатов, соединений азота и других элементов. Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает опасения техническое состояние коммунальных систем водоснабжения и водоподготовки. На территории области расположены гражданские и военные объекты атомной энергетики, хранилища радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

При этом для централизованного водоснабжения населения используется 51 поверхностный и только 13 подземных источников.

С каждым годом растет количество образования отходов, причем ежегодный их рост составляет 5-10 %.

Сегодня количество только образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) на территории области составляет около 400 тыс. т/год. На единственном в области мусоросжигательном заводе в Мурманске сжигается около 90 тыс. т/год отходов. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в области нет. Так называемых санкционированных свалок - 19, несанкционированных мест размещения отходов - более 40. Свалки занимают огромные площади вблизи городов и поселков, представляют собой неприглядное зрелище и служат источниками загрязнения природных сред.

Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгский район. Сведения о морфологическом составе ТБО представлены в таблице 1.


Таблица 1

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10


Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне, непринятие мер по ее улучшению в ближайшем будущем неизбежно приведут к дальнейшему росту объемов отходов, вывозимых на существующие и стихийно образовываемые свалки в области, и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Эффективное управление в сфере обращения с отходами возможно при условии:


- максимально возможного использования, обезвреживания отходов и сокращения объема захораниваемых отходов;


- применения новейших технологий использования, обезвреживания отходов;


- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду;


- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;


- организации селективного сбора отходов;


- строительства мусоросортировочных комплексов и предприятий для переработки отходов;


- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;


- преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;


- соблюдения принципа «загрязнитель платит»;


- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;


- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;


- совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основные направления деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов отходов, направляемых на захоронение, и максимальное их использование и обезвреживание.

Реализуемые в рамках Программы мероприятия направлены на создание наиболее прогрессивной модели управления отходами в Мурманской области и базируются на следующих принципах:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»