Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Дорожная сеть страны в настоящее время не в полной мере соответствует политическим, социальным, экономическим потребностям общества. В стране начался переход на федеральные принципы государственного устройства, произошла децентрализация экономики, материально-технического обеспечения, снабжения населения потребительскими товарами. В связи с этим обстановка на автомобильных дорогах России резко изменилась. Появилось большое количество транспортных связей регионов между собой, а также с зарубежными странами и портами, которые не требуют заезда в Москву и другие крупные административные центры.
Необходимость согласования государственной дорожной политики с целями и реальными условиями реформирования экономики и социальной сферы России, а также потребность в формировании новой стратегии развития сети автомобильных дорог Российской Федерации определены приказом Федеральной дорожной службы России от 03.11.98 N 413 "О переходе на новую идеологию развития сети автомобильных дорог на рубеже XXI века".
В период реформирования экономики и социальной сферы Россия нуждается в таком развитии сети автомобильных дорог, в результате которого будет достигнуто постепенное согласование темпов ее развития с интенсивным ростом автомобилизации населения и бизнеса, а также коренное повышение технического уровня опорной сети дорог, формирование новых и развитие традиционных транспортных коридоров, обеспечивающих гарантированные международные и межрегиональные транспортные связи.
Настоящая концепция рассматривается как основа для разработки и реализации долгосрочных федеральных и региональных целевых программ развития сети автомобильных дорог общего пользования.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и посланий Федеральному Собранию, программных документов Правительства Российской Федерации, а также на прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, оценках ожидаемых сдвигов в размещении производства и в миграционных процессах, результатах научных разработок по реформированию дорожного хозяйства и научно-технического прогресса в отрасли и разрабатывается в соответствии с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 с последующими изменениями и дополнениями.
Сложность и многогранность дорожной проблемы обуславливают необходимость применения системного подхода и использования программных методов в ее решении.
К настоящему времени в России накоплен определенный опыт решения дорожной проблемы с помощью разработки и реализации целевых программ развития сети автомобильных дорог. Главной из них является федеральная целевая программа совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 года N 1310. Важность поставленной в этой Программе проблемы и глубина проработки документа подтверждены повышением ее статуса в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О президентской программе "Дороги России" от 6 декабря 1995 года N 1220. Кроме того, Указами Президента Российской Федерации от 23 апреля 1997 года N 403 "О дорожной реформе", от 27 июня 1998 года N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" и N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" определены задачи по дальнейшему развитию дорожной сети, повышению эффективности инвестиций в автомобильные дороги и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения и получению дополнительных финансовых, ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации за счет создания системы платных автомобильных дорог и коммерческого использования придорожных полос.