Главная стратегическая цель развития сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации должна заключаться в достижении максимального вклада в стабилизацию и подъем национальной экономики, обеспечении целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышении деловой активности, уровня и условий жизни населения, эффективности использования трудовых, природных и производственных ресурсов, создании новых рабочих мест за счет привлечения различных отраслей производства и населения страны к решению дорожной проблемы.
Основной путь достижения этой цели - формирование и реализация Федеральной и региональных целевых программ создания качественно новой дорожной сети Российской Федерации и генпланов планировки и застройки отдельных городов.
Критерием выбора варианта программы развития дорожной сети и меры достижения главной цели должна быть максимальная величина совокупного - внетранспортного и транспортного - социально-экономического эффекта от реализации программы.
Достижение главной стратегической цели должно быть обеспечено решением следующих основных задач по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог:
- развитие традиционных автодорожных коридоров, повышение технического уровня существующих федеральных и территориальных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения современных автотранспортных средств, реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей на подходах к крупнейшим городам и строительство обходов населенных пунктов в целях выноса из них транзитных потоков и сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду;
- формирование и развитие сети многополосных автомагистралей и скоростных дорог для обеспечения связи между крупнейшими региональными центрами Российской Федерации в составе российских и международных транспортных коридоров и их интеграция в Европейскую и Азиатскую системы международных автомобильных дорог, содействие гармоничному развитию транспортной системы страны путем обеспечения проезда к важнейшим транспортным узлам, морским портам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры (протяженность многополосных дорог должна быть увеличена до 12-15 тыс.км);
- завершение формирования сети территориальных автомобильных дорог, строительство новых хордовых и соединительных дорог, дополняющих сложившуюся радиальную структуру региональной дорожной сети, с целью ликвидации перепробега автотранспорта и обеспечения связи между районными центрами и крупными населенными пунктами по кратчайшим маршрутам;
- завершение приемки бывших внутрихозяйственных дорог, связывающих сельские населенные пункты, в сеть дорог общего пользования и обеспечение их круглогодичной эксплуатации (всего таких дорог - 120 тыс.км, на начало 1998 года принято около 100 тыс.км), создание сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связи всех населенных пунктов с центрами сельских администраций и хозяйств, а также опорной сетью дорог;
- рационализация прохождения трасс и формирование новых автодорожных направлений, обеспечивающих пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением автодорожных узлов Московского и других крупнейших регионов Российской Федерации, транспортно-экономические связи развивающихся регионов России с опорной сетью автомобильных дорог, а также завоз грузов на Север;
- развитие автомобильных дорог в приграничных районах с обустройством транспортных выходов за границу;
- развитие и благоустройство автомобильных дорог в рекреационных зонах высокоурбанизированных районов центра России, а также в крупных рекреационных зонах федерального значения на побережье Черного, Азовского и Каспийского морей, на Кавказских Минеральных Водах, на Селигере, Валдае, Байкале и ряде других районов;
- создание опорной сети дорог в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока в целях содействия решению социальных проблем проживающего в них населения, обеспечения устойчивого функционирования экономики этих регионов и решения проблем завоза грузов на Север;
- повышение уровня обслуживания пользователей дорог за счет развития традиционных услуг дорожного сервиса и систем автоматизированного управления движения с применением новейших возможностей компьютеризации и связи;
- приведение мобилизационной подготовки дорожного хозяйства в соответствие с уровнем развития и совершенствования сети автомобильных дорог страны.
Мероприятия по созданию и развитию сети автомобильных дорог должны соответствовать программным положениям по оперативному оборудованию территории страны в целях обороны и находить отражение в федеральной и региональных целевых дорожных программах.
Главными принципами построения опорной сети федеральных автомобильных дорог должны стать:
- равные возможности доступа всех субъектов Российской Федерации к дорожной сети страны и выходам на внутренние и внешние рынки;
- экономическая эффективность функционирования дорожной сети;
- автодорожные маршруты следует формировать с учетом геополитической ситуации по исторически сложившимся или кратчайшим направлениям, обеспечивающим максимальную эффективность межрегиональных и международных автомобильных перевозок;
- обеспечение подъезда к транспортным коммуникациям, узлам и терминалам магистральных видов транспорта в целях максимального содействия развитию наиболее экономичных интермодальных перевозок с использованием различных видов транспорта.
В настоящее время на межправительственном уровне подписан Протокол о международных автомобильных дорогах государств - участников СНГ. На его основе в ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН представлены согласованные предложения по включению автомобильных дорог на территории России, имеющих международное значение, в Европейскую и Азиатскую системы международных автомобильных дорог.
Развитие основных автодорожных коридоров будет осуществляться посредством строительства новых автомагистралей или коренной реконструкции существующих магистральных дорог с приведением их технического уровня в соответствие с требованиями к скоростным дорогам международного значения. При этом совместная работа автомагистралей и существующих дорог по тому же направлению с разделением транзитного и местного движения должна обеспечивать наилучшие условия для реализации как магистральных, так и местных транспортных корреспонденций.
Для развития территориальных систем производства и расселения в европейской части России требуется дальнейшее укрепление транспортной оси Центр - Юг (Санкт-Петербург - Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск), а также широтной транспортной оси (Смоленск - Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург - Тюмень - Омск с параллельным ответвлением Москва - Рязань - Самара - Уфа- Челябинск - Курган - Ишим).
ФДС России совместно с администрациями Рязанской, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Челябинской областей, республик Мордовия и Башкортостан подписан Меморандум о развитии транспортного коридора Центр - Поволжье - Урал. Стороны намерены предпринять усилия для обеспечения в кратчайшие сроки реконструкции и ремонта существующей автомобильной дороги "Урал" на всем протяжении от Москвы до Челябинска, а также проработать проект сооружения в рассматриваемом направлении новой автомагистрали. Намечены пути и способы решения указанных задач. Определены возможные финансовые источники реализации данных проектов. В настоящее время прорабатываются технические решения к вопросы очередности развития автодорожного коридора.
Аналогичный меморандум подписан между ФДС России и администрациями Республики Коми, Пермской и Архангельской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа по развитию автодорожного коридора Северо-Запад - Урал. В дополнение к сооружаемой в настоящее время магистрали по направлению Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург предусматривается развитие автодорожного направления по маршруту Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Котлас - Архангельск.
Подписано Соглашение между ФДС России и администрациями Республики Коми, Архангельской, Вологодской и Костромской областями о завершении строительства межрегиональной автомобильной дороги Урень - Шарья - Никольск - Котлас, обеспечивающей выход северных регионов европейской части России в район Поволжья.
Новое геополитическое положение России и перспективы ее вхождения в мирохозяйственные связи требуют развития сети приграничных поселений и дорог с обустройством транспортных выходов за границу. Целесообразно создать магистраль федерального значения вдоль европейской границы России, соединяющую города - центры приграничных областей по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Смоленск - Брянск - Ростов-на-Дону.
Необходимо и дальнейшее интенсивное развитие трансконтинентальной широтной автомагистрали по оси южной полосы расселения Сибири и Дальнего Востока (до Владивостока) с необходимыми ответвлениями. Здесь первоочередной задачей являются ликвидация грунтовых разрывов на участке Чита - Хабаровск и устройство на всем протяжении современной магистрали с усовершенствованным покрытием.