Протяженность автомобильных дорог Российской Федерации по состоянию на 01.01.98 составляет 933 тыс.км, в том числе с твердым покрытием 745 тыс.км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 569 тыс.км, в том числе 510,7 тыс.км с твердым покрытием. Протяженность федеральных дорог 45,9 тыс.км, территориальных - 523,1 тыс.км.
По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог Российской Федерации значительно уступает странам с развитой рыночной экономикой (по плотности на единицу площади территории в 5-30 раз, на 1000 жителей в 3-10 раз).
Недостаточное развитие имеет сеть федеральных автомобильных дорог, которая при протяженности немногим более 8% от общей протяженности сети дорог общего пользования обеспечивает около 40% всех автомобильных перевозок. Протяженность дорог высокого класса недостаточна. Отсутствуют развязки в разных уровнях на пересечениях с железными и основными автомобильными дорогами. Пропускная способность большинства федеральных дорог ниже нормативной по присвоенным им категориям на 20-30%.
Федеральные автомобильные дороги характеризуются высокой загрузкой движения автомобильного транспорта, особенно на подходах к региональным центрам и другим крупнейшим городам. Интенсивность движения на выходящих из Москвы радиальных дорогах составляет от 30 до 70 тыс. автомобилей в сутки, у других крупных городов с населением более 1 млн. жителей - от 20 до 40 тыс. автомобилей в сутки по мере удаления от региональных центров интенсивность движения автомобилей снижается и на границе субъектов Российской Федерации достигает 2-5 тыс. автомобилей в сутки.
В летний период, когда интенсивность движения превышает среднегодовую суточную на 20-30%, многие участки федеральных дорог, в первую очередь, на подходах к крупнейшим городам, работают в режиме перегрузки. В Московском автодорожном узле это головные участки федеральных дорог "Холмогоры", "Волга", "Урал", "Украина" и "Россия". В других регионах это участки магистральных дорог на подходах к Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Самаре, Новосибирску, Красноярску, Воронежу, Ростову-на-Дону и другим крупнейшим городам России. Суммарная протяженность участков федеральных дорог, работающих в часы "пик" в режиме перегрузки, превышает 20% от общей протяженности федеральных дорог.
Около 25% от общей протяженности федеральных дорог работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки дорог движением, 30% - в режиме оптимальной загрузки и 25% - в режиме свободного движения. Более трети от общей протяженности федеральных дорог требуют усиления дорожной одежды для пропуска современных большегрузных транспортных средств.
Территориальные дороги, построенные в основном под осевую нагрузку 6 т, также на 2/3 от их общей протяженности нуждаются в модернизации с усилением дорожной одежды.
Недостаточный уровень развития сети дорог в сельской местности сдерживает развитие агропромышленного комплекса страны и улучшение социальных условий жизни сельского населения.
В районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях, площадь которых равна 2/3 территории России, общая протяженность автомобильных дорог составляет 140 тыс.км, в том числе 67 тыс.км с твердым покрытием, 47 тыс.км грунтовых и 25 тыс.км зимников. Более половины из них (53%) - ведомственные дороги. Плотность дорог на Севере - 3,2 км/1000 кв.км, что в 10 раз ниже, чем в среднем по России.
Конфигурация сети автомобильных дорог во многом несовершенна и имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог, что обуславливает концентрацию транспортных потоков на загруженных участках магистральных дорог в районе крупных городов и значительные перепробеги автотранспорта.
На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентированна на Москву, в то время как ряд регионов, например, на Северо-Западе, не имеют автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации.
Во многих регионах связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населенных пунктов осуществляется соответственно через областные и районные центры со значительным перепробегом.
Отечественные дороги уступают зарубежным не только по техническому уровню, но и по обустройству объектами дорожного сервиса и уровню обслуживания пользователей.
Для национальной экономики и системы расселения России недостаточная обеспеченность дорогами означает, что связями с областными, краевыми, республиканскими центрами по автомобильным дорогам с твердым покрытием обеспечены только 95437 населенных пунктов из общего их количества 144522, то есть до сих пор 34% из них лишены таких связей.
На региональном уровне ситуация характеризуется существенными отклонениями от среднего по России уровня обеспеченности: по плотности на единицу площади - в зависимости от степени освоенности территорий, по плотности на 1000 жителей - до 30% в большую или меньшую сторону от средней в зависимости от специфики расселения в регионе, по обеспеченности подъездами с твердым покрытием к населенным пунктам - от 85-90% в Уральском и Северо-Кавказском регионах, до 60-70% в большинстве других регионов и 50-55% в Волго-Вятском и Северном регионах в зависимости от двух указанных выше факторов (прил.1, табл.1).
Отсутствие развитой низовой сети автомобильных дорог - одна из главных причин фактической деградации системы расселения страны, в составе которой еще в начале 80-х годов насчитывалось более 200 тысяч населенных пунктов, а сегодня - только 144 тысячи. Одним из следствий недостаточной развитости дорожной сети страны, ее неспособности обеспечить даже минимально необходимые уровни мобильности товаров и подвижности населения стала гипертрофированная урбанизация, породившая целый комплекс известных проблем развития городов.
Недостаточная протяженность и низкий технический уровень дорог вызывают значительные издержки, при автомобильных перевозках. Себестоимость перевозок почти в 1,5 раза, а расход горючего на 30% превышают аналогичные показатели в развитых зарубежных странах. На дорогах в районах зоны Севера себестоимость автомобильных перевозок в 5-10 раз выше, чем на дорогах с усовершенствованным и твердым покрытием в центральной части России.
Российские автомобильные дороги общего пользования не становятся менее опасными: ежегодно погибают свыше 2 тысяч и получают ранения более 9 тысяч человек в дорожно-транспортных происшествиях, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия.
Решение дорожных проблем России в период 1995-2000 годов осуществлялось в рамках упомянутой выше Программы "Дороги России", главными целевыми задачами которой были на стабилизационном этапе - сохранение существующей сети автомобильных дорог, а на этапе прогнозируемого экономического роста - повышение технического уровня и ускорение прироста протяженности сети автомобильных дорог общего пользования.
Особое внимание Федеральная дорожная служба России уделяла строительству, реконструкции и ремонту объектов, имеющих важное значение для развития как отдельных регионов, так и всей Российской Федерации. К ним относятся следующие магистральные дороги:
Москва - граница Белоруссии и Москва - Санкт-Петербург - госграница, обеспечивающие бесперебойную и надежную связь России со странами Западной Европы и Скандинавии;
Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток, которая является частью трансконтинентальной магистрали, призванной обеспечивать круглогодичный проезд через всю территорию страны от западных границ до Тихого океана;
Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск - Сочи, обеспечивающая связь центральных и южных регионов России и подъезд к крупнейшему порту на Черноморском побережье - г.Новороссийску;
Москва - Самара - Челябинск, обеспечивающая надежную связь Центра России с Поволжьем и Уралом.
Строятся такие уникальные сооружения, как мост через р.Ока у г.Каширы, эстакада у г.Видное в Московской области, мосты через р.Волгу в г.Ульяновске, у с.Пристанное в Саратовской области и в г.Волгограде, р.Амур у г.Хабаровска, Кольский залив у г.Мурманска, р.Северная Двина у г.Котласа, р.Обь у г.Сургута и другие.
Ведущаяся реконструкция и модернизация федеральных автомобильных дорог Московского транспортного узла позволит увеличить пропускные возможности радиальных выходов из Москвы.
Кроме того, на федеральных и территориальных автомобильных дорогах проводились работы по замене аварийных мостов с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта.
Органами управления автомобильными дорогами также уделялось должное внимание содержанию дорог и ремонту мостовых сооружений, что положительным образом отразилось на безопасности движения автомобильного транспорта. Финансовые ресурсы, выделяемые на ремонт и содержание в 1995-1998 годы, в приоритетном порядке направлялись на наиболее ответственные объекты работ с целью повышения безопасности движения и обеспечения сохранности дорог и сооружений.