Действующий

О реализации Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации

5. Ресурсное обеспечение


Основой финансового обеспечения реализации Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации является постепенный переход к управляемому росту доходов дорожных фондов при сохранении существующего порядка формирования Федерального и территориальных дорожных фондов, целевого и эффективного их использования.

В условиях дефицита денежных средств дорожных фондов необходимо продолжить практику финансирования дорожных работ товарным возмещением в счет погашения задолженности, по налоговым платежам, применение механизма непрерывного финансирования наиболее важных и значимых объектов строительства путем открытия кредитных линий.

Кроме этого предусматривается привлечение внебюджетных источников финансирования:

взносов участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;

целевых отчислений от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;

кредитов банков;

средств фондов и общественных организаций;

средств зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ.

Большое внимание будет уделено созданию в Российской Федерации системы платных автомобильных дорог.

Начало создания платных дорог в России было заложено президентской программой совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995-2000 годы. До 1999 года в России эксплуатировалось пять платных объектов, в том числе два участка автомобильных дорог, два мостовых перехода и один путепровод, общей протяженностью немногим более 60 км. В ближайшей перспективе протяженность платных объектов может возрасти до 1000 км и в дальнейшем достигнуть 1800-2000 км.

Опыт зарубежных стран, где платные автомобильные дороги существуют сравнительно давно и составляют от 2-3 до 10% протяженности дорожной сети, а также небольшой отечественный опыт и выполненные исследования показывают, что создание платных автомобильных дорог в Российской Федерации возможно и встречает понимание пользователей, а также органов представительной и исполнительной власти.

На Международной конференции по финансированию автомобильных дорог в ноябре 1998 года направления создания сети платных автомобильных дорог получили поддержку российских и международных деловых и финансовых кругов.

Окупаемость инвестиций в строительство платных дорог в приемлемые для инвесторов сроки обеспечивается только при высокой интенсивности движения, превышающей 10-15 тыс. авт. в сутки. В связи с этим сеть платных автомобильных дорог будет развиваться, прежде всего, за счет создания платных участков магистральных дорог, мостовых переходов, путепроводов и тоннелей.

При создании системы платных дорог предстоит пройти путь, аналогичный пройденному Италией, Францией и другими государствами с развитой сетью платных дорог, от практически полного их финансирования за счет средств дорожных фондов на первоначальном этапе до 70-100% финансирования за счет средств частных инвесторов с реинвестированием доходов от эксплуатации платных дорог в строительство новых.

В настоящее время формируется нормативно-правовая база создания и эксплуатации платных дорог. Концептуальные вопросы создания сети платных автомобильных дорог в Российской Федерации изложены в приложении 3.

Кроме того, для повышения эффективности использования и привлечения дополнительных финансовых ресурсов принимаются меры по расширению системы весового контроля транспортных средств, эффективному коммерческому использованию придорожной территории и размещенных на ней объектов дорожной инфраструктуры и др.

В рамках этого направления предусмотрено также совершенствование системы бухгалтерского учета, анализа и контроля целевого и эффективного использования средств дорожных фондов, для чего необходимо:

- совершенствование единой методологической базы проведения контрольных мероприятий, обеспечение единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении органов управления автомобильными дорогами в целях проведения комплексного экономического анализа и анализа организационного и технического уровня дорожного хозяйства;

- организация взаимодействия с органами государственного контроля, усиление координации работы подразделений Федеральной дорожной службы России, а также организаций, уполномоченных осуществлять контрольные функции в дорожном хозяйстве;

- организация единой информационной системы ведомственного контроля и оперативное обеспечение соответствующих подразделений дорожной службы необходимой информацией, подготовленной на основе проведенных контрольных мероприятий.

На эффективность использования финансовых ресурсов существенно влияет политика ценообразования дорожных работ и совершенствование методов размещения заказов на проведение дорожных работ - подрядных торгов, за счет чего создаются условия для формирования конкурентной среды.

Для приведения уровня цен в соответствие с реальными затратами и недопущения необоснованного их роста предполагается сформировать программу совершенствования ценообразования в основных подотраслях дорожного хозяйства, основанную на сквозном применении ресурсных методов определения нормативной стоимости производства.

Деятельность отраслевой системы управления по ресурсному обеспечению перехода к новой идеологии развития сети автомобильных дорог включает также формирование и осуществление технической политики и научно-технического обеспечения, материально-техническое обеспечение и развитие дорожно-строительной индустрии и дорожного машиностроения, кадровую политику и совершенствование информационного обеспечения отрасли.

Основные направления технической политики включают:

- переориентацию технической политики в интересах пользователей автомобильных дорог;

- повышение качества и долговечности дорог и сооружений, в том числе за счет постоянного надзора и ухода за дорожными элементами и конструкциями, своевременного производства ремонтных работ с учетом роста интенсивности движения, совершенствования организации движения с учетом сезонных условий эксплуатации, расширения системы весового контроля и совершенствования метрологического обеспечения служб содержания дорог;

- разработку и внедрение новых конструкций и технологий, увеличивающих сроки службы сооружений и обеспечивающих снижение энергоемкости, материалоемкости и транспортных издержек, в том числе специальных технологий по уширению и восстановлению трещиноватых дорожных одежд, выравнивания покрытий с использованием холодного фрезерования и др.;

- разработку и внедрение новых технологий и оборудования для повторного использования старого асфальтобетона, отходов производств и местных строительных материалов;