Для реализации положений Концепции и осуществления требуемых изменений в формировании государственной дорожной политики, определения ее приоритетов и механизмов реализации необходима соответствующая адаптация отраслевой системы управления.
Возложенные на ФДС России функции по государственному управлению подразделяются на два взаимосвязанных блока:
- реализация государственной политики, исполнительные, регулирующие, разрешительные, контрольные и другие функции в отношении комплекса "Дорожное хозяйство";
- непосредственное управление магистральными и прочими федеральными автомобильными дорогами и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования.
В целях эффективной реализации функций по управлению дорожным хозяйством России предполагается:
- завершить формирование системы региональных дирекций, осуществляющих свою деятельность в девяти регионах Российской Федерации, и обеспечить эффективность их работы;
- сформировать документально регламентированную систему двух- и многосторонних отношений с субъектами Российской Федерации.
В целях повышения надежности управления федеральными автомобильными дорогами предполагается:
- передача федеральных магистральных дорог в оперативное управление подведомственным ФДС России организациям - федеральным и региональным дирекциям - при сохранении исполнения функций заказчика на прочих федеральных дорогах за территориальными дорожными органами;
- формирование на магистральных автомобильных дорогах федеральной службы их содержания.
Для обеспечения эффективного функционирования дирекций предполагается создание системы специализированных функциональных центров, работающих на некоммерческой основе. Они должны оказывать содействие в наиболее сложных областях деятельности, включая правовую поддержку, формирование и поддержание информационных систем, анализ и регулирование рынков, организацию внедрения новых технологий, технические испытания и обследования, экологическую безопасность и др.
Для эффективного управления состоянием и развитием дорожной сети требуется организация решения следующих основных задач:
- реализация системы подготовки и принятия решений по инвестициям в автомобильные дороги;
- совершенствование процедуры формирования федерального, региональных и других прогнозов развития сети на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективу;
- совершенствование управления реализацией дорожных программ и проектов;
- совершенствование и развитие системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и режимов движения транспортных средств, автомобилизации и функционирования экономики;
- создание государственной системы содержания дорог, обеспечивающей выполнение определяемых действующими нормами видов и объемов работ на подведомственных дорогах и несущей административную ответственность за соблюдение нормативного уровня их содержания;
- развитие и совершенствование конкурсной системы размещения заказов на проведение дорожных работ;
- совершенствование системы контроля качества выполнения дорожных работ;
- организация работ по лицензированию деятельности, сертификации и метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве;
- создание на основе современных информационных технологий и средств связи эффективной интегрированной информационно-телекоммуникационной системы ФДС России.
В целях эффективного осуществления государственной инвестиционной политики по созданию и развитию сети автомобильных дорог Российской Федерации предлагается разработать и реализовать:
- концепцию привлечения инвестиций в дорожное хозяйство Российской Федерации;
- программу создания и развития сети платных автомобильных дорог в Российской Федерации;
- планы мероприятий по привлечению средств Европейского Банка реконструкции и развития и кредитов Международного Банка реконструкции и развития, а также Европейского союза в части технической и финансовой поддержки в рамках программы "ТАСИС";
- межправительственные соглашения с зарубежными странами по сотрудничеству и обмену опытом в области развития сети автомобильных дорог и финансирования дорожного хозяйства;
- положение о коммерческом использовании земельного фонда перспективного строительства федеральных автомобильных дорог;
- систему страхования инвестиций в дорожное строительство.