ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2011 года N 80
О долгосрочной целевой программе "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы
(с изменениями на 21 мая 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 12 мая 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 8 мая 2014 года N 162
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 5 марта 2012 года N 64 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 30, 09.04.2012);
постановлением Правительства Ленинградской области от 3 сентября 2012 года N 272 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 93, 25.10.2012);
постановлением Правительства Ленинградской области от 21 мая 2013 года N 146.
____________________________________________________________________
В целях реализации на территории Ленинградской области государственной политики защиты прав детей, создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области принять участие в реализации долгосрочной целевой программы "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы.
3. Комитету по социальной защите населения Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Уткина О.А.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы
(с изменениями на 3 сентября 2012 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Цели Программы | Совершенствование региональной политики в области детства; |
Основные задачи Программы | Создание условий для полноценного развития и воспитания детей; |
Подпрограммы | Подпрограмма "Совершенствование региональной политики в области детства" |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Общий объем финансирования с учетом других долгосрочных целевых программ - 4841987,9 тыс. рублей, в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 21 мая 2013 года N 146. - См. предыдущую редакцию) | |
Показатели эффективности Программы | Социальная эффективность: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 3 сентября 2012 года N 272. - См. предыдущую редакцию) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Подпрограмма "Совершенствование региональной политики в области детства" реализация не менее 1400 образовательных программ ежегодно;
проведение в летнее время 26 спектаклей для 4000 детей ежегодно;
организация и проведение шести профильных смен для 620 подростков ежегодно; участие в молодежном международном образовательном лагере-форуме "Ладога" 700 чел. ежегодно;
организация в 2012-2013 годах оздоровления, отдыха и трудовой занятости 600 несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, совершивших правонарушения или преступления, возвратившихся из мест лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, ежегодно; организация отдыха, оздоровления и занятости в 2012-2013 годах 594 несовершеннолетних (по 33 ребенка в каждом муниципальном районе (городском округе) ежегодно; обеспечение в 2012-2013 годах отдыха и оздоровления несовершеннолетних в гостинице для временного проживания подростков, находящихся в социально опасном положении; обеспечение работы не менее одного оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ленинградской области "Мичуринский аграрный техникум" с охватом не менее 50 детей; обеспечение работы не менее одного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ленинградской области "Лодейнопольский техникум промышленных технологий" с охватом не менее 20 детей; обеспечение работы не менее одного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Ленинградской области "Профессиональное училище N 27" (Бокситогорский муниципальный район) с общим охватом не менее 25 детей; закупка пожарного оборудования для детского спортивного оздоровительного лагеря "Надежда", детских оздоровительных лагерей "Орленок", "Юность", "Россонь"; проведение мероприятий по пожарной безопасности в детских оздоровительных лагерях "Волна" и "Зеленый остров" муниципального автономного учреждения "Детские оздоровительные лагеря муниципального образования "Выборгский район", детских загородных оздоровительно-образовательных центрах "Островки", "Бригантина", "Заостровье", "Лесные зори", "Огонек", "Маяк" проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды (установка пандусов, расширение дверных проемов, оборудование туалетов и др.) в 15 муниципальных загородных лагерях; проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды (установка пандусов, расширение дверных проемов, оборудование туалетов и др.) в ГБОУ ДОД ДООЦ "Маяк" и ГБОУ ДОД ДООЦ "Россонь"; обеспечение работы структурного подразделения ДОЛ "Восток" ГАОУ СПО Ленинградской области "Борский агропромышленный техникум. охват занятиями школ правовой грамотности не менее 2000 чел. (по 375 чел. в каждом муниципальном районе (городском округе) ежегодно; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 3 сентября 2012 года N 272; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 21 мая 2013 года N 146. - См. предыдущую редакцию) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
Разработчик Программы | Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | 2010-2011 годы |
Стоимость разработки Программы | Без привлечения бюджетных средств |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по социальной защите населения Ленинградской области; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 3 сентября 2012 года N 272. - См. предыдущую редакцию) | |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Филиппова Нина Викторовна - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-26-40 |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 21 мая 2013 года N 146. - См. предыдущую редакцию) | |
Управление и контроль за ходом выполнения Программы | Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет комитет по социальной защите населения Ленинградской области. |
Численность детей в возрасте до 17 лет включительно в Ленинградской области на 1 января 2010 года составила 246,7 тыс. человек. Доля детей в общей численности населения Ленинградской области составила 15,1 проц., что существенно ниже аналогичных показателей по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу.
Вместе с тем в последние годы в демографическом развитии Ленинградской области происходят позитивные изменения. Так, с 2000 года устойчивую тенденцию приобрело увеличение числа родившихся (за исключением 2005 года). В 2009 году общий показатель рождаемости достиг наиболее высоких значений за последние 12 лет. Рост рождаемости в Ленинградской области в 2000-2009 годах составил 33,3 проц.
Коэффициент рождаемости вырос с 6,5 человека на 1000 населения в 1999 году до 9,2 человека на 1000 населения в 2009 году.
На рост рождаемости оказывают положительное влияние меры государственной поддержки семей с детьми, осуществляемые на федеральном и региональном уровнях, в том числе выплата материнского (семейного) капитала, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на детей, предоставление ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 30 проц. областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, ежегодной денежной компенсации для приобретения одежды и школьно-письменных принадлежностей, предоставление обучающимся в общеобразовательных учреждениях детям из многодетных семей социальных проездных билетов, развитие системы социального обслуживания семей и детей, увеличение числа дошкольных учреждений, предоставление единовременной денежной выплаты в размере 60000 рублей при награждении многодетных матерей, достойно воспитавших пятерых и более детей, почетным знаком Ленинградской области "Слава Матери", другие меры.
Вместе с тем показатели рождаемости в Ленинградской области характеризуются более низкими значениями по сравнению с общероссийскими. В 2009 году уровень рождаемости в Ленинградской области по сравнению с показателями по Российской Федерации был ниже на 25,8 проц. (соответственно 9,2 и 12,4 человека на 1000 населения). Численность детского населения с 2006 года сократилась более чем на 30000 человек.
Низкая рождаемость обусловлена старением населения Ленинградской области, в том числе женщин детородного возраста (средний возраст женского населения после переписи 1989 года увеличился с 38 лет до 43,4 года), общим для регионов страны демографическим переходом от много- и среднедетной семьи к малодетной современной семье, социально-экономическими факторами (материальное положение и образ жизни населения, социальный статус семей, жилищные условия), неблагоприятными тенденциями в процессах брачности и разводимости, ухудшением репродуктивного здоровья населения.
Две трети общего числа рождений приходится на молодых женщин в возрасте 20-29 лет, численность которых значительно снизилась по сравнению с 1986-1987 годами, когда число новорожденных являлось наибольшим за три последних десятилетия. Изменилось также соотношение женщин указанной возрастной группы и женщин репродуктивного возраста: в 1989 году - 29 проц., в 2002 году - 26 проц.
Повышается средний возраст матери при рождении первого ребенка: в 1990 году - 23,3 года, в 2009 году - 24,6 года.
Факторами, сдерживающими рост рождаемости, также являются малообеспеченность семей (количество семей с доходами ниже прожиточного минимума на одного члена семьи составляет 20515 семей, имеющих 31811 детей), нехватка мест в дошкольных учреждениях (на 1 ноября 2010 года очередь составляет 6604 ребенка), отсутствие нормальных жилищных условий. В составе родившихся в последние годы увеличилась доля первенцев (главным образом дети молодых матерей) - 55,7 проц. (в 1990 году - 49,7 проц.), что свидетельствует о тенденции ограничения числа рождений, откладывания рождений вторых и третьих детей.
Суммарный показатель рождаемости в Ленинградской области (число детей, рожденных женщиной за весь период нахождения в репродуктивном возрасте) фактически в два раза ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (2,2), и составил в 2008 году 1,13 (по Российской Федерации - 1,49).
В определенной мере на рождаемость влияют процессы брачности и разводимости. Показатель брачности в расчете на 1000 населения в Ленинградской области на 16,5 проц. ниже, чем в Российской Федерации, и составил в 2009 году 7,1 (по Российской Федерации - 8,5). Количество зарегистрированных браков за последние три года снизилось: в 2008 году заключено 11687 браков, в 2009 году - 11616 браков, за 11 месяцев 2010 года - 9920 браков. Уровень разводимости в 2009 году в Ленинградской области составил 5,1 на 1000 населения (в Российской Федерации - 4,9). Количество расторгнутых браков за последние три года снизилось незначительно.
Благодаря проводимой в Ленинградской области работе по укреплению службы детства и родовспоможения отмечается дальнейшее снижение младенческой смертности. По сравнению с 1990 годом коэффициент младенческой смертности снизился в 2,6 раза и составил в 2009 году 5,7 умерших в возрасте до года на 1000 родившихся (в среднем по Российской Федерации - 8,2). Дальнейшее снижение уровня младенческой смертности является одним из резервов повышения рождаемости в Ленинградской области.
Последовательные целенаправленные усилия в области охраны здоровья матери и ребенка, реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" способствовали дальнейшему снижению заболеваемости детей первого года жизни в 2009 году до 1646,6 на 1000 детей (в 2008 году - 1669,8, в 2007 году - 1706,7).
Имеет место снижение заболеваемости по отдельным группам социально обусловленных заболеваний. В 2009 году не зарегистрировано впервые выявленных случаев наркомании среди детей до 14 лет, отмечается снижение числа случаев наркомании среди подростков на 28 проц. по сравнению с 2008 годом.
Заболеваемость детей туберкулезом снизилась с 25,6 на 100000 детского населения в 2004 году до 16,0 на 100000 детского населения в 2009 году.
Вместе с тем в последние годы в Ленинградской области отмечается рост общей и первичной заболеваемости среди детей всех возрастных групп. В структуре заболеваемости детей преобладают болезни органов дыхания, инфекционные и паразитарные заболевания, травмы, отравления, другие болезни, вызываемые внешними причинами, болезни кожи и органов пищеварения. Наблюдается рост таких заболеваний как сахарный диабет, заболевания костно-мышечной системы, мочеполовой системы, рост новообразований.
Факторами, неблагоприятно влияющими на здоровье детей, также являются вредные привычки родителей - алкоголизм, курение, наркомания.
Начиная с 90-х годов стабильно снижается численность школьников с нормальным физическим развитием. Численность абсолютно здоровых детей перед поступлением в школу не превышает 30 проц.
Слабое состояние здоровья учеников начальных классов неблагоприятно сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам и отрицательно влияет на соматическое и нервно-психическое здоровье.
В Ленинградской области проживает 3421 ребенок-инвалид. Более 40000 детей по состоянию здоровья имеют ограниченные возможности.
За 2006-2009 годы в акушерских стационарах Ленинградской области обследовано на врожденную и наследственную патологию более 40000 детей, или 98-99,5 проц. родившихся. Эффективно действует и постоянно совершенствуется система дистанционного слежения за детьми, в первую очередь новорожденными, находящимися в тяжелом состоянии в отделениях реанимации и интенсивной терапии центральных районных больниц, через отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной детской клинической больницы.
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, охваченных социальным обслуживанием, увеличилось в 2009 году на 15 проц. и составило 3300 человек. Социально-реабилитационными услугами учреждений социального обслуживания семей и детей воспользовались 57 проц. детей-инвалидов (показатель, установленный Минздравсоцразвития России - 43,1 проц.). Приемам социальной реабилитации обучено 4400 родителей, что на 18 проц. выше уровня 2009 года. Доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, увеличилась с 82,0 проц. в 2007 году до 90,5 проц. в 2009 году.
Благодаря своевременно начатому лечению и социальной реабилитации удается предотвратить инвалидизацию детей и улучшить качество их жизни. За последние три года удельный вес детей-инвалидов в общей численности детского населения снизился с 1,3 проц. до 1,25 проц.
Начиная с 2009 года реализуется мероприятие по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На базе Ленинградского областного института развития образования создан ресурсный центр. Приобретено необходимое оборудование для ресурсного центра и 46 детей-инвалидов, участвующих в проекте. За время реализации проекта будет организовано обучение 156 детей-инвалидов.
Вместе с тем доступ детей-инвалидов к услугам дополнительного образования ограничен, вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов решаются недостаточно эффективно. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие в обеспечении интеграции детей в общество и эффективном взаимодействии семей с социальным окружением.
В Ленинградской области на 1 октября 2010 года более 180000 семей имеют детей, из них: 19000 - одинокие матери (отцы) (24200 детей), 14200 - разведенные семьи (18100 детей), 5201 многодетная семья (16700 детей).
На учете в органах социальной защиты населения Ленинградской области состоят 29900 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (44800 детей), или 16,6 проц. от общего количества семей с детьми. Наиболее социально незащищенными являются дети из малообеспеченных семей (30800 детей), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (6800 детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (1500 детей), безнадзорные дети (1200 детей).
Принимаемые меры поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики семейного неблагополучия и организации социального обслуживания населения позволили:
снизить количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 32170 семей в 2008 году до 29998 семей в 2010 году;
снизить количество безнадзорных детей с 1578 в 2008 году до 1191 в 2010 году. Доля безнадзорных детей от общего количества детей в Ленинградской области составляет 0,5 проц., что значительно ниже показателя, установленного Минздравсоцразвития России (2,17 проц.);
снизить количество семей, находящихся в социально опасном положении, с 1778 в 2008 году до 884 в 2010 году.
В результате предоставленных мер социальной поддержки в 2008-2010 годах черту бедности преодолели 5755 семей с детьми.
В то же время имеются случаи насилия, алкоголизма и наркомании в семье. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел за различные правонарушения состоят 4666 подростков. Остается высокой доля тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общей подростковой преступности. Так, в 2009 году зарегистрировано 508 общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, часть деяний совершена повторно.
В 2009 году в отношении детей совершено 844 насильственных преступления, 11 детей погибли в результате насильственных действий, 189 детей пострадали от побоев, 76 детей - от насильственных действий сексуального характера. За десять месяцев 2010 года в отношении детей совершено 595 преступлений. Ежегодно к административной ответственности за недостаточное внимание к воспитанию и содержанию детей привлекается около 6000 родителей.
На региональном уровне требуется усиление работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предотвращения жестокого обращения и насилия в отношении детей.